Уголок потребителя роспотребнадзор

Уголок потребителя роспотребнадзор

Что должен содержать уголок потребителя в обязательном порядке


/ / / Обновлено 15.11.2019 Автор статьи: Рецензент: 2021-11-11T13:20:12+03:00 Предпринимателям, открывающим бизнес, предполагающий продажу различных товаров и/или оказание услуг потребителям, важно знать требования российского законодательства. Одним из них является определённый перечень документов для уголка потребителя, который надлежит оформить в заведении. Ни в одном из российских нормативных актов не содержится ни такого понятия, ни единых требований по стандартному наполнению специального информационного стенда. При этом никто не отрицает, что требования компетентных контролирующих органов относительно ознакомления покупателей с определённой информацией должны беспрекословно выполняться.

Каждому потребителю собственник предприятия обязан предоставить беспрепятственный доступ к размещённой в удобном месте конструкции (стенду, стеллажу, уголку и т.п.) с базовыми информационными материалами.

Они должны включать сведения:

  1. об организации, оказывающей услуги;
  2. о направлениях и особенностях её деятельности;
  3. о разрешительной документации;
  4. о том, как защищаются интересы потребителей.
  5. относящиеся к контактным данным контрольно-надзорных органов и служб экстренного вызова;

Необходимость для предприятий сферы торговли и услуг обзавестись информационным уголком вытекает из требований относительно удовлетворения права покупателей получать достоверные сведения о товарах (услугах) и тех, кто их производит (предоставляет). В п. 2 прямо высказано указание придать этим сведениям наглядность и доступность.

Какого рода данные следует донести до потребителя указано:

  1. в ст. 10 – о продукции, работах или услугах, которые предлагаются клиентам.
  2. в ст. 9 – относительно продавца товаров, исполнителя услуг, изготовителя продукции;

Оформляя справочный уголок, нужно принимать во внимание также требования, выдвигаемые в правительственных постановлениях:

  1. № 55, принятом в 1998 году – им регулируются правила, по которым необходимо продавать товары;
  2. № 1036 за 1997 год – им регламентируется предоставление услуг, относящихся к общественному питанию.

Важно Из предписаний, которые выдвигаются к наполнению информационного стенда для предприятий розничной торговли и сервиса, в первую очередь, следует обратиться к выдвинутым основным контролирующим органом – Роспотребнадзором. По новым требованиям Роспотребнадзора клиент имеет право изучать информацию об оказываемой услуге или покупаемой вещи без общения с продавцами-консультантами или другим персоналом. Если гражданин вынужден получать эту информацию устно, он не может рассчитывать на полноту и достоверность данных.

Право на ошибку работает с двух сторон: продавец может что-то неумышленно забыть, а покупатель не всегда знает про информацию, на которую имеет право. ГОСТа на уголок не существует, но у Роспотребнадзора есть рекомендационное письмо, в котором он советует оформлять по типу доски с перекидными прозрачными кармашками из пластика.

Надпись «уголок покупателя» – требование ведомства.

Контролирующие органы обращают внимание на аккуратное исполнение доски и достоверность изложенных сведений.

Часто бизнесмены заводят уголок в начале работы торговой точки, но не обновляют его годами.

Даже одна пропущенная запись в журнале регистрации предложений, если на неё не ответили в установленный срок, становится поводом для назначения штрафа.

Какой бы ни была организационно-правовая форма предприятия (ООО или ИП, АО или производственный кооператив), оно обязывается обеспечивать потребителю доступ к справочной информации, если занимается:

  1. предоставлением услуг.
  2. реализацией изделий;
  3. производством продукции;

Каждому предпринимателю, высказывающему недовольство необходимостью потратиться на создании уголка потребителя, стоит помнить благодаря кому он получает доходы.

Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы справочный стенд способствовал их приумножению. Рациональное оформление потребительского справочного стенда позволит не только окупить не столь уж и значительные расходы на него, но и поспособствовать развитию бизнеса:

  1. наглядно продемонстрирует высокий уровень предоставляемого потребителям обслуживания;
  2. избавит от чрезмерной назойливости со стороны представителей контрольно-надзорных органов и поможет сэкономить на выписываемых ими штрафах;
  3. позволит наладить обратную связь с потребителями, так как станет видно, что их больше заинтересовало в представленных материалах.
  4. поспособствует привлечению новых клиентов, не сомневающихся, что именно здесь получат достоверные исчерпывающие данные о том или ином товаре (услуге);
  5. предотвратит возникновение конфликтных ситуаций с покупателями, некоторые из которых всегда готовы найти повод для недовольства, что отпугивает других клиентов;

Специальных требований относительно того, как обеспечить доступ клиенту к уголку потребителя нет. Как нет и регламентации материалов, которые нужно использовать для оформления покупательского стенда.

Разве что предписывается не помещать справочные материалы под стекло, чтобы не затруднять доступ к ним. Установленные Роспотребнадзором правила оформления предполагают, что уголок будет:

  1. обеспечивать лёгкость извлечения текстов из ячеек;
  2. удовлетворять эстетическим вкусам, обеспечивать наглядность, точность и актуальность информации.
  3. находиться в доступном для покупателя месте и прибывать в поле его зрения;

Не существует официальной классификации документов, которые размещаются на доске покупателя. Всё деление на подвиды создано продавцами и представителями услуг для собственного удобства.

Это тоже важно знать:Содержание уголка потребителя:

  1. локальные акты и нормативные положения;
  2. дополнительные бумаги.
  3. сертификаты, лицензии, другая разрешительная документация;
  4. Федеральные законы;
  5. распоряжения руководства, которые не нарушают действующие законы;
  6. Постановления Правительства;

На стенде не нужно размещать Конституцию или те законы, которыми регулируется внутренняя работа магазина.

Уголок обязательных сведений оперирует только теми нормативно-правовыми актами, которые напрямую касаются потребителя. Соблюдение остальных Федеральных и локальных законов считается обязательным без вмешательства общественного контроля. Не все распоряжения руководства размещаются на информационном стенде.

Внутренние приказы для работников являются конфиденциальными сведениями. Для широкой публики остаются доступными только данные, которые касаются обслуживания, продаж и услуг. Например, если в торговой точке появились кассы, на которых семьи с детьми обслуживаются без очереди, то информацию об этом вывешивают в уголке.
Например, если в торговой точке появились кассы, на которых семьи с детьми обслуживаются без очереди, то информацию об этом вывешивают в уголке.

Ответственность за нарушение нормативных положений по наполнению и размещению стенда предусмотрена АК Российской Федерации. Для назначения санкций, надзорному ведомству неважно, сколько сведений не хватает.

Отсутствие одной строки нужной информации и нескольких страниц наказывается одинаково.

Главным органом по контролю с правом штрафовать за неправильное оформление стендов в РФ остаётся Роспотребнадзор. Ведомство может взыскивать обозначенную сумму во время официальных запланированных проверок или же после жалоб потребителей. Проверить уголок может специальное ведомство санитарно-эпидемиологической службы.

Они имеют право оценить, правильно ли заполняется лист проверок и обработок. В полномочия этой службы также входит анализ доступности уголка.

Если документы нечитабельные, доска находится слишком высоко или она существенно загрязнена, санэпидемслужба может вынести предупреждение предпринимателю и обратить на это внимание Роспотребнадзора.

В обязательном порядке справочный уголок должен содержать:

  1. наименования и реквизиты (адреса и телефоны) контролирующих структур;
  2. сведения о режиме работы.
  3. тексты нормативных актов – ФЗ № 2300-1, правительственных постановлений № 55 или № 1036, выдержку из КоАП (ст. 5.14);
  4. нотариально заверенные (желательно, в цвете) копии государственной регистрации, лицензии и заключения местного представителя санитарно-эпидемиологического надзора;
  5. журнал, в котором фиксируются показания по итогам проведённых проверок;

Помимо основной документации на справочном стенде для покупателей должны находиться материалы, позволяющие ознакомиться с требованиями и связаться с представителями компетентных служб. Особые споры вызывает такой предмет, как книга жалоб и предложений. Её зачастую относят даже к обязательной документации.

Отдельные предприниматели помещают жалобную книгу среди справочных материалов для покупателей. Хотя общее требование состоит в том, чтобы она была доступна для быстрого предоставления по требованию, не более. Поэтому можно и не выставлять её на информационном стенде, но держать всё-таки где-то в непосредственной близости от него, прошитой и с пронумерованными листами.

В дополнительную информацию справочного характера для потребителей принято включение: Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут! Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  1. санитарно-эпидемиологических правил, относящихся к деятельности предприятия;
  2. номеров телефонов, по которым экстренно вызываются полиция, МЧС и т.д.;
  3. чёткого плана, в соответствии с которым нужно эвакуироваться из здания (помещения) при возникновении форс-мажорной ситуации;
  4. перечня оказываемых услуг;
  5. особенностей обслуживания представителей льготных социальных групп;
  6. контактных данных контрольно-надзорных органов и территориальных структур, защищающих потребительские права для оформления адресованной претензии, жалобы.
  7. инструкций по пожарной безопасности;
  8. особых пояснений запретительного или рекомендательного характера, связанных с направлением деятельности предприятия. К примеру, относительно отпуска алкогольной и/или табачной продукции несовершеннолетним;

Это тоже важно знать:Требования, выдвигаемые со стороны представителей компетентных государственных органов к наполнению дополнительной документацией потребительского справочного уголка представляются более размытыми, чем в отношении основных материалов.

Отбирая дополнительное информационное наполнение потребительского стенда, стоит, в первую очередь, ориентироваться на специфику деятельности предприятия, исходить из того, какого рода услуги предоставляются.

Это подскажет какими материалами надлежит насытить справочный уголок.

До издания в 2014 году Минздравом приказа за № 1Н аптечный информационный стенд наполнялся материалами в соответствии с требованиями Правил, регламентирующих отпуск (реализацию) лекарств.

Они были установлены в 2003-м приказом Минздрава № 80.

Но его приказом № 1 признали утратившим силу, не предложив взамен схожих предписаний в отношении справочного покупательского уголка для аптек.

Поэтому материалы для него подбираются, прежде всего, на основании норм, содержащихся в:

  1. Правилах, установленных правительственным постановлением № 55.
  2. федеральных законах № 2300-1 и № 61, которым регламентируется обращение лекарств;

Специфика аптечной деятельности предусматривает предоставление покупателям сведений, относящихся к:

  1. установленным производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты, сгруппированных в соответствии с международными непатентованными наименованиями.
  2. услугам, условиям и формам их предоставления, ценам на них;
  3. лицензированию;

Чтобы составить относительно точный список документов, которые надлежит поместить в потребительский уголок магазина, ведущего розничную торговлю, надлежит обратиться к Правилам, принятым правительственным постановлением № 55. Клиент, заинтересовавшийся информационными данными, вправе получить сведения относительно:

  1. аккредитации, лицензирования, регистрации, режима работы предприятия;
  2. контактных данных структур, с которыми можно связаться, обнаружив какие-то нарушения или столкнувшись с чрезвычайной ситуацией.

Всё наполнение информационного покупательского стенда в магазине можно представить состоящим из четырёх групп:

  • Дополнительной (контактные данные контрольно-надзорных структур, телефоны для экстренного вызова, сведения об особенностях определённой продукции и обслуживании представителей льготных социальных категорий).
  • Санитарной (санитарно-эпидемиологические правила и заключение об их соблюдении);
  • Нормативной (ФЗ № 2300-1, Правила торговли, установленные правительственным постановлением № 55, другие подзаконные нормативные акты).
  • Данных о субъекте предпринимательской деятельности.

Особое место на стенде должно быть отведено информации, связанной с реализацией алкогольных напитков, если магазин осуществляет такую деятельность.

Необходимо наличие:

  1. копий сертификатов;
  2. копии соответствующей лицензии;
  3. напоминания о противопоказаниях.
  4. условий продажи;
  5. прайс-листа;
  6. данных о производителе, объёме тары, энергетической ценности и составе алкогольного продукта;

При подборе информации для потребительского уголка субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги в сфере общественного питания руководствуются предписаниями, изложенными в Правилах, принятых правительственным постановлением № 1036. Второй раздел Правил собственно посвящён информации об услугах. Посетителю должна быть предоставлена возможность почерпнуть сведения о предоставляемых заведением услугах, в том числе, вне зала обслуживания для совершения выбора из:

  1. условий обслуживания.
  2. прейскуранта;
  3. меню;

Причём, предоставляемые данные в отношении потребительских свойств, качества, условий приготовления должны быть, по возможности, исчерпывающими, не затрагивая коммерческой тайны.

Естественным представляется отображение информации, связанной с реализацией алкоголя и табачных изделий. Локацию для уголка потребителя подбирают хорошо видную с удобным доступом. Покупатель не должен блудит по заведению, чтобы его найти, он должен быть в поле зрения. Наиболее часто стенд вешают на одной из стен, к которой у каждого желающего имеется свободный доступ.

Наиболее часто стенд вешают на одной из стен, к которой у каждого желающего имеется свободный доступ. Зачастую его можно увидеть прямо при входе. Законы, упомянутые выше, не содержат конкретизации того, как правильно оформить уголок потребителя для ИП, по каким критериям по внешнему виду оформлять уголок, на какое местоположение в помещении торговой организации его нужно разместить.

Роспотребнадзор оценивает следующие показатели:

  1. Не допускается неправильное написание названий законов, сведений об ИП.
  2. Стендовый уголок следует сделать продуманным с эстетической точки зрения и наглядным с целью оптимального предоставления информации.
  3. Для посетителей торгового предприятия должны быть обустроены условия с целью, чтобы гражданин мог без помех рассмотреть, изучить вложения на информационном стенде.
  4. Заполнить уголок предписывается актуальными на данный момент информационными материалами всероссийской и региональной базы в зависимости от места нахождения ИП; В Москве нужно написать контактные сведения территориальных отделений служб столицы. Для другого города данные должны быть местными. В обязательном порядке прописывается телефонный код населенного пункта.
  5. Расположенные в нем документальные материалы должны легко доставаться из ячеек;
  6. Тексты законов должны быть вложены в ячейки в печатном издании, нельзя вставить в уголок распечатку из интернета.
  7. Уголок покупателя должен размещаться в любом хорошо обозреваемом месте, доступном для делающего покупки гражданина. Его можно заказать в ближайшем агентстве по эскизу и дизайну заказчика;

Закон не требует от продавца или представителя услуг описывать на доске покупателя всё, чем занимается предприниматель, но дать потребителю общее понимание необходимо. К примеру, на стенде парикмахерской должны быть перечислены все виды работ, которые оказываются в этом заведении, но без детализации.

Не нужно уточнять типы покраски или стрижки волос, достаточно обозначить факт наличия таких процедур.

Это тоже важно знать:Аналогичная ситуация складывается и в торговых точках оптовой и розничной реализации.

Закон не обязывает вставлять в уголке полные перечни товара в наличии. Покупатель должен иметь возможность ознакомиться со списком категорий вещей, доступных в месте продаж. Если услуги, предоставляемые в заведении, могут быть опасны для определённых граждан (астматики, эпилептики, аллергики), то информация об этом располагается в уголке.

Сложные технические устройства в розничной продаже всегда имеют гарантийный срок (колеблется от 14 дней до 2 лет).

Период обязательно указывается в инструкции или на упаковке товара, а сопутствующее время фиксируется на стенде. К нему относят:

  1. Сколько дней уйдёт на предоставление экспертного заключения о причине поломки.
  2. Какой срок отводится для гарантийного обслуживания.
  3. Сколько раз может ремонтироваться товар перед тем, как его признают неликвидным и разрешат замену.

Изложенная на стенде информация о сроках не может перечить нынешнему законодательству РФ.

Если в законе указан один промежуток времени, а не стенде другой, это нарушение, которое может стать основанием для выписки штрафной санкции. Главной разрешительной документацией, которая должна находиться на стенде – это сертификат о регистрации в ИФНС юр.

или физ. лица предпринимателя. Именно эта бумага даёт покупателю понимание того, что он приобретает товар, который попал в розничный сбыт законным путём. Если в магазине реализовываются вещи, находящиеся в особом обороте, то на каждый тип в информационном стенде должна быть лицензия или, заверенная у нотариуса, копия.

На каждом дубликате оставляется мокрая печать.

Некоторые услуги также требуют дополнительных разрешений. В такой роли выступают сертификаты качества и подготовки сотрудников.

Например, если в салоне оказываются услуги массажа, в уголке должны находиться копии дипломов или сертификатов мастеров. Какие документы должны быть в уголке потребителя в третьем блоке?

Здесь рекомендуется разместить информацию относительно того, куда может обратиться недовольный потребитель, книгу жалоб и предложений. Именно в этой части стенда размещается информация с контактными данными Роспотребнадзора, других контролирующих органов. Здесь можно указать телефоны экстренных служб, общественной приемной, вышестоящей организации, если речь идет о филиале или представительстве.

Здесь можно указать телефоны экстренных служб, общественной приемной, вышестоящей организации, если речь идет о филиале или представительстве. Кто будет проверять то, что входит в уголок потребителя — документы и информацию?

Главный проверяющий – Роспотребнадзор.

Это специальный надзорный орган, который призван защищать права потребителей и контролировать качество обслуживания и правомерность деятельности предпринимателей. Если магазин или салон только открывается, то о предстоящей проверке предпринимателя обязаны уведомить органы Роспотребнадзора. Если же организация работает уже давно, то контролирующий орган может нагрянуть внезапно.

В случаях, когда сотрудники Роспотребнадзора выявляют недочеты, бизнесмен получает на руки предписание об устранении нарушений, если последний игнорирует требования, то к нему могут применяться меры административной ответственности. При нарушении требований Роспотребнадзора на виновный субъект накладывают штраф.

Размер зависит от статуса:

  1. В тех случаях, когда потребительский стенд не устанавливаю или ведут неправильно по приказу вышестоящего руководства, юр. лицо штрафуется от тридцати до сорока тысяч рублей.
  2. Если информация не появилась на стенде по вине физлица, он штрафуется на сумму 1500-2000 рублей.
  3. Когда отсутствие данных вызвано халатной работой должностного лица (например, руководителя отделения), он должен заплатить штраф – 3-4 тысячи рублей.

Неправильно оформленная доска (тусклое освещение, маленький нечитабельный шрифт) влечет ответственность у должностного лица, которое занималось установкой и подготовкой стенда. Если уголок разрабатывался дизайнером, то оштрафован будет сотрудник, который принял такой проект.

Первое нарушение обычно ограничивается предупреждением. Если контролирующий орган увидит аналогичное или другое отступление от правил во второй раз, он оштрафует ответственное лицо. Если уголок потребителя отсутствует, то организация штрафуется мгновенно.

Санкции взыскиваются с юридического лица даже в том случае, если был установлен ответственный за это работник.

Это тоже важно знать:В правовой плоскости отсутствие документов в уголке равнозначно неимению доски, поэтому избежать штрафа просто повесив стенд без наполнения невозможно.

В некоторых ситуациях оштрафовать могут несколько субъектов сразу.

  1. Если руководством компании не было отдано распоряжение о формировании уголка потребителя, штрафуется юридическое лицо.
  2. Когда уполномоченный начальник не проконтролировал стенд вовремя (подтверждается журналом проверок), под санкции попадает только должностное лицо.
  3. Определяет ответственное лицо – не компания, а надзорный орган. Если наполнение стенда пострадало из-за халатности продавца (не были обновлены или дополнены данные при наличии приказа руководства), то штрафуется только работник.

Ведомство проводит проверку и выдаёт приказ о том, с какого гражданина или юридического лица необходимо взыскать штраф. Если магазин не обеспечит наличие уголка потребителя (либо обустроит его, не обеспечив соответствия уголка требованиям законодательства), то проверяющие органы могут применить к нему санкции на основании ( ССЫЛКА ) — в виде:

  1. штрафа в размере 5000 — 10 000 рублей (выписывается на магазин как на юрлицо).
  2. штрафа в размере 500-1000 рублей (выписывается на ИП, владеющего магазином, или на должностное лицо, работающее в магазине, который учрежден как юрлицо);

Если у владельца магазина есть сомнения по поводу того, включать или не включать какую-либо информацию, прямо или косвенно относящуюся к вышеуказанным категориям — то лучше перестраховаться и включить ее. Это снизит вероятность получения штрафа, а то и вовсе позволит избежать его.

Кроме того, законом предусмотрен отдельный штраф за отсутствие жалобной книги — как мы уже знаем, ее предъявление покупателю обязательно по закону. При этом, штраф может быть представлен сразу в нескольких разновидностях — в зависимости от характеристик нарушения. В случае, если в магазине в принципе нет жалобной книги, то Роспотребнадзор, выявив данный факт, вправе применить к предприятию санкции по ( ССЫЛКА ) — представленные штрафами:

  1. в 30 000 — 40 000 рублей (для организаций).
  2. в 1500 — 2000 рублей (для рядовых граждан);
  3. в 3000 — 4000 рублей (для должностных лиц и ИП);

Если покупателю представлена жалобная книга, в которой удалены страницы, или если она явно не соответствует общераспространенному формату (утвержденному приказом № 346), то Роспотребнадзор, рассмотрев случай по существу, может вменить магазину нарушение, связанное с обманом потребителя.

Как следствие — применить к магазину санкции по ст.

14.7 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) — в виде штрафа:

  1. 10 000 — 30 000 рублей (на ИП и должностных лиц);
  2. 3000-5000 рублей (на рядовых граждан);
  3. 20 000 — 50 000 рублей (на юридических лиц).

Отметим, что предусмотрен огромный штраф — до 500 000 рублей на юридических лиц (и не маленькие штрафы для ИП) за введение потребителей в заблуждение касательно потребительских качества товара или услуги.

В свою очередь, в силу специфики торговой деятельности разъяснения по потребительским качествам может быть уместно публиковать как раз на стенде в уголке потребителя.

По крайней мере — уместно дублировать, даже если где-то аналогичная информация уже есть — чтобы точно не попасть на штраф. Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: Кстати, самая распространенная жалоба на недостающие документы в уголке потребителя – отсутствие закона № 2300-1. Этот документ могут даже взять с собой потребители, такое на практике встречается достаточно часто, поэтому если нет возможности самостоятельно следить за наполненностью стенда, назначьте определенного сотрудника, который будет контролировать весь процесс и по мере необходимости добавлять или изменять информацию. Даже если предприниматель полностью прав, все же судебная практика говорит о том, что суд практически всегда становится на сторону потребителя.

Рекомендуем прочесть:  Протокол 2 поветски как офомлять

Но все же не рекомендуется отступать, если предприниматель не согласен с выводами Роспотребнадзора. Что греха таить, ведь специалисты этой службы достаточно формально подходят к выполнению своих обязанностей, поэтому у предпринимателя все же есть шанс доказать свою правоту.

Некоторые бизнесмены идут даже на крайние меры. Они берут расписку со своих клиентов о том, что у них нет претензий к информации на уголке потребителя. Но такое возможно организовать лишь там, где много клиентов и они какое-то время ожидают. Естественно, что в розничной сети такие расписки получить не удастся.
Естественно, что в розничной сети такие расписки получить не удастся. Законодательству РФ удалось обеспечить потребителей надёжными механизмами защиты их интересов.

На их страже стоят:

  1. Роспотребнадзор;
  2. отделы по ЗПП;
  3. прокуратура.

Это тоже важно знать:С претензиями до 50 000 рублей можно обращаться к мировым судьям, свыше – к районным. Примеров, когда покупателям удалось отстоять свои права в российских судах, достаточно, чтобы говорить о заурядности таких судебных решений.

Специфика российского законодательства заключается в его правопреемственности относительно тех норм, которые принимались еще при СССР. Многие советские нормативные акты, что были введены в действие очень давно, сохраняют юридическую силу до сих пор.

В их числе — к примеру:

  1. правила применения векселей, утвержденные постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 ( ССЫЛКА ).
  2. правила об отпусках НКТ СССР 30.04.1930 № 169 ( ССЫЛКА );

К числу действующих советских нормативных актов относится и тот, которым утверждена форма книги жалоб и предложений — приказ Министерства торговли РСФСР от 28.09.1973 № 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» — ССЫЛКА . Там сказано, что все предприятия розницы и общепита обязаны применять данную книгу.

Соответственно, делаем однозначный вывод о том, что в силу сохранения приказом № 346 юридической силы, продавцы должны предоставлять покупателям книгу жалоб и предложений. В приказе не сказано, что книга должна быть обязательно предоставлена в спектре сведений, подобных тем, что предоставляются покупателю в порядке, утвержденном Законом № 2300-1.

В приказе не сказано, что книга должна быть обязательно предоставлена в спектре сведений, подобных тем, что предоставляются покупателю в порядке, утвержденном Законом № 2300-1. Но по факту такое предоставление может быть реализовано одновременно с информированием потребителя по тем критериям, что определены указанным федеральным законом — хотя бы по аналогии с нормативами, установленными постановлением № 1025. Ознакомимся теперь подробнее с тем, как может выглядеть типичный уголок потребителя, соответствующий требованиям законодательства, на современном российском торговом или сервисном предприятии, на практике.

Спасение утопающих зачастую является их собственным уделом. Где раздобыть подходящий образец информационного стенда, который должен висеть у ИП, занимающегося розничной торговлей, нередко приходится решать самостоятельно.

Так как единого пакета требований, исходящих от государства, нет, то и единого подхода в том, какие документы в магазине розничной торговли следует представить в уголке потребителя, не выработали. Навести справки индивидуальный предприниматель может у специалистов Роспотребнадзора, как основного федерального органа, контролирующего розничную торговлю. Приходится учитывать мнения и представителей других контролирующих структур, которые могут отличаться в разных регионах страны.

Деятельные люди в сложившейся ситуации наладили поставки комплектов материалов для информационных стендов. Предпринимателям остаётся только дополнить их местными адресами и телефонами контролирующих органов. Закон не регламентирует точный перечень дополнительных сведений, однако во избежание предупреждений и штрафов со стороны проверяющих органов следует разместить на информационном щите следующие документы:

  1. инструкция по пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре;
  2. правила по осуществлению бытовых услуг и прейскурант (если организация оказывает услуги);
  3. информация о запрете и ответственности за продажу спиртного и табачной продукции несовершеннолетним;
  4. книга жалоб и предложений;
  5. адреса и телефоны территориального отдела по защите прав потребителей;
  6. номера телефонов экстренных служб.
  7. условия обслуживания льготных категорий граждан;
  8. СанПиНы;

Важно: размещение дополнительной информации не дает оснований пренебрегать правилами по размещению основных документов.

Функции контроля за наличием обязательных документов в уголке покупателя возложены на Роспотребнадзор. Что касается самого информационного щита, то данный вопрос попадает в сферу внимания органов пожарного надзора – необходимо, чтобы размещенный стенд не нарушал требований противопожарной безопасности.

Российские субъекты предпринимательской деятельности не испытывают особых сложностей в оформлении и наполнении уголка потребителя. Перечень документов-2019 настолько подробный, что отсутствие унифицированных требований проблемы не составляет.

Для покупателей наличие ориентированного на них информационного стенда представляется несомненным удобством. И предпринимателей избавляет от необходимости давать клиентам повторяющиеся пояснения по разным поводам, поместив справочные материалы в специальном уголке.

Подпишитесь на свежие новостиEmail * Важно знать!

  1. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  2. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  3. Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить!

Задайте вопрос прямо сейчас!

  1. Профессионально
  2. Анонимно

Поставьте оценку:

5,00 2813 просмотров Права потребителей

Уголок потребителя

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Удовлетворяя требование о привлечении к административной ответственности за оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, суд в порядке части 3 статьи 14.17 КоАП РФ установил, что факт реализации ответчиком алкогольной продукции в отсутствие лицензии на производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подтверждается протоколом осмотра места происшествия, зафиксировавшим факт нахождения в уголке потребителя копии уведомления о постановке на учет в налоговом органе, копии свидетельства о государственной регистрации, нахождением на витринах и стеллажах алкогольной продукции с ценниками, актом проверки, протоколом об административном правонарушении.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Как указал суд, признавая позицию департамента необоснованной, общество не оказывает услуги общественного питания населению, а использует спорный объект для организации питания своих работников.

Столовая входит в производственный комплекс и составляет его инфраструктуру, доступ в него ограничен.

Из акта обследования также следует, что всю площадь здания занимает столовая для сотрудников общества; уголок потребителя, кассовый аппарат отсутствуют.

Объект расположен на огороженной территории предприятия. Таким образом, кафе, функционально неотделимое от производственного комплекса, обеспечивает потребности сотрудников, то есть не является объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Обновление «Уголка потребителя» Статья 495.

Предоставление покупателю информации о товаре Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Уголок потребителя: необходимый минимум

21 июня 2018Российское законодательство установило право потребителя на информацию о продавце, товарах и услугах. Обеспечение реализации такого права стало обязанностью продавца.

В федеральных нормативно-правовых актах нет четкого определения, как именно должно быть это сделано. Есть только рекомендации, что информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме. Основные законодательные акты, регламентирующие предоставление информации потребителям:., утверждающее правила продажи отдельных видов товаров.Чтобы выполнить требования законов, продавец должен создать в торговом зале уголок потребителя – специально организованное место, где будет представлена необходимая информация.1.

Выбрать место для информационного стенда.В законе сделан упор на то, что информация должна быть доступна для клиентов.

Следовательно, необходимо предусмотреть такое месторасположение для стенда, чтобы посетителям было удобно подойти к нему и познакомиться с материалами. Если места немного, то можно поместить все документы в папку «Информация для потребителей» в прикассовой зоне.Не размещайте стенд в труднодоступных местах: за прилавком или стойкой продавца, в и т.

п. Не стоит давать повод контрольным органам для претензий и обращений в суд.2. Оформить стенд.В законодательстве не прописаны какие-то особые требования к оформлению информации. Поэтому можете просто сделать стенд или папку достаточно заметными для посетителей.

Попробуйте их ярко оформить как одну из деталей вашего фирменного стиля. Считайте уголок потребителя одним из элементов по созданию образа компании, заботящейся о своих покупателях.3. Разместить на стенде как можно более полную информацию, исходя из требований к торговле.Не пожалейте времени и бумаги на распечатку всех правил и требований в вашей торговой сфере.

Покупатели вряд ли будут их читать, зато при проверке не найдется поводов для формальных претензий.Трудно составить универсальный перечень документов для уголка потребителя на 2017–2018 годы, но, как правило, надзорные органы проверяют наличие следующих документов:

  1. Информации о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан.
  2. Копии документов о регистрации: ИНН, свидетельство о регистрации в налоговой инспекции в качестве ИП, свидетельство о присвоении ОГРН (для юр. лиц).
  3. Книги отзывов и предложений.
  4. Копии лицензий, если деятельность лицензируется.
  5. Правил пожарной безопасности и плана эвакуации в случае пожара.
  6. Правил, регулирующих вашу деятельность (зависят от специфики торговой точки: правила оказания бытовых услуг, санитарно-эпидемиологические правила и т. п.).
  7. Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Лучше поместите официальную брошюру.
  8. Телефонов экстренных служб и контролирующих органов.

Несмотря на то, что конкретных требований к способам предоставления информации в законодательстве нет, санкции за непредоставление необходимых данных есть.Многое будет зависеть от проверяющих: какую статью Кодекса об административных правонарушениях вам инкриминируют и насколько серьезным посчитают нарушение. КоАП предполагает предупреждение или штраф: статьи , 14.8, 14.15.Итак, продавец обязан предоставить информацию покупателю в доступной форме и на русском языке. Для этого следует оборудовать специальный информационный стенд, или «Уголок потребителя», где покупатель сможет самостоятельно ознакомиться с документами.Основные документы для информирования покупателей указаны в федеральном законодательстве.

Региональные власти могут дополнить этот перечень, поэтому необходимо следить за изменениями и местных нормативно-правовых актов.