Срок полномочий присяжных заседателей

Срок полномочий присяжных заседателей

Присяжные заседатели и предъявляемые к ним требования

Адвокат Антонов А.П. Согласно п. 30 ст. 5 УПК РФ под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. В соответствии со ст. 339 УПК РФ к компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, вмененного подсудимому (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.). Поэтому присяжных заседателей часто называют «судьями факта».

Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых. Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены в ст. ст. 2, 3 и 7 ФЗ № 113

«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

(ФЗ № 113).

К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

  • отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).
  • полная дееспособность;
  • гражданство России;
  • возраст от 25 до 64 лет включительно;

Присяжными заседателями и кандидатами не могут быть:

  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 113);
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху, по зрению и т.д.) (п. 3 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);
  • не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу (п.

    2 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);

  • исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей (перечень профессий установлен п. п. «г», «д», «е», «е.1», «ж» п. 2 ст. 7 ФЗ № 113: военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, должностное лицо органов принудительного исполнения РФ, частный детектив, священнослужитель, сотрудник органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицо, занимающее государственные или выборные должности в органах местного самоуправления);
  • уволенные с военной службы по контракту из органов ФСБ, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, из органов принудительного исполнения РФ, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет (п.

    п. «д.1», «е», «е.2» п. 2 ст. 7 ФЗ № 113).

  • подозреваемые, обвиняемые, подсудимые в совершении преступления по уголовным делам (п.

    1 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);

Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами. Кроме того, при формировании коллегии присяжных заседателей следует помнить, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора (п.

14 ПП ВС РФ от 22.11.2005 N 23

«О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

). С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже Получить консультацию Я принимаю условия Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!

Поиск по сайту Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России.

Ваш регион не имеет значения!Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)!

Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве или в Самаре Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки! Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта

Добавляйтесь к нам в друзья Подписывайтесь на наш каналПолезные ссылки Метки КонсультантПлюс: «Горячие» документы

Правовой статус присяжных заседателей РФ: основы и полномочия

Законодательством России установлено привлечение граждан страны к вынесению вердикта по судебным делам.

Этот принцип указан в 32 статье 5 части главного документа — Конституции страны.

Граждане привлекаются к участию в реализации судебного права только как присяжные. Роль ограничена в представлении интересов российской общественности.

На сегодняшний день на суд заседателей выносятся только уголовные слушания областного значения. В гражданском судопроизводстве практика с привлечением граждан не применяется, хотя это и оговорено в вышеупомянутой статье Конституции РФ. Положение граждан, привлекаемых к вынесению судебных решений, приближает их к главе суда.

Положение граждан, привлекаемых к вынесению судебных решений, приближает их к главе суда. Исходя из ч. 1 ст. 11 закона «О судебной системе», они не являются судьями. Особенности статуса присяжных заседателей заключается в их временном положении и полномочиях.

Они являются участниками процесса до тех пор, пока идет разбирательство.На протяжении всего времени слушания члены комиссии присяжных имеют статус судей в отношении своей независимости.

Иными словами, гражданин принимает решение по делу самостоятельно без внешнего воздействия на его решение.

Любое воздействие на присяжного преследуется по закону. Процедура избрания состава присяжных имеет законодательное подкрепление.

Выбирая участников судебного процесса, суд опирается на ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

N 113-ФЗ

«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

. Которая определяет перечень требований к кандидатам.

Не рассматриваются кандидатуры, если это:

  1. лица, которые состоят на учете в психоневрологическом диспансере, имеющие зависимость от наркотиков, алкоголя, прочих запрещенных законом веществ и состоящие на учете в наркологических отделениях;
  2. граждане с судимостью в прошлом,и она осталась непогашенной или не снятой;
  3. решением суда относящиеся к недееспособным или имеющие судебное ограничение дееспособности;
  4. граждане, которые не могут присутствовать на заседаниях суда по причине психических или физических недостатков;
  5. препятствием к участию в суде может быть языковой барьер, к заседанию в роли присяжных не допускаются лица, которые не владеют языком, на котором ведется слушание.
  6. лица, фигурирующие в полицейских расследованиях как подозреваемые или обвиняемые в суде;
  7. лица младше 25 лет;

Кроме того, возраст кандидата не может превышать 70 лет.

Законодательством РФ строго регламентируются требования, порядок отбора, статус присяжных заседателей.

По истечении каждых четырех лет формируются списки лиц — кандидатов в присяжные. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидаты выбираются органами исполнительной власти. Составляется два списка, первый из которых основной, второй — запасной.
Составляется два списка, первый из которых основной, второй — запасной.

Они содержат имена кандидатов, которые имеют постоянное проживание и нахождение на территории региона и соответствуют требованиям к заседателям. Целью составления запасного списка является своевременное замещение лица из основного списка, которое не может по каким-либо причинам принимать участие в рассмотрении судебного дела.Важно, что запасной список состоит из числа кандидатов, не превышающего 25 % от общего в основном списке.

При этом лица, занесенные в запасной список, избираются из тех, кто проживает в той административной единице, где расположен суд.

Статус присяжных заседателей требует определенных правил в выборе кандидатов. Исполнительно-распорядительные органы, исходя из данных об избирателях, проводят случайный выбор кандидатов, используя Государственную автоматизированную систему «Выборы».По результатам отбора списки корректируются, исходя из требований к статусу присяжных заседателей.

Исключаются лица, не соответствующие ст. 3 Федерального закона, а также в случаях подачи лицом заявления о невозможности исполнения роли присяжного.
Причиной отказа может служить:

  1. состояние здоровья;
  2. военнослужащие и уволенные в отставке, если с момента увольнения не прошло пять лет;
  3. работа в органах по надзору за оборотом психотропных препаратов, в органах таможенной службы и внутренних дел, в период привлечения к исполнению гражданского долга в суде, и если с момента увольнения с места службы не прошло пяти лет.
  4. служба в рядах церкви;
  5. отказ принимается от лиц, достигших 65-летнего возраста;
  6. языковой барьер;
  7. должность судьи, дознавателя, адвоката, пристава, детектива, работающего в частном порядке — если лицо продолжает вести деятельность или срок по ее прекращении составляет менее пяти лет;

Ст. 333 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит полномочия присяжных:

  1. Высказывать просьбы через председательствующего о пояснении норм и законов, озвученных в процессе.
  2. Записывать нужные и важные факты дела.
  3. Участие во всех аспектах уголовного дела, уточнение интересующих вопросов и данных, ознакомление со всеми материалами дела. Осмотр вещественных доказательств и документов по делу производится непосредственно в зале суда.

Статус присяжных заседателей не позволяет им покидать зал суда во время слушания, обсуждать судебный процесс с третьими лицами, высказываться до момента вынесения вердикта, заниматься изучением и сбором информации по слушающемуся делу вне зала суда, передавать информацию третьим лицам относительно обсуждений в совещательной комнате.Предусмотрено п.

1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК РФ присяжным отвечать на вопросы в опросном листе во время совещания. Заседатели имеют право смягчить меру наказания, указав это в вердикте и основываясь на ст. 339 УПК. Статус присяжных заседателей, порядок наделения полномочиями определяется законами страны, а именно ст.
339 УПК. Статус присяжных заседателей, порядок наделения полномочиями определяется законами страны, а именно ст. 326 УПК. Она формирует порядок составления списков, на основании которых присяжные заседатели наделяются полномочиями таковых.В российском суде число присяжных 12.

Кроме того, существует 2 дополнительных места в коллегии, если один из основных заседателей по каким-либо причинам не может принимать участие в слушании, его замещает один из двух дополнительных кандидатов.

Запасные присяжные наделены такими же правами, что и комплексные.Срок выполнения гражданами своих обязательств присяжных составляет 10 дней один раз в год. Если слушание дела предусматривает более долгий период, то присутствие заседателя продлевается на весь срок судебного разбирательства.

Согласно законам Российской Федерации статус присяжных заседателей носит обязательный характер для выбранных лиц. И определяется не только как право на вынесение судебных решений, но и как обязанность гражданина страны.Статус присяжного заседателя приравнивается к статусу судьи, главенствующего в судебном зале.
И определяется не только как право на вынесение судебных решений, но и как обязанность гражданина страны.Статус присяжного заседателя приравнивается к статусу судьи, главенствующего в судебном зале.

Отличие заключается в том, каким образом выносится вердикт комиссией граждан.После выступления сторон защиты и обвинения присяжным дают ознакомиться с уликами, указывающими на вину или невиновность подсудимого в деянии. По окончании слушания коллегию заседателей приглашают в отдельную комнату, где они отвечают на вопросы по слушанию. А именно:

  1. о доказанности или недоказанности противоправного деяния;
  2. о признании подсудимого виновным или невиновным.
  3. о доказанности или косвенности доказательств;
  4. о виновности или невиновности подсудимого, исходя из улик и доказательств;

Основываясь на ответах присяжных заседателей, судья выносит приговор.

Этим ограничивается роль присяжных в процессе слушания дела. О текущих вопросах, касающихся юридической стороны, судья принимает решение самостоятельно.

С период участия в судебном процессе присяжным заседателям начисляется оклад, равный половине оклада судьи, исчисляется исходя из количества дней судебного разбирательства. Эта сумма не должна быть меньше получаемой присяжным на основном месте работы.

Выплачиваются средства из федерального бюджета. Командировочные расходы и транспортные к месту суда подлежат компенсации в порядке и размере для суда в конкретном регионе. В период исполнения гражданского долга сохраняется основное рабочее место, и срок входит в трудовой стаж.

Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей регулируются законами России. Присяжные выступают в судах РФ на уровне выше районных.

Обычно их привлекают для рассмотрения уголовных дел.Каждые четыре года происходит обновление списков основного и запасного составов коллегии присяжных. Число лиц и данные о них предоставляются губернатору края и после в муниципальное представительство. Непосредственно перед заседанием суда председатель производит отбор кандидатов из списков.Отличие арбитражных заседателей заключается в том, что они выступают только в судах первой инстанции.

Привлечение граждан к рассмотрению дел происходит по ходатайству сторон.

Коллегия состоит из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели могут быть представлены торгово-промышленными палатами и ассоциациями. Правовые полномочия приравнены к судейским.

Решают в основном экономические споры. Закон РФ № 113 в ст. 12 гласит, что присяжные, члены их семей и их имущество являются неприкосновенными на период, предусмотренный законодательными актами.

Конституцией РФ предусмотрены права и свободы судей и заседателей присяжных и арбитражных, также ФКЗ от 31.12.96 «О судебной системе РФ». Правоохранительные органы обеспечивают безопасность лиц, участвующих в судебных разбирательствах.

  1. 0
  2. 22.10.2018

Поделиться:

Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ

О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации Принят Государственной Думой 31 июля 2004 годаОдобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года Статья 1.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ) Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей 1.

Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.2.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели 1.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.3.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.4. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ) Статья 5.

Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели 1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований.При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки.

Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.3.

При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума.

При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.6.

Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, — списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.9.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.11.

Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.13.

Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.14.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.15.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ) Статья 51. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ) 1.

Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)2. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения.

(В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)3.

Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

(В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)(Статья введена — Федеральный закон от 22.12.2008 № 265-ФЗ) Статья 6.

Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели 1.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.2.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели (Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ) Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;в) лицом, достигшим возраста 65 лет;г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;д) военнослужащим;д1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; (В редакции федеральных законов от 25.11.2009 № 271-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)е1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ)е2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ)ж) священнослужителем. Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели 1.

Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.2.