Участие прокурора в уголовном судопроизводстве

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. Формы участия.


Принятый в 1992 г. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который сохранил в качестве главной функции, определяющей предназначениепрокуратуры в государстве, надзор за исполнением законов, уже не рассматривает участие прокуроров в рассмотрении дел судами как осуществление надзора, относя его к иным функциям прокуратуры.

В ч. 3 ст. 1 Закона указывается:

«Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами,обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов»

. Конкретные задачи, формы, порядок участия прокуроров в различных стадиях судебного производства по уголовным делам установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Произошедшее изменение представлений о взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное, профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве — важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела в том виде, в котором они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.

Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел определены Уголовно-процессуальным кодексом. Это: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов (судей), не вступивших, а также вступивших в законную силу; участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства — апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Уголовно-процессуальный закон и приказ Генерального прокурора РФ указывает на обеспечение обязательного участия прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем. Генеральный прокурор РФ в Приказах

«Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»

от 27.11.2007 №189 и «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 20.11.2007 №185 требует от подчиненных прокуроров особое внимание обращать на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах.

В этих целях надлежит организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях. Предлагается использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей, обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность. Территориальные прокуроры, военные и иные специализированные прокуроры должны поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

Руководителям прокуратур предписано регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур лично поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс, не менее одного раза в квартал. Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме. Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ постоянно совершенствует организацию контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров, регулярно анализирует состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, тенденции ее изменения и вырабатывает соответствующие рекомендации.

Потребность корпуса государственных обвинителей в организационной и методической помощи должна своевременно выявляться, управлением методического обеспечения совместно с Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры РФ должны разрабатываться для применения в практической деятельности необходимые пособия и рекомендации.

Уголовно-процессуальный кодекс, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей.

Основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ. Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации в уголовном судопроизводстве в виде специальных (отраслевых) задач.

Среди специальных задач этой деятельности прокурора можно выделить основные: —обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; —обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; —обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса.

Среди специальных задач этой деятельности прокурора можно выделить основные: —обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; —обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; —обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса. Закрепление в законе положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией российского уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве — одним из приоритетных направлений его деятельности Закон о прокуратуре (ст. 1) рассматривает деятельность прокурора в судебных стадиях уголовного процесса как

«участие прокурора в рассмотрении дел судами и обжалование противоречащих закону приговоров, постановлений и определений суда»

.

Таким образом, Закон о прокуратуре, определяя, что прокуратура и суд не находятся в отношениях подчиненности и поднадзорности, указывает на то, что основная задача прокурора в суде заключается в выполнении им своих функций как стороны обвинения. Основной нормативной базой данного направления деятельности является УПК РФ.

Изучение данного закона показывает, что среди задач участия прокурора в судебной деятельности следует выделить следующие: — обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; — обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; — обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса.

Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда более частных, конкретных задач.

Так, для решения первой из упомянутых задач необходимо организовать присутствие прокурора в суде, обеспечить участие наиболее квалифицированного обвинителя, осуществить тщательную подготовку к судебному рассмотрению уголовного дела и т. д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность проверки законности правовых актов (приговоров, постановлений, определений), принятых судом по уголовному делу, обеспечить квалифицированное составление представлений, участие прокурора в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и т.д.

В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, при рассмотрении таких жалоб в судебном заседании также необходимо участие прокурора.

В суде первой инстанции должны принимать участие должностные лица, осуществляющие надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В пересмотре судебных постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения указанных жалоб, принимают участие прокуроры подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

В необходимых случаях в указанных судебных инстанциях по указанию руководителей прокуратур могут участвовать и другие прокуроры. Вопрос о том, кто именно из работников прокуратуры должен выступать в суде по тому или иному делу решается руководителем прокуратуры.

При этом учитывается характер, объем и сложность дела, квалификация и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвует прокурор уровня соответствующего суда (в районном суде — прокурор района, в областном — прокурор области и т.д.), либо их заместители, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и прокуроры отделов и управлений. В тех же прокуратурах, где созданы структурные подразделения, обеспечивающие участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, назначаются работники этих подразделений По наиболее сложным, многоэпизодным делам, делам с большим количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, руководителями прокуратур решается вопрос о создании группы государственных обвинителей и распределении обязанностей среди членов этой группы применительно к особенностям каждого конкретного дела.

В суде присяжных заседателей в качестве государственных обвинителей выступают специально подготовленные прокуроры, обладающие навыками ораторского мастерства.

Для государственного обвинителя особенно важно тщательно готовиться к процессу, глубоко и обстоятельно изучать материалы дела.

Подготовка прокурора к участию в процессе включает в себя, прежде всего,

«тщательное изучение материалов дела, главного из них, ознакомление с законодательством, изучение специфики совершенного преступления и выработку предложений о порядке исследования доказательств»

.

На практике прокуроры, которым поручено поддерживать обвинение, используют разумные способы и методы изучения материалов уголовного дела. Некоторые из них знакомятся с делом, начиная с чтения обвинительного заключения. Естественно, что при таком методе прокурор сразу входит в суть дела, видит пределы обвинения, объем доказательств, обоснования юридической оценки преступления.

Однако такая методика нередко приводит к тому, что прокурор начинает придерживаться лишь той версии, которая выдвинута следователем и обоснована в обвинительном заключении, а также анализирует материалы дела лишь в пределах доказательств, указанных в обвинительном заключении.

Между тем, от прокурора как государственного обвинителя требуется анализ материалов дела в полном объеме, в том числе и фактов, говорящих в пользу подсудимого. В связи с этим, как представляется, наиболее рациональным является другой метод, когда прокурор начинает изучение дела с постановления о его возбуждении. В этом случае государственный обвинитель идет тем же путем исследования обстоятельств дела, что и следователь, и ему понятно, почему следователь отбросил ту или иную версию, почему привлек лиц, указанных в обвинительном заключении, и, соответственно, прекратил производство в отношении других.

Прокурор должен тщательно изучать материалы уголовного дела даже в тех случаях, когда он осуществлял надзор за его расследованием или утверждал обвинительное заключение.

В противном случае прокурор не сможет качественно поддержать государственное обвинение, поскольку недостаточное знание материалов дела будет его связывать.

В связи с тем, что конспективные изложения показаний обвиняемого, свидетелей, потерпевшего, заключений экспертов, а в ряде случаев и дословные выдержки из указанных источников доказательств позволяют прокурору активно участвовать в проверке и исследовании доказательств в суде, необходимо подробнее рассматривать правила конспектирования дела.

При конспектировании материалов дела прокурору необходимо отметить противоречия в показаниях потерпевших, свидетелей и обвиняемых, а также определиться с тем, проведением каких процессуальных действий в судебном заседании можно устранить эти противоречия. Государственному обвинителю следует заранее подготовить вопросы участникам процесса и, соответственно, изложить их в строгой последовательности.

Целесообразно также заранее подготовить и сформулировать вопросы эксперту, чтобы на судебном следствии представить их в письменном виде. Кроме изучения доказательств, прокурору при ознакомлении с материалами уголовного дела следует выяснить, соблюдены ли при расследовании дела требования материального и процессуального закона; проведено ли расследование полно и объективно; правильно ли квалифицировано преступление; своевременно ли вручена подсудимому копия обвинительного заключения и т.

д. По делам о преступлениях, специфичных по способу их совершения, прокурору потребуется знание методики их расследования и судебного разбирательства. В этом случае целесообразно изучить специальную литературу, инструкции, приказы, ведомственные указания. К данной категории дел можно отнести дела о нарушении правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.

215 УК), нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст.

216 УК), о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), и т.д. В подготовки к судебному заседанию судья, не предрешая вопроса о виновности лица, совершившего преступление, выясняет наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для назначения судебного заседания и рассмотрения уголовного дела по существу.

263 УК), и т.д. В подготовки к судебному заседанию судья, не предрешая вопроса о виновности лица, совершившего преступление, выясняет наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для назначения судебного заседания и рассмотрения уголовного дела по существу.

Рекомендуем прочесть:  Прошение о помиловании от матери

В перечне вопросов, подлежащих выяснению судьей, отсутствуют вопросы о том, содержит ли деяние, вменяемое обвиняемому в вину, состав преступления, правильно ли оно квалифицировано, поскольку судья должен быть свободен от констатации, предрешающих виновность обвиняемого — иное не согласуется с осуществляемой им функцией правосудия.

Знакомясь с материалами уголовного дела, судья, прежде всего, акцентирует внимание на выяснении вопроса, нет ли препятствий для рассмотрения судом уголовного дела.

Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел начинается со стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию. На предварительном слушании прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц.

В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.

Несмотря на то, что закон (ч. 4 ст. 234 УПК РФ) допускает возможность проведения предварительного слушания в отсутствие других извещенных участников производства по уголовному делу, в том числе и прокурора, его участие следует признать необходимым. Участие прокурора в предварительном слушании необходимо потому, что здесь, кроме решения о назначении судебного заседания, судья может вынести постановление о возвращении дела прокурору, о приостановлении или прекращении дела.

Кроме того, обвиняемый или его защитник может заявить ходатайство об исключении доказательства, о вызове свидетеля, о допросе определенных лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий, о прекращении дела и т.д. Своевременное реагирование прокурора на заявление стороной защиты ходатайств создает предпосылки для объективного и всестороннего рассмотрения и разрешения их судьей.

Непосредственное участие прокурора в предварительном слушании позволяет ему высказать возражения против необоснованных ходатайств, заявленных стороной защиты, изложить суду свою позицию относительно ключевых вопросов, подлежащих рассмотрению, тем самым воспрепятствовать неприемлемым притязаниям противоположной стороны. Принципиальная позиция прокурора в суде продиктована необходимостью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, необходимостью защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

В случае заявления ходатайства об исключении доказательства его копия передается другой стороне в день представления ходатайства в суд. В ходатайстве должны быть приведены основания для исключения доказательства (конкретные нарушения процессуального закона при получении доказательства) и обстоятельства, обосновывающие ходатайство.

Судья выясняет у прокурора, имеются ли у него возражения против данного ходатайства защиты.

Если прокурор возражает против исключения доказательства, судья может огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в деле и представленные сторонами. По ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть также допрошены лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов. Бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты в обоснование ходатайства об исключении доказательства, возлагается на прокурора, что также делает необходимым его участие в предварительном слушании.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры способствуют осуществлению правосудия при строгом соблюдении законности, реализации установленных законом задач по обеспечению судом прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого.

Прокурор принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств.

Прокурор участвует в судебных прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью, в которой анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной комнате при постановлении приговора. Прокурор в суде процессуально самостоятелен.

Поддерживая обвинение, он руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Именно исходя из этого он решает, поддерживать ли обвинение и в каком объеме, вносить ли кассационное представление и т.д.

Никто не может навязать государственному обвинителю свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения. Прокурор обязан отказаться от обвинения в том случае, если в результате судебного разбирательства он придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ст.

246 УПК РФ). Прокурор не может отказаться от обвинения до того, как будут исследованы все обстоятельства дела.

Отказ от обвинения возможен, как правило, только в судебных прениях. Если обстоятельства, установленные в процессе судебного разбирательства, дают основания для изменения ранее предъявленного обвинения и переквалификации действий подсудимого или исключения из его обвинения эпизодов, не нашедших своего подтверждения в ходе судебного заседания, прокурор обязан доложить суду свои соображения по этим вопросам.

Если обстоятельства, установленные в процессе судебного разбирательства, дают основания для изменения ранее предъявленного обвинения и переквалификации действий подсудимого или исключения из его обвинения эпизодов, не нашедших своего подтверждения в ходе судебного заседания, прокурор обязан доложить суду свои соображения по этим вопросам. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан.

Выступая с обвинительной речью в суде, прокурор: — характеризует общественную опасность совершенного деяния, — излагает фактические обстоятельства его совершения; — анализирует доказательства, их относимость, допустимость, дает оценку доказательств; — дает юридическую квалификацию содеянному в соответствии с конкретными статьями УК РФ; — характеризует личность подсудимого; — оценивает обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность; — анализирует причины совершения преступления и условия, способствующие этому, — высказывает предложения о мере наказания; — высказывает предложения о необходимости удовлетворения или отклонения гражданского иска. Существуют отдельные особенности рассмотрения судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, которые выражаются в даче согласия прокурором на его применение. Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ в УПК РФ введен особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Прокурору принадлежит особая роль. Он рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления. По результату рассмотрения прокурор принимает одно из следующих постановлений: 1) об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

В первом случае он приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника, с участием которых составляет досудебное соглашение о сотрудничестве. Существуют особенности деятельности прокурора и на этапе утверждения обвинительного заключения. Прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания, в котором указывает фактические и юридические предпосылки применения особого порядка проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Представляется некорректным использование законодателем термина «вынесение» представления, поскольку закон о прокуратуре и УПК РФ, в частности, п. 7 ст. 5, а также правоприменительная практика применяет понятие «внесение» представления.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве: правовой статус и проблемы эффективности деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

2018.03.042. ЕВ. АЛФЕРОВА. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(Обзор). Ключевые слова: уголовное судопроизводство; участники уголовного судопроизводства; прокурор; прокурорский надзор; органы прокуратуры; Академия Генеральной прокуратуры РФ. Прокурор в уголовном судопроизводстве выполняет широкий круг полномочий. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Важнейшие государственные цели этой деятельности — соблюдение законности на всех стадиях уголовного процесса и защита прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от того, чьи права — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, защиты либо иных граждан — нарушаются. Прокурорский надзор — это вид государственной деятельности, который занимает особое место в системе гарантий прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Вопросы, касающиеся места прокурорского надзора в этой системе, а также проблемы, возникающие при его осуществлении, относятся к предмету исследования НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ [1, с. 233]. В данном обзоре представлен ряд новых монографий, в том числе коллективных, научных сотрудников указанного НИИ, в которых предложены результаты исследований функций и полномочий прокурора в уголовном процессе, а также книга Б.А.

Тугутова

«Функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса»

, канд. юрид. наук, доцента Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия [2].

Анализ докладных записок и статистических данных показывает, что прокурорами ежегодно выявляются многочисленные нарушения законов, они исчисляются миллионами [1, с. 236]. В комплексном исследовании

«Теоретико-правовые и организационные основы участия прокурора в уголовном судопроизводстве»

авторы не только показывают, в том числе в диаграммах [1, с. 236-239], ту колоссальную работу, которая осуществляется органами прокура- туры, но и те важнейшие проблемы, которые возникают в процессе участия прокурора в уголовном судопроизводстве и реализации им законодательно закрепленных следующих функций: обвинение, защита, разрешение уголовного дела, прокурорский надзор за исполнением законов и предварительным следствием.

В данной работе речь идет прежде всего о правовом статусе прокурора в уголовном судопроизводстве и международно-правовой модели прокурора в уголовном процессе, о развитии законодательного регулирования этого статуса в сравнительно-историческом аспекте (гл. 1), далее раскрываются теоретические и практические проблемы участия прокурора в уголовном судопроизводстве и критерии эффективности этой деятельности (гл.

2); показаны процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и особенности осуществления им уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия (гл. 3), особенности реализации функции надзора за соблюдением Конституции РФ (гл. 4); исследуются проблемы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом (гл.

5) и реализации норм уголовного права с участием прокурора, в том числе проблемы квалификации многообъектных преступлений в сфере государственной власти и квалификации экономических преступлений (гл.

6). Обращают на себя внимание системно исследуемые сотрудниками Академии вопросы эффективности деятельности прокурора, их оценка и некоторые критерии и показатели.

В качестве определяющих рассматриваются такие критерии, как: правомерность прокурорского вмешательства (невмешательства); законность (обоснованность) принятых мер прокурорского реагирования; своевременность выявления прокурором нарушений и принятие мер реагирования; полнота прокурорской проверки и принятых мер реагирования, а также такие объективные факторы, как реформа органов прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г.

№ 87-ФЗ. Эта реформа до сих пор оказывает влияние на состояние законности и на эффективность деятельности прокурора в сфере обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В качестве других факторов также необходимо учитывать изменение законодательства, поведе- ние участников правоотношений, приоритеты деятельности прокуратуры на современном этапе и др. [1, с. 104-119]. Деятельность органов прокуратуры РФ, как подчеркивают авторы, демонстрирует важность и необходимость прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Как показывает практика прокурорского надзора, количество нарушений, допускаемых следственными органами всех ведомств, имеет тенденцию к стабильному росту. Эти показатели анализируются в данной работе, назовем лишь один: практически каждое четвертое решение следователей следственных органов СК РФ отменялось прокурором по причине несоответствия требованиям закона [1, с.

Эти показатели анализируются в данной работе, назовем лишь один: практически каждое четвертое решение следователей следственных органов СК РФ отменялось прокурором по причине несоответствия требованиям закона [1, с. 155]. Вопрос об осуществлении прокурором уголовного преследования в досудебном производстве является весьма дискуссионным после внесения вышеуказанным Законом важных изменений в УПК РФ. Этот Закон существенного сократил полномочия прокурора по отношению к органам предварительного расследования, лишил его процессуального руководства расследованием.

Однако ученые возвращаются к этому вопросу и предлагают изменить существо функций прокурора на досудебной стадии [1, с. 164]. По мнению авторов, важно, чтобы прокурор обладал следующими полномочиями: требовать от органа дознания, следователя, дознавателя, руководителя следственного органа представления в установленный срок материалов проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел; рассматривать жалобы на действия и решения органов предварительного расследования при выявлении нарушений закона; давать согласие следователю на возбуждение ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения; своим постановлением прекратить уголовное дело (уголовное преследование) и др. [1, с. 173-174, 242-243]. Существует социально обусловленная необходимость наделить прокурора правом возбуждать уголовное дело [1, с.

210]. Параллели по отношению к полномочиям прокурора, начальника органа дознания и руководителя следственного органа позволяют авторам сделать вывод о том, что требования об устранении выявленных прокурором в ходе надзорной деятельности нарушений закона должны быть обязательными как для следователя, так и для его руководителя [1, с. 194]. Кроме того, предлагается внести системные изменения и дополнения в УПК РФ, касающиеся расширения полномочий прокурора по соблюдению конституционных прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, прежде всего дачи согласия следователю на заявленное ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу [1, с.

243]. Отмечается, что комплексу полномочий прокурора сегодня присущи все признаки некачественного нормотворчества, определяемые в большей степени продолжающейся реформой уголовного судопроизводства с 2007 г. и непоследовательностью законодателя, что сказывается на эффективности его деятельности. Среди основополагающих проблем процессуального регулирования называются: внутреннее и внешнее противоречие норм, двусмысленность их содержания, пробельность и др.

Среди основополагающих проблем процессуального регулирования называются: внутреннее и внешнее противоречие норм, двусмысленность их содержания, пробельность и др.

Необходима, считают авторы, конкретизация процессуального порядка надзорной деятельности прокурора.

Это позволит свести к минимуму двоякость и неопределенность толкования многих вопросов, возникающих в правоприменительной практике [1, с. 275]. Исследованию функций прокурора на судебной стадии уголовного процесса посвящена монография Б. А. Тугутова [2]. В суде, отмечает автор, прокурор выполняет большое количество различных действий.

Среди них действия, которые по их содержанию автор рассматривает как элементы функции надзора за соблюдением законности и функции ее восстановления, не предусмотренные законодателем.

Поддерживая государственное обвинение, прокурор на стадии судебного разбирательства обеспечивает его законность и обоснованность, т.е. выполняет соответствующие функции — государственного обвинения и надзора за соблюдением законности и ее восстановлением.

Наряду с этими рассматривается функция предъявления и поддержания гражданского иска.

Предлагается: 1) снять проблему совмещения функций «государственного обвинителя» и «прокурора», уточнив формулировку п. 6 ст. 5 УПК РФ:

«Государственный обвинитель — прокурор, назначенный для участия в судебном производстве и дополнительно наделенный функцией государственного обвинителя, предусмотренной УПК РФ, для поддержания от имени государства обвинения в суде по уголовному делу»

; 2) закрепить за прокурором функцию надзора за соблюдением законности и функцию восстановления законности в су- дебном производстве; 3) предусмотреть в ч.

4 ст. 37 УПК РФ обязанность прокурора (вместо права) отказываться от поддержания государственного обвинения с обязательным указанием мотивов своего решения в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ; 4) ввести в УПК РФ институт заключения прокурора в качестве дополнительного механизма предотвращения принятия судом противозаконных постановлений и приговоров и рассматривать дачу заключения как самостоятельную функцию прокурора [2, с. 87]. Кроме того, на стадии возобновления производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств предлагается: восстановить надзорную функцию прокурора; надзор за соблюдением законности закрепить в качестве обязанности прокурора, а не его права, как в настоящее время предусмотрено законом; функции прокурора в судебном производстве, определенные в Федеральном законе о прокуратуре и УПК РФ, должны быть согласованы [2, с. 132]. Список литературы 1. Теоретико-правовые и организационные основы участия прокурора в уголовном судопроизводстве: Монография / Под общ.

ред. А.Г. Халиулина; Акад. Генер. прокуратуры РФ. — М., 2016. — 505 с.

2. Тугутов Б.А. Функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса: Монография. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2017. — 155 с. 2018.03.043.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ: Науч-практ. пособие / Авт. колл.: Загорский Г.И., Качалов В.И., Качалова О.

В, Кудрявцева Е.П. и др.; под ред. В. А. Давыдова, Г.И. Загорского.

— М.: РГУП, 2017. — 152 с. -(Библиотека российского судьи). Ключевые слова: уголовное судопроизводство; обвиняемый; подозреваемый; права участника уголовного процесса; защита прав обвиняемого (подозреваемого).

В работе коллектива ученых Российского государственного университета правосудия рассматривается комплекс проблем, связанных с защитой прав обвиняемого (подозреваемого): правовая природа права на защиту в уголовном судопроизводстве; особенности реализации этого права на разных этапах уголовного процес-

Статья 37. Прокурор

от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ статья 37 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона См.

комментарии к статье 37 УПК РФ 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства см.

Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия см. Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г.

N 277 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений ; Пункт 3 изменен с 8 января 2021 г.

— от 27 декабря 2021 г. N 499-ФЗ 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 2 статьи 37 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.1, с 15 января 2011 г.

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом; от 3 июля 2016 г. N 322-ФЗ часть 2 статьи 37 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.2 5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве; Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам см. Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2010 г.

N 107 от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном настоящего Кодекса; Пункт 8.1 изменен с 23 ноября 2018 г. — от 12 ноября 2018 г. N 411-ФЗ 8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном настоящего Кодекса; См.

практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 18 января 2017 г. 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; от 28 декабря 2010 г.

N 404-ФЗ пункт 12 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, с 15 января 2011 г. 12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; от 4 марта 2013 г.

N 23-ФЗ пункт 14 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса изложен в новой редакции 14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в пункт 15 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков; 16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом. от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ статья 37 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1 2.1.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. О конституционно-правовом смысле положений части 4 статьи 37 настоящего Кодекса см.

Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 2800-О 4. Прокурор вправе в и по , которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. 5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 6 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения, с 15 января 2011 г. 6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).