Оглавление:
Финансово-правовая ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»
Финансово-правовая ответственность Янишевская Яна Андреевна, студентка МГИМО С институтами финансового контроля тесно связан институт финансово-правовой ответственности, поскольку его применение обусловлено результатами контрольных мероприятий. Институт финансово-правовой ответственности по сравнению с имеющими многовековую историю формирования и развития институтами уголовной и гражданско-правовой ответственности является сравнительно молодым. Наиболее заметное развитие он получает с начала 90-х годов ХХ столетия. На этом этапе произошли существенные преобразования государственного и политического устройства нашей страны, кардинальные изменения системы экономических отношений, переосмысление значения финансовой деятельности государства и форм ее реализации в новых условиях.
Было принято значительное число новых нормативных актов, регламентирующих различные сферы общественных отношений, в том числе финансовые. В них получили закрепление и меры принуждения финансовой направленности — финансовые санкции, -взыскание которых предусматривал ось за нарушения в сфере налогообложения, В бюджетной сфере, а также за нарушения финансовой дисциплины при работе с денежной наличностью. установленные этими и иными, принятыми впоследствии, актами меры ответственности (пени, штрафы и др.), а также порядок их наложения и взыскания существенно отличались от традиционно выделяемых видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
В связи с этим, стало возможным говорить о наличии объективных оснований для выделения в системе юридической ответственности нового ее вида — финансово-правовой ответственности.
Ключевые слова: финансово-правовая ответственность, правовое регулирование, бюджетная ответственность, налоговая ответственность, банковская деятельность Основная особенность финансово-правовой ответственности, отличающая ее от иных разновидностей правовой ответственности, заключается в том, что она имеет собирательный, комплексный характер, т.к.
включает в себя меры принуждения, обеспечивающие функционирование финансово-правового механизма в различных сферах: бюджетной, налоговой, банковской, сфере обязательного социального страхования. Термином «финансово-правовая ответственность» обозначается система различных ее подвидов: налоговая ответственность, бюджетная, финансовая ответственность кредитных организаций, финансовая ответственность в сфере обязательного социального страхования. Каждый из перечисленных подвидов финансово-правовой ответственности имеет собственное правовое регулирование, закрепленное специальным, а иногда и не одним нормативным актом.
Так, основания и порядок применения налоговой ответственности определены НК РФ, бюджетной ответственности — бюджетным законодательством и актами Министерства финансов РФ, финансовая ответственность кредитных организаций закреплена законами «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также актами Центрального банка и т.д. В настоящее время отсутствует единый акт, который устанавливал бы нормативные положения, относящиеся ко всем подвидам финансово-правовой ответственности. Это является еще одной ее особенностью.
Поэтому характеристика финансово-правовой ответственности требует рассмотрения составляющих ее содержание подвидов. Налоговая ответственность, как было отмечено, регламентируется НК РФ, причем из содержания п. 2 ст. 1, а также п. 1 ст. 108 Кодекса следует, что основания и порядок при влечения к налоговой ответственности могут быть установлены только этим Кодексом.
К сожалению, иные подвиды финансово-правовой ответственности подобной регламентации только на законодательном уровне не имеют, порядок их применения, как правило, устанавливается подзаконными актами. Основанием привлечения к налоговой ответственности является налоговое правонарушение, т.е.
виновно совершенное, противоправное деяние, за которое НК РФ установлена ответственность.
Составы налоговых правонарушений, а также меры наказания за их совершение содержатся в главах 16 и 18 НК РФ.
Основной формой наказания за совершение налоговых правонарушений является штраф (по тексту НК РФ он обозначается также как налоговая санкция). В качестве другой формы можно указать на такую меру как взыскание пени.
Но нужно учитывать, что оценка пени как меры налоговой ответственности спорна. Так, согласно НК РФ пени являются одним из способов обеспечения своевременности исполнения обязанности уплатить налог (сбор), они не входят в состав налоговых санкций, в связи с чем, на них распространяется иной порядок взыскания, отличный от порядка при- © £ Ю 5 V 2 а 6 со сэ сч £ Б а 2 © влечения к ответственности. Однако в научной литературе высказывается мнение, что такая позиция законодателя не совсем верна, т.к.
не в полной мере соответствует правовой природе пени, исходя из которой, пени необходимо рассматривать как меру ответственности и налоговую санкцию1 , Привлечение к налоговой ответственности осуществляется налоговыми органами в бесспорном или судебном порядке.
Подробнее он будет рассмотрен в главе, посвященной общим положениям налогового права. Бюджетная ответственность. Основные положения института бюджетной ответственности закреплены главой 28 БК РФ.
Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно такие действия как: нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление, а равно неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям и другие деяния, перечисленные в СТ. 283 БК РФ. В статье 282 БК РФ установлены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, в их числе: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, штраф, начисление пени и другие.
Порядок применения указанных мер к нарушителям бюджетного законодательства установлен подзаконными актами2. Субъектами, к компетенции которых отнесено применение мер принуждения выступают органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, а также органы исполнительной власти, уполномоченные предоставлять средства бюджета на временной и воз- вратной основе (если предоставленные средства не возвращены своевременно и (или) по ним не уплачены проценты и пени). Как на негативное явление в правовом регулировании бюджетной ответственности следует указать на отсутствие в тексте БК РФ исчерпывающего перечня, как нарушений бюджетного законодательства, так и мер наказания за их совершение.
Статьями 282-283 БК РФ определяется, что они могут быть установлены не только Кодексом, но и иными федеральными законами.
В частности, ежегодно законом о федеральном бюджете на текущий год предусматривается ответственность в форме взыскания штрафа за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов3 и некоторые иные нарушения бюджетного законодательства, не предусмотренные БК РФ.
Финансовая ответственность кредитных организаций.
В литературе ее также именуют банковской ответственностью. Этот подвид финансово-правовой ответственности регламентирован законодательством о банках и банковской деятельности, а также актами Центрального банка (Банка России). Последние имеют очень большое значение, т.к.
в законах закреплены самые общие положения о привлечении кредитной организации к финансовой ответственности за совершение нарушений в сфере банковской деятельности.
Детальную правовую регламентацию эти положения получают в актах ЦБ РФ. Он же является субъектом, уполномоченным выявлять нарушения в деятельности кредитных организаций и применять санкции за их совершение. Особенностью финансовой ответственности кредитных организаций является отсутствие в законодательстве определения понятия банковского правонарушения, а также хотя бы примерного перечня деяний, совершение которых нару- шает финансовую дисциплину в банковской сфере и влечет применение мер принуждения финансового характера.
Из содержания ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»4 следует, что основанием применения принудительных мер может быть любое нарушение кредитной организацией федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними актов и предписаний Банка России. В отличие от оснований банковской ответственности перечень санкций, который также определен ст.
74 указанного закона, имеет более четкий характер.
Санкции за нарушения в сфере банковской деятельности, можно подразделить на две группы. В первую входят меры воздействия, которые применяются в том случае, если выявленное нарушение не создало угрозы интересам кредиторов или вкладчиков кредитной организации: штраф либо ограничение права кредитной организации осуществлять отдельные банковские операции на срок до 6 месяцев.
Вторую группу составляют более значительные по размеру и негативным для кредитной организации последствиям санкции, которые назначаются в том случае, если не исполнено предписание Банка России об устранении выявленных нарушений или если допущенные нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Сюда относятся: штраф; временные запреты на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, либо на открытие ею филиалов и ряд других.
20 Федерального закона «О банках и банковской деятельно-сти»5.
В их числе, например, такие нарушения как: задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности; осуществление банковских операций, не предусмотренныхлицензией; неисполнение федеральных законов, а также нормативных актов ЦБ РФ, если в течение одного года кредитная организация неоднократно привлекалась к банковской ответственности и другие. Порядок применения к кредитным организациям санкций, установленных законодательством о банковской деятельности, регламентирован подзаконным актом — Приказом Центрального банка России6.
С введением в действие системы обязательного страхования вкладов физических лиц7» в отношении банков стало возможным применение еще одной меры принудительного воздействия, которая может быть отнесена к мерам финансовой ответственности кредитных организаций. Так, Ст. 37 Федерального закона
«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
случаи неполной или несвоевременной уплаты банком страховых взносов рассматривает как нарушение, влекущее начисление пени. Взыскание пеней осуществляется Агентством по страхованию вкладов в судебном порядке.
Финансовая ответственность в сфере обязательного социального страхования. Отношения, связанные с привлечением к финансовой ответственности за нарушения в сфере обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования»8 и законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности,
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
9 и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева-ний»10, которые устанавливают обязанность уплаты страховых взносов и ряд иных, связанных с уплатой обязанностей.
Причем за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяется более существенная финансовая санкция — взыскание 10 процентов от суммы платежей, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд за отчетный год. Эта мера установлена иным актом — Федеральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
12. Упомянутыми законами определяется и порядок привлечения к финансовой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Привлечение нарушителей к ответственности относится к компетенции органов Пенсионного фонда. Оно осуществляется либо в бесспорном, либо в судебном порядке.
По нарушению, зафиксированному феде- ральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
, привлечение к финансовой ответственности допускается только в судебном порядке.
Финансовая ответственность, предусмотренная Федеральным законом
«Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
отличается от ответственности в сфере обязательного пенсионного страхования составом финансовых санкций, а также основаниями их применения. Этим законом установлено, что в случае несвоевременной уплаты страховых взносов на сумму недоимки начисляются пени. Других мер принудительного финансового воздействия на нарушителя (штраф, например) закон не закрепляет.
Если задолженность (недоимка и пени) не уплачены нарушителем закона добровольно, они подлежат принудительному взысканию в бесспорном или судебном порядке. Органом, уполномоченным осуществлять начисление пени и ее взыскание, является Фонд социального страхования и его территориальные органы.
Этим же законом за несвоевременное исполнение платежного поручения о перечислении страховых взносов устанавливается ответственность банка взыскание с него пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки, которые взыскиваются органом Фонда социального страхования в бесспорном порядке13. Резюмируя предложенную краткую характеристику подвидов финансово-правовой ответственности, следует констатировать отсутствие единообразия в ее правовом регулировании.
Процесс формирования правового института финансово-правовой ответственности еще далек от завершения: как всякая новая правовая конст- О £ ю I V 2 а 6 со сэ сч £ Б а 2 © рукция этот институт требует всестороннего изучения в целях разработки его концепции, в соответствии с которой должна осуществляться его правовая регламентация в нормах законодательства, совершенствоваться уже действующие положения.
Можно выделить следующие свойства финансово-правовой ответственности как цельного и самостоятельного правового явления. 1) она является следствием совершения правонарушения, т.е. виновно совершенного, противоправного деяния, за совершение которого нормативным актом предусмотрена ответственность; 2) является одной из форм государственного принуждения.
Государственное принуждение проявляется в том, что финансово-правовая ответственность представляет собой неблагоприятные для лица последствия его деяния, имеющие форму ограничения его субъективных прав.
Их наступление происходит в принудительном порядке, т.е. независимо от воли лица (нельзя претерпеть указанные ограничения в правахдобровольно, по собственной инициативе, до тех пор, пока уполномоченный орган их не применит14, точно также, как нельзя избежать их применения в свой адрес в рамках правомерного поведения); 3) реализация финансово-правовой ответственности происходит в определенном процессуальном порядке, который закрепляется законом или подзаконным нормативным актом и подлежит неукоснительному соблюдению органами, уполномоченными осуществлять применение финансово-правовой ответственности.
Несоблюдение порядка привлечения к финансово-правовой ответственности является основанием для обжалования и отмены решения уполномоченного органа о привлечении лица к ответственности; 4) как любое правовое явление финансово-правовая от- ветственность может быть реализована только в форме правоотношения, которое возникает в связи с выявлением финансового право нарушен ИЯ. Сторонами данного правоотношения являются: лицо, совершившее финансовое правонарушение (физическое или юридическое), орган власти, уполномоченный осуществлять привлечение к финансово-правовой ответственности (налоговый орган, орган Федерального казначейства, Центральный банк России и др.), субъект, интересы которого нарушены совершенным финансовым правонарушением (государство, муниципальное образование, кредиторы (вкладчики) кредитной организации и др.); 5)применение кправонарушителю мер финансово-правовой ответственности направлено на достижение определенных целей.
Такими целями можно назвать, во-первых, восстановление неправомерно нарушенных субъективных интересов в финансовой сфере и, во-вторых, предупреждение совершения иных правонарушений; 6) с точки зрения формальной определенности в системе финансового права финансово-правовая ответственность представляет собой комплексный институт финансового права, включающий в себя охранительные нормы подотраслей и разделов финансового права. В частности, нормы, закрепляющие понятия и виды финансовых правонарушений, меры финансово-правовой ответственности и процессуальные порядки ее применения в различных сферах финансово-правового регулирования.
В настоящее время данный правовой институт нуждается в совершенствовании: необходима разработка концептуальной основы и систематизация норм, составляющих его содержание.
Литература 1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
.
2. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г.
N 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
. 3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г.
N 177-ФЗ
«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
. С ИЗМ. на 29 августа 2006 г. 4.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
.
С изм. на 1 января 2007 г. 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
N 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
.
С изм. на 1 января 2005 г. 6.
Разгильдиева М.Б. Проблемы ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налогов в аспекте предмета финансового права.
В сб.: Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 3. М., 2003.
С.531-539 Ссылки: 1 См., например, Разгильдиева М.Б.
Проблемы ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налогов в аспекте предмета финансового права. В сб.: Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 3. М., 2003.
С. 531539. 2 Постановление Правительства РФ от 5 июня 2003 г. N 328
«Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства»
; Приказ Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н
«Об утверждении Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации»
.
3 Например, Ст. 61 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
4 Федеральный закон от 10 июля 2002 Г.
N 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
. С изм. на 25 июня 2006 г. 5 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
С изм. на 29 августа 2006 г. 6 Приказ ЦБР от 31 марта 1997 г. N 02-139
«О введении в действие инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»
.
7 См.: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ
«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
.
С ИЗМ. на 29 августа 2006 г. 8 Федеральный закон от 16 июля 1999 г.
N 165-ФЗ
«Об ос- новах обязательного социального страхования»
.
С изм. на 20 марта 2004 г. 9 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
.
С изм. на 1 января 2007 г. 10 Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
С изм. на 1 января 2005 г. 11 Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, на которых федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» возложена обязанность уплачивать страховые взносы и иные связанные с ней обязанности: зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда, предоставлять расчеты страховых взносов и др. 12 Федеральный закон от 1 апреля 1996 г.
N 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
.
С изм. на 23 мая 2005 г. 13 .: ст. 22.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
N 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
.
14 В качестве исключения из этого положения можно указать лишь на такую меру принуждения как пени в финансовом праве.
Но это исключение, которое лишь подтверждает правило. Financial and legal responsibility Janiszewski Ya.A. MGIMO With the financial control institutions closely linked financial institution liability because its use is due to the results of the control measures.
The Institute’s financial liability as compared to having a long history of formation and development of institutions of criminal and civil liability is relatively young. The most notable development it receives from the early 90-ies of XX century.
At this point, there have been significant transformation of the state and the political system of our country, drastic changes in economic relations system, redefining the value of the financial activities of the state and its forms of implementation of the new conditions. It made a significant number of new regulations governing the various spheres of social relations, including financial.
They received financial consolidation and orientation of coercive measures — financial penalties, — the recovery which provides the axis for violations in the field of taxation, in the public sector, as well as for violations of financial discipline when dealing with cash. established by these and other, later adopted, acts of accountability measures (.
fines, penalties, etc.), as well as the procedure for their imposition and collection of significantly different from the traditionally allocated types of legal liability: criminal, administrative, civil, disciplinary. In this regard, it became possible to speak of the existence of objective grounds for separation in the system of legal liability of the new of its kind — financial and legal liability.
Keywords: financial and legal responsibility, legal regulation, fiscal responsibility, fiscal responsibility, banking 1. Federal Law of 24 July 1998 N 125-FZ iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис .
«On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases»
.
2. Federal Law of 1 April 1996 N 27-FZ
«On the individual (personalized) registered in the mandatory pension insurance system.»
3.
Federal Law of 23 December 2003 N 177-FZ
«On Insurance of Household Deposits in Russian Banks»
.
In the book .: Proceedings. Russian Academy of Legal Sciences. Issue 3. In 3 volumes. Volume 3.
M., 2003, pp 531-539 О Ю 5 v 2 a 6
Финансово-правовая ответственность.
Понятие финансово-правовой ответственности. Финансово-правовая ответственность есть применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера (штраф, пеня). Финансовое правонарушение — виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.
Признаки финансового правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость. Состав финансового правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Ответственность за нарушение финансового законодательства существует в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава в финансовом праве и иных отраслях права. Учитывая эти обстоятельства, п.
3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством. БК РФ устанавливает основания применения финансовой, административной или уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ (ст.
281—306). Финансовое право имеет в своем составе охранительный институт финансово-правовой ответственности, отличающейся от общих мер ответственности наличием специальных, свойственных только финансовому праву мер и процедур государственного принуждения.
Наиболее четко финансово-правовая ответственность стала оформляться после кодификации бюджетного и налогового законодательства.
Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации, поэтому меры государственного принуждения и ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.
Финансовая ответственность не связывается только с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые наступают в результате совершенного им нарушения финансового законодательства.
Карательные механизмы в финансовой ответственности существуют параллельно с правовосстановительными поскольку государству важно не только наказать нарушителя финансовой дисциплины, но и восстановить публичные интересы, компенсировать возникший ущерб разом.
В НК РФ понятия «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. БК РФ оперирует понятием
«ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ»
(п.
2 ст. 1). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает порядок привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.
Черты и признакифинансовой ответственности Финансовая ответственность включает в себя все признаки, характеризующие ее как правовую. Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются: = формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах; = гарантированность государством; = реализация в двух формах — позитивной и негативной; = обеспеченность государственными мерами воздействия — убеждением или принуждением; = наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий; = осуществление в процессуальной форме.
Признаком финансовой ответственности является наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финансового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в двух формах: позитивной (добровольной, активной) и негативной (государственно-принудительной, ретроспективной).
Позитивная финансово-правовая ответственностьсуществует в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей, она возникает на основе формальных (нормативных) признаков. Финансовая деятельность государства основывается не только на установлении запретов относительно совершения каких-либо действий.
Одним из важнейших условий реализации финансово-правовых норм выступает добросовестное соблюдение субъектами финансового права предоставленных им прав и выполнение возложенных обязанностей.
Некоторые субъекты финансового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие — в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение.
Поэтому в целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения.
Относительно позитивной финансовой ответственности принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений финансового законодательства. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной. Нарушение норм финансового права обусловливает необходимость негативной финансовой ответственности,которая имеет несколько аспектов.
Во-первых, она представляет собой реакцию государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние дополнительной обязанности претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия в форме имущественных лишений (взысканий). Во-вторых, финансовая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и «возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Негативная финансовая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной). Вопрос 2. Содержание и функции финансовой ответственности Элементы финансово-правовой ответственности 1.
субъекты (участники), 2. права и обязанности субъектов (участников), 3.
их действия (поведение), 4. объект правоотношения.
Субъекты финансовой ответственности.
как минимум две стороны: государство в лице компетентного органа, указанного в финансовом законодательстве, и правонарушитель. Между этими субъектами складываются охранительные финансовые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель — обязанной.
Субъектом материального правоотношения финансовой ответственности является государство в целом, а не финансово-уполномоченные органы. Права и обязанности правонарушителя неразрывны и составляют правоотношения финансовой ответственности.
Право государства применять к нарушителю финансового законодательства меры государственно-правового принуждения (в том числе финансово-правовой ответственности) предполагает возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение мер финансовой ответственности является одновременно правом и обязанностью государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно прекращает совершение финансового правонарушения, государство не утрачивает права на применение соответствующих мер финансовой ответственности. Объектомправоотношения финансовой ответственности является правовой статус нарушителя финансового законодательства.
Возложение дополнительных лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой финансовой ответственности, приводит к изменению финансово-правового статуса правонарушителя. Процессуальная форма финансовой ответственности как охранительного правоотношения имеет три стадии: 1) возникновение финансовой ответственности; 2) конкретизация финансовой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава финансового правонарушения; 3) реализация финансовой ответственности.
Особенностью процессуальной формы финансовой ответственности выступает обязательный для государственного органа досудебный порядок разрешения отдельных категорий финансово-правовых споров.
До обращения в суд за защитой нарушенных финансовых прав государства финансово-контрольный орган выносит правонарушителю предписание об устранении выявленных недостатков, приостанавливает финансирование в случае нецелевого использования бюджетных средств и т. д. Относительно налоговых органов НК РФ прямо предусмотрена обязанность предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока уплаты налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции. Наличие досудебного порядка рассмотрения дела о финансовом правонарушении вносит в механизм охранительного финансового правоотношения два вида процессуальных отношений: финансовые и гражданские (или арбитражные).
Первоначально реализация материального охранительного финансового правоотношения осуществляется в рамках финансового (налогового, бюджетного и т. д.) процесса, позволяющего обнаружить факт совершения финансового правонарушения и осуществить производство по делу о финансовом правонарушении.
Если правонарушитель добровольно не исполняет требование финансово-контрольного органа, то привлечение к финансовой ответственности осуществляется в рамках искового производства согласно правилам гражданского или арбитражного процесса. Например, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить причитающуюся сумму налоговой санкции.
Наступление негативной финансовой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — финансовое правонарушение — применение санкции.
Финансовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности
В данной статье рассматриваются понятие и виды юридической ответственности, а также вопрос о финансовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности.
Рассмотрены различные признаки, по которым можно выделить финансовую ответственность в отдельный вид юридической ответственности. Ключевые слова: юридическая ответственность, финансовая ответственность, правонарушения. Понятие юридической ответственности относится к виду правоотношений, где субъектом выступает государство, а объектом — правонарушитель.
Реализация всех видов юридической ответственности происходит согласно соответствующих норм права и санкционирована государством. Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности и разделяют их в зависимости от степени тяжести. Так уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом и характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.
Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, здесь санкции менее жесткие, нежели уголовные. Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей, которые могут быть установлены Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и прочими документами.
Дисциплинарные санкции способны значительно умалить честь и достоинство работника, оказать определенное воспитательное воздействие и предотвратить совершение новых дисциплинарных проступков. Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда.
Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка, восстановление во всех возможных случаях нарушенных прав, пресечение и предупреждение правонарушений, исправление лиц, нарушивших нормы права. Вопрос о природе финансово — правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении. Споры вызывают как сам факт наличия такого вида ответственности, так и вопросы, касающиеся природы финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков и состава финансового правонарушения.
В связи с этим анализ проблем становления и развития финансово — правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является одним из приоритетных направлений финансово — правовой науки.
Бурное развитие финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства повлекло за собой выделение в науке финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности. Финансовой ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она связана с государственным принуждением, возникает на основе норм права, наступает за совершенное правонарушение, сопровождается наступлением негативных последствий для лица виновного в совершении правонарушения.
Основное назначение финансово — правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В законодательстве РФ не содержатся такие понятия как «финансово — правовая ответственность», «финансовое правонарушение», но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которые является частью финансового законодательства РФ, присутствуют нормы права, устанавливающие правонарушения и ответственность за их совершение.
Можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.
Следует отметить, что БК РФ не содержит такого понятия, как бюджетное правонарушение, вместо этого он оперирует таким понятием, как «нарушение бюджетного законодательства». Под ним в соответствии со ст.
306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности.
В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в Части IV «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения». Следующий вид правонарушения в области финансового права предусматривает налоговую ответственность, предусмотренную Разделом VI НК РФ
«Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ). Другим видом правонарушениявобласти финансовой деятельности являются кредитно-денежные правонарушения.
Непосредственным объектом этих преступлений являются отношения в сфере кредитования и обращения денежной наличности. К таким преступлениям в частности, относится неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам с участием банков и других кредитных организаций. В отношении ответственности за правонарушения в финансово-кредитной сфере действуют общие правила гражданско-правовой ответственности.
Формы ответственности — возмещение убытков и уплата неустойки.
За преступления в финансово-кредитной сфере закон устанавливает также уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы.
Она предусмотрена Уголовным кодексом РФ за совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными незаконным путем (отмывание денег); злостное уклонение от погашения кредитной задолженности; злоупотребления при выпуске ценных бумаг, а также за уклонение гражданина от уплаты налогов, за уклонение от уплаты налогов с организаций и другие преступления в сфере экономической деятельности.
За валютные правонарушения согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютномконтроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным видом наказания за нарушение валютного законодательства является административное наказание.
Уголовная же ответственность регулируется ст. 186
«Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»
и 193 «Невозвращение из — за границы средств в иностранной валюте» УК РФ. Также финансовая ответственность обладает рядом особенностей, которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой именно финансовую ответственность, а не любой другой вид юридической ответственности.
Так, например, финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер.
И нормы права, регулирующие финансовую ответственность, сосредоточены в Бюджетном Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и прочих нормативных документах. Поэтому можно считать, что финансовая ответственность реализуется в особой сфере общественной жизни — сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Еще одной особенностью финансовой ответственности является то, что она устанавливается финансовыми нормами.
Как и любая другая норма права, финансово — правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово — правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Нарушение этих правил влечет за собой применение финансовой санкции.
Ее особенность заключается в том, что она носит исключительно денежный характер, она воздействует на денежные фонды правонарушителя и не ограничивают личные права и свободы. Третья особенность заключается в том, что к финансовой ответственности привлекают финансовые органы государства, специально уполномоченные на это. В зависимости от полномочий по привлечению к ответственности за нарушение финансового законодательства государственные органы подразделяются на контролирующие и правоохранительные.
К первой группе в области финансового контроля относятся Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Во вторую группу входят Федеральная таможенная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ.