Предостережение роспотребнадзор обсчет

Проверки Роспотребнадзора в 2022 году: что проверяют, как подготовиться, за что штрафуют


Здравствуйте!

Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  • Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  • Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.
  • Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение: организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2022 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2022 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров.

Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования. Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений.

Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции. Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  • Социально-гигиенический аудит;
  • Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  • Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
  • Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  • Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора). После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  • Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  • Качества продукции (исследование пробы);
  • Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  • Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).
  • Сертификатов на товар;
  • Контрольно-кассовых машин в торговле;

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  • Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т.

    п.;

  • Лицензии на осуществление деятельности;
  • Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  • Документы на право владения или аренды помещения;
  • Вывески;
  • Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  • Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  • Уголки потребителя;
  • Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).
  • Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  • Учредительные документы (, );

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать. Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  • Когда и где составлено заключение;
  • Какие были обнаружены нарушения;
  • Дата начала и окончания проверки;
  • Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  • Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  • Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  • Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  • Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.
  • Реквизиты распоряжения о начале проверки;

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку. Записывается:

  • Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  • Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  • Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  • Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.
  • Какой орган проводил проверку;
  • Перечень обнаруженных нарушений;

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний.

Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы. По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  • Составить обязательные к исполнению предписания;
  • Наложить штраф;
  • Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  • Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  • Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  • Должны соблюдаться сроки проверки;
  • Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.
  • Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  • Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  • Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается.

Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток. Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов. Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования.

Максимальный срок продления — 20 рабочих дней. Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  • Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).
  • Дисциплинарной;
  • Гражданско-правовой;
  • Административной;

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  • Нарушение порядка использования ККМ;
  • Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  • Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  • Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.
  • Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  • Обман клиентов (например, обвес);

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора: Нарушение Штраф Нарушение санитарных требований 5-10 , либо приостановка работы на три месяца Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней. Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам.

Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий. Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно.

Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений. Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах. Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  • Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  • Нет ножной ванны;
  • Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  • Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  • Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  • Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  • Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  • Нарушение правил обработки инструментов;
  • Нет вывески на входе.
  • Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;

Нарушения аптек:

  • Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  • Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).
  • Сотрудники не прошли медосмотр;
  • Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  • Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;

Нарушения в общепите:

  • Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  • Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  • На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  • Нет необходимой вентиляции помещения;
  • Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  • Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.
  • К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  • Нет маркировки на разделочных инструментах;

Нарушения торговых точек:

  • На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  • Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  • Не измеряется температура и влажность на складах;
  • Нет полной информации на ценниках.
  • Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  • Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  • Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  • Пригласите юриста.

    Оповестите о приходе инспекции остальных работников;

  • Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  • Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  • После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Роспотребнадзор

Полномочия Управления при работе с жалобами на обвес, обсчет, некорректное поведение продавцов В адрес Управления а по Пермскому краю (далее — Управление) поступило обращение от гражданки РФ с жалобой на то, что при покупке продуктов в киоске ее обвесили и обсчитали, не выдали кассовый чек, продавец разговаривала грубо, в киоске нет контрольных весов. В связи с эти разъясняем: 1) Обвес и обсчёт потребителя, который впоследствии обращается с жалобой на данные факты в надзорные органы, является деянием, произошедшем в прошлом и не оставляющим после себя никаких материальных следов, могущих быть использованными в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

Исследование вопроса об излишне затребованных и взятых у потребителя суммах путём подсчёта имеющейся наличности в кассе (если касса имеется), возможно только в тот операционный день, когда произошёл обвес либо обсчёт. Как следствие, учитывая, что органы а не наделены правом проведения проверочных закупок, в рамках которых обвес и обсчёт мог бы быть выявлен непосредственно при выезде сотрудника Управления в указываемый киоск, было рекомендовано в дальнейшем подкреплять жалобы на подобные нарушения доказательствами, в том числе указаниями на свидетелей инцидента, контрольно-кассовыми либо товарными чеками, записями в книге отзывов и предложений. В имеющемся же виде (без сообщения конкретных сведений о дате покупки, товаре, обслуживающем сотруднике и лице, осуществляющем деятельность в данном киоске, без приобщения чека и (или) иных документов и сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств, как самого факта покупки, так и факта обвеса или обсчёта) проведение как внеплановой выездной проверки, так и административного расследования, не представляется возможным.

2) В части невыдачи кассового чека, сообщаем, что согласно п. 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно Решению Пермской Городской Думы от 29.11.2005 г.

«О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

в ныне действующей редакции розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, входит в перечень видов деятельности, подпадающей под систему налогообложения единым налогом на вменённый доход (п.

7) приложения 1 к данному Решению. Аналогично данный вид деятельности по состоянию на 2016 год подпадает под патентную систему налогообложения (Закон Пермского края от 01.04.2015 N 465-ПК «О патентной системе налогообложения в Пермском крае, установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельной категории налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»). Таким образом, использование контрольно-кассовой техники и, как следствие, выдача контрольно-кассовых чеков для упоминаемого объекта (киоска), не является обязательной.

Также, в силу п. 2.1 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», при отсутствии контрольно-кассовой техники по требованию покупателя (клиента) продавцом должен быть выдан документ (товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Однако указанный документ выдаётся в момент покупки только по требованию потребителя.

Учитывая, что сведений о том, что в момент покупки был затребован документ, подтверждающий факт оплаты (товарный чек), в обращении не содержится, предполагать в данной части нарушение требований законодательства со стороны продавца, оснований не имеется. 3) В части поведения продавца (отсутствия извинений, грубость и т.д.), сообщаем, что данные вопросы не могут быть рассмотрены в административном порядке. Вопросы психологического общения, морально-этических норм поведения законодательством о защите прав потребителей, санитарным законодательством и законодательством о техническом регулировании не регулируются, как следствие, не могут быть предметом проверки и оценки со стороны Управления а по Пермскому краю.

По данному поводу можно обратиться в органы внутренних дел или в суд.

4) В части установки контрольных весов в киоске Управление разъясняет. Требование о наличии в торговых точках контрольных весов изложены в п. 7 «Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55: «Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование».

Следовательно, требование о наличии контрольных весов распространяется на торговые точки, имеющие торговый зал. Киоски торговых залов не имеют, как следствие, требование об установке в киоске, контрольных весов предъявлено быть не может.

Роспотребнадзор (стенд)

Вас пришёл проверить Роспотребнадзор Как известно, руководителям и работникам различных предприятий, организаций и фирм, приходится не только жёстко соблюдать установленные законы, нормы и правила, но и регулярно общаться с проверяющими.

Поэтому вполне объясним интерес представителей малого и среднего бизнеса, касающийся принципов проведения контрольно-надзорных мероприятий. Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие сферы деятельности распространяются полномочия этого контролирующего органа?

В какие организации может прийти проверяющий специалист? Об этом и не только беседа с исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Татьяной Геннадьевной РОМАНОВОЙ —Какими документами руководствуется Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия при осуществлении контрольно — надзорной деятельности? — Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

.

Однако нужно подчеркнуть, что его положения не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент.
То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент.

Мы вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки.

— А как часто специалисты Управления Роспотребнадзора могут проверять организацию?

— Федеральный закон № 294-ФЗ гласит, что плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще.

Конкретный перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. — Какие документы должны предъявлять специалисты Управления, проверяющие ту или иную организацию?

— Проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления Роспотребнадзора. Заверенные печатью, распоряжения вручаются под роспись руководителю юрлица (или его представителю) или предпринимателю.

Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.

При проведении внеплановой проверки обязательно указывается предмет и основания проверки, а в случае, если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу. Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.

Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.

— В течение какого времени в только что созданную организацию точно не придут с проверкой из Управления Роспотребнадзора?

— В течение трёх лет и при отсутствии причин для внеплановой проверки.

—В некоторых случаях (согласно Федеральному закону № 294-ФЗ) вновь созданные организации обязаны направлять в Управление Роспотребнадзора специальное уведомление. Какие санкции предусмотрены за непредставление такого уведомления?

— Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности (более 80 видов деятельности), обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется в Управление Росоптербнадзора после государственной регистрации юридического лица или ИП (индивидуального предпринимателя) и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности через общественную приемную Управления или в электронном виде через наш официальный сайт.

Форма уведомления и порядок его представления установлена Правительством РФ и размещены на нашем официальном сайте www.19.rospotrebnadzor. ru. Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ).

ru. Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ). Санкции данной нормы таковы: административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юрлиц — от 10 000 до 20 000 рублей. Представление недостоверных сведений о видах деятельности влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц — от 20 000 до 30 000 рублей (часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ).

— Какие организации попадают под особо пристальное внимание Роспотребнадзора?

— Несмотря на то, что Управление Роспотребнадзора может проверить любое юрлицо или предпринимателя, у нас есть свои приоритеты. В первую очередь проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьёзным последствиям.

Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети. — Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?

—Контроль за соблюдением требований санитарного и потребительского законодательства только плановыми проверками не ограничивается.

Специалисты Управления Роспотребнадзора могут прийти и с незапланированным визитом. Но для этого нужны законные основания. Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г.

№ 658: — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки); — возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей. Если нарушения не подпадают под этот перечень, то проверка не будет проводиться. Также проверять юрлицо или ИП не станут, если сообщение о нарушении является анонимным (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в течение 24 часов.

Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры. — Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора организацию о том, что собирается туда прийти с проверкой? — Управление Роспотребнадзора уведомляет юрлицо и ИП о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения.

Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

Но если в результате деятельности юрлица или ИП причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, предварительного уведомления не требуется. — Можно ли ознакомиться со списком плановых проверок Управления на 2013 год?

-Со списком плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия www.19.rospotrebnadzor.

ru, Генеральной прокуратуры РФ www.

genproc. gov. ru, прокуратуры Республики Хакасия www. prokrh. ru. — Татьяна Геннадьевна, можно ли начать проверку при отсутствии руководителя организации? Предположим, ваши сотрудники пришли на проверку, а руководства компании нет на месте?

— Требования Федерального закона № 294-ФЗ гласят, что в рамках проведения контрольных мероприятий проверяющие осуществляют визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям.

Осмотр должен осуществляться в присутствии руководителя (уполномоченного им лица) проверяемой организации. В случае проведения внеплановой проверки, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, осмотр может осуществляться и без присутствия представителей проверяемой организации.

При этом проверяющим должны быть приняты меры к информированию о проводимой проверке руководителя (уполномоченного им лица) проверяемого учреждения, а результаты проверки должны быть доведены до его сведения в трёхдневный срок после ее окончания. — А какие права есть у руководителя предприятия, на которое пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора? — Руководитель (его представитель) юрлица и ИП имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления Роспотребнадзора.

-Какая проблема на встречах руководства Управления Роспотребнадзора с предпринимателями регулярно становится темой разговора? — Это проблема выполнения программ производственного контроля, где оговорено обеспечение качества, безопасности пищевых продуктов, надлежащих условий труда, организации медицинских осмотров.

Хочу подчеркнуть, что производственный контроль не сводится исключительно к лабораторным и инструментальным исследованиям. Но этот раздел программы производственного контроля, как правило, вызывает затруднения. Объем и кратность лабораторных и инструментальных исследований для конкретного предприятия зависит от его вида, мощности, эпидемиологической значимости, количества работающих и других причин.

Эти нюансы руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям стоит более серьёзно учитывать в своей работе.

И не только для того, чтобы избежать штрафов и других административных взысканий. Речь идёт о здоровье работников организаций, населения.

Поэтому к любой проверке следует отнестись с пониманием и готовностью устранить все выявленные нарушения. Поверьте, каждый протокол — это предотвращение угрозы здоровью людей. Интервью подготовила и провела Людмила Лебедева, Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия

Что делать, если к вам пришли с проверкой из Роспотребнадзора

Марат Во все времена визиты сотрудников Роспотребнадзора (ранее СЭС) не сулили ничего хорошего.

Санитарно-эпидемиологические требования были и остаются очень жесткими, зачастую их сложно выполнить в полном объеме. В результате многие чиновники ведомства, приходя к очередной «жертве», заранее настроены уйти не с пустыми руками.

Принимая их «игру», мы во многом сами избаловали госслужащих разного рода «подношениями».

Испытывая благоговейный трепет перед проверками, большинство предпринимателей напрочь забывает о том, что проверяющий — всего лишь чиновник, а не земное воплощение бога, поэтому совсем не лишним было бы знать его права и обязанности. Читать по теме: С полномочий, которыми его наделило государство, хотя очень часто сами сотрудники Роспотребнадзора не совсем себе их представляют. В результате страдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые даже не попадают в зону контроля этого ведомства.

В соответствии с , утвержденным Постановлением Правительства РФ N 322 от 30 июня 2004 года, эта служба осуществляет следующие интересующие нас в рамках данного материала полномочия:

  1. государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  3. контроль за соблюдением правил продажи отдельных (предусмотренных законодательством) видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  4. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  5. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.
  6. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

Еще один документ, на который стоит обратить внимание потенциальному проверяемому, — это (далее — Административный регламент). Данный документ описывает саму процедуру проверки от начала до конца. Советуем его распечатать и держать под рукой на случай внезапного визита.

Также не стоит забывать о (далее — Федеральный закон). Единственным случаем, когда этот закон не действует при проведении проверки, является расследование причин распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений (). Плановые проверки. В соответствии со могут проводиться не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее согласованному с прокуратурой планом.

Информация об объектах проверки должна быть доведена до их сведения посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа, либо через СМИ. Внеплановые проверки. Основанием для проведения такой проверки служат:

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. обращение и заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
  3. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
  4. причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток. Первое, что необходимо сделать, — это попросить предъявить служебное удостоверение всех участников проверки и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Это главный документ на начальном этапе проверки, поэтому стоит более подробно рассказать о его содержании. В распоряжении должны присутствовать обязательные реквизиты ():

  1. наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  2. перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  3. ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  4. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  5. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  6. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  7. даты начала и окончания проведения проверки.
  8. наименование органа государственного контроля (надзора);
  9. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

Внимание! При проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут предъявить распоряжение, составленное в соответствии с , которое не содержит всех обязательных реквизитов, предусмотренных .

Так как закон в данном случае имеет большую юридическую силу по сравнению с регламентом, вы вправе отказать проверяющим в проведении проверки до устранения ими всех недостатков. Помните, что вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

Во-первых, они посмотрят наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия. Первые необходимы при реализации продукции и осуществлении деятельности, указанных в .

В числе прочих туда включены детские игрушки, пищевые продукты, парфюмерно-косметические средства, деятельность в области оборота алкогольной продукции. Перечень товаров и услуг, которые подлежат обязательной сертификации, содержится в .

Отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации на продукты питания и косметическо-парфюмерную продукцию, не означает полную отмену обязательной сертификации.

Отсутствие сертификата соответствия на товар — одно из самых распространенных нарушений, выявляемых в результате проверок. Кроме этого чиновники проверят соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН). Напомним, организация или индивидуальный предприниматель, работающий в сфере розничной торговли, обязан иметь в наличии полный текст действующего СанПиН по своему роду деятельности.

Если речь идет о торговле продуктами питания или оказания услуг по организации общественного питания, то чаще всего предметом пристального внимания проверяющих становятся сроки годности продуктов, соблюдение товарного соседства, соблюдение температурного режима хранения продуктов, соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Помимо этого могут проверить наличие договора на дезинсекцию (уничтожение насекомых — ред.) и дератизацию (грызунов — ред.), а также наглядные результаты работы по этому договору. Очевидно, что договор вас не спасет, если по стенам ползают тараканы, а в кладовой повсюду видны следы пребывания мышей.

Ну и напоследок проверят всех сотрудников организации. У продавцов обязательно должны быть в наличии медицинские книжки с отметками о медосмотрах, работники должны быть одеты в спецодежду, соответствующую основной деятельности. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах.

В нем указывается:

  1. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  2. дата, время и место составления акта проверки;
  3. наименование органа государственного контроля (надзора);
  4. ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  6. наименование проверяемого юридического лица или ФИО, а также ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки;
  7. дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (индивидуального предпринимателя) указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К данному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Роспотребнадзора, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Помимо этого, проверяющие не упустят случая составить протокол и выдать вам предписание об устранении допущенных нарушений, если выявят состав одного из нижеперечисленных административных правонарушений:

  1. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
  1. «Обман потребителей»;
  2. «Нарушение иных прав потребителей»;
  3. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»;
  4. «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
  5. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»;
  6. «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»;
  7. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;

Если вы не согласны с результатами проверки, то не стоит их игнорировать, в противном случае можно дождаться момента, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» или «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста». Свое несогласие с результатами проверки вы можете изложить в виде жалобы, которую следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и на нарушения норм материального права, в том числе неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.

Обратите внимание, что разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования.

Так, предписание обжалуется в порядке , а постановление по делу об административном правонарушении — согласно . Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

  • 2
  • 4
  • 3
  • 1

Международная конференция Deep Food Tech RB.RU в партнерстве с ЭФКО соберут лучших российских и международных экспертов. 30 апреля 2022 30 апреля 2022 30 апреля 2022 Новости Истории Истории Истории Истории RB.RU Сервисы Социальные сети ООО «РБ.РУ» © 2012-2022 Св-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 79799, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 18.12.2022 г.