Оглавление:
Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК
Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе.
На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.
Как подготовить родителей к ПМПК? Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п.
15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
). Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.
В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога). Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.
При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.
Советы родителям Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами. Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.
Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.
В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами.
При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.
При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?
На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать.
Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить.
Например, на ПМПК просят: — рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме.
Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.
— рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия.
Ориентация в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.). — показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии. Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка).
Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.
Результаты ПМПК По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей). В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям: — сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям. Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования.
Кто несёт ответственность? По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: — обеспечить получение детьми общего образования; — за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование.
Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка. В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами).
Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.
В состав ПМПК входит врач-психиатр.
Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью. Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Каков срок действия заключения ПМПК?
В каких случах нужно проходить ПМПК повторно? Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).
Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет. Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.
Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья). Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок: — имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст.
79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий; — испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»); — находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия); — имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА; — имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.
Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов? В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г.
№ 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
, регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
№ 723
«Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»
в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством: — направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка); — приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.
Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
Как нарушаются права детей при проведении ПМПК?
ПМПК в школе.
За дверями класса стоят дети с задержкой психического развития, оканчивающие свой первый учебный год в роли школьников, и ждут, когда их пригласят в класс для обследования члены психолого-медико-педагогической комиссии. В основном это мальчики. Они с тревогой в глазах прижимаются к своим матерям и говорят: «Мама, мне страшно…».Это дети с заниженной самооценкой, для которых не впервой слышать критику в свой адрес, они уже привыкли считать себя не такими как все. В их глазах перед прохождением комиссии, я увидела страх оценки, нежелание вновь переживать боль от осознания того, что они в очередной раз не справились с какими-то заданиями, не оправдали чьих-то ожиданий, страх услышать о себе, что они являются умственно отсталыми, инвалидами.
Поэтому эти дети не хотят проходить комиссию и переживают, стоя за дверью.
Для них это новая травма.Члены комиссии – это несколько женщин, очень суровых на вид. На их лицах можно прочитать торжество над детской беспомощностью, упоение своей властью влиять на детские судьбы, определять, перейдут ли они во второй класс или останутся на второй год, будут ли они учиться в классе массовой школы или будут отправлены на домашнее обучение, в специнтернат, а также формализованное отношение и безучастность. Когда я защищала диссертацию перед членами комиссии, то тоже испытывала волнение, а тут дети 7 лет… И ПМПК проводится по меньшей мере раз, а то и два за год!
Всё это «удовольствие» длится от силы минут 15, за которые женщины, видящие ребёнка впервые в жизни, выставляют ему диагноз (иной раз даже психиатр выставляет ребёнку более гуманный диагноз, чем члены ПМПК), определяя его дальнейшую судьбу.
Не абсурдно ли это?
Комиссия ПМПК
Краткое содержание:Советы юристов 1) Моего ребёнка 7 лет отправляют со школы на пмпк комиссия у меня жена сегодня собрала все бумажки бумаги ей невролог сказала что после комиссии будет коррекционная школа и п н.д. я можно ли бы её не проходить Я просто не хочу чтобы у меня ребёнок был каким-то с умственно отсталым невменяемый спасибо до свидания. 1.1. Добрый день! Вы можете оспорить решение комиссии.
1.2. Здравствуйте! В случае не прохождения комиссии вас могут поставить на учет в органах опеки. Но, в случае получения заключения вы можете пройти экспертизу, которая вполне может установить, что комиссия сделала неверные выводы. Решение комиссии также может быть оспоорено в судебном порядке.
cкрыть2) Скажите пожалуйста прошла комиссию с ребёнком пмпк дали заключение с ним я должна пойти в департамент.
Подали заявление в районный департамент. Но сейчас я хочу забрать его обратно и переслать в другой департамент района чтоб ребёнку дали рядом с домом садик.
Как это сделать? 2.1. Это надо делать по заявлению. 3) Мой ребенок учится в коррекционном классе уже 4 года, в 4 классе. Могу ли я перевести его из коррекции в обычный класс?
У нас через месяц комиссия ПМПК могу ли я от нее отказаться или не принимать рекомендации комиссии?
Классный руководитель говорит что только комиссия решает о переводе и сама я не смогу перевести ребенка, так ли это? 3.1. Да, учитель права. О переводе из коррекционного класса на общую программу обучения должна дать заключение ПМПК. По вашему желанию к сожалению так сделать не могут.
Если вы хотите, чтобы вашего ребенка перевели на обучение в обычный класс, вы можете подготовить ребенка к комиссии. В интернете есть подобные вопросы, которые могут задать на комиссии.
Вы заранее с ребенком разберите данные вопросы, подготовьте ответы. 4) У сына 13 лет порок сердца. Мы наблюдаемся с 5 мес. у кардиолога.
Нам выдали справку и протокол с диагнозом ВК врачебной комиссии.
Ребенок должен пройти экзамены в щадящем режиме. Школа не принимает эту справку ссылаясь на то, что надо подтвердить эту справку на ПМПК.
зачем? 4.1. Администрация школы действует в соответствии с законодательством.
Участники экзаменов с ограниченными возможностями здоровья предъявляют копию рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), а участники экзаменов — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также копию рекомендации ПМПК в случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка.
То есть в данном случае экзамен проводится в отдельном кабинете с небольшим количеством учеников. 5) Скажите пожалуйста с ребёнком прошли комиссию пмпк и выдали заключение. Ребёнку требуется коррекционная группа.
Могу ли я подать заключение и написать заявление в департамент образования сразу в двух районах? Чтоб дали садик ближе к дому или нет? 5.1. Да. это не запрещено делать.
6) Прошли ПМПК и со слов классного руководителя (характеристики) и детского психолога, навязывают постановления ребенка на 8 б.Как быть.
Ехать в другой город нет средств для прохождении комиссии там. Как быть у ребенка нарушенная дикция по русскому 2 и по математике 2. 6.1. С одной стороны, ребенку будет легче учиться по адаптивной программе.
С другой стороны, после 9 класса ограничено количество профессий, которые он сможет получить.
7) У меня у внука диагноз «кинетическое расстройство личности», не высиживает 5 уроков во 2 классе, восстали все-директор, родители и заучи.
Но как решить проблему, перейти на онлайн, справку не дают.
7.1. Для того, чтобы Вашего внука перевели на другой вид обучения, необходимо заключение ПМПК, Вам необходимо взять направление на комиссию. При прохождении комиссии разъясните ситуацию, возможно внуку назначат индивидуальную программу обучения, или же переведут на домашнее.
8) Моя дочь учиться в 6 классе, успеваемость слабая. Постоянно вызывают в школу, из-за двоек, поведение нормальное.
Сейчас вызывают на совет профилактики, как быть?
Уроки выполняет, где-то может забыть.
Идти на совет. Разбираться в ситуации. 9) Мы идём в школу с 8 лет. Но нас заставляют делать Пмпк.
Можно не проходить эту комиссию? Ещё сказали должна быть справка почему мы не пошли в 7 лет. Где взять нам такую справку? 9.1.
Не обязаны Вы ПМПК проходить и объяснять ничего не обязаны. 9.2. ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов.
В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Возможно вашего ребенка направляют на комиссию, потому что вы не пошли в школу с 7 лет. Но вы не уточнили кто вас заставляет?
На комиссию может направить администрация школы, или же ваш педиатр. В любом случае кто требует от вас пройти комиссию, тот и должен дать направление.
Вы можете также отказаться, предоставив письменное объяснение по какой причине вы не пошли в школу с 7 лет. 10) Ребенок учится в обычной школе в 8 классе. Получил во 2 четверть оценку 2 по обществознанию, отправили на ПМПК.
Ленится и не хочет. Какова в дальнейшем судьба ребенка после ПМПК, он сможет поступить в колледж, потом в институт?
Раньше учился хорошо. 10.1. ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Существует центральная комиссия и территориальные, территориальные располагаются в крупных городах. Специалисты комиссии проводят обследование ребенка, выявляют нарушения в развитии, поведении, следят за динамикой нарушений.
Они могут проверить подозрения школьных специалистов, могут поставить диагноз, могут дать рекомендации по дальнейшему обучения, могут оспорить решение консилиума. Дети попадают на комиссию только с согласия родителей.
Родители или сами ведут ребенка или дают согласие, если это инициатива школы.
Комиссия может запрашивать информацию о детях не только у родителей и школ, но и у органов власти.
Например, информацию из полиции о правонарушениях, совершенных ребенком. Родители вместе с детьми приходят на заседание комиссии и приносят заявление или согласие, копию паспорта ребенка или свидетельства о рождении, заключение консилиума или специалиста, если есть, заключение комиссии, если раньше ее уже проходили, выписку из истории развития ребенка, характеристику из школы, результаты продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по русскому языку и математике.
Во время заседания ведется протокол.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. После обследования комиссия выдает заключение с выводами о состоянии ребенка.
Специалисты указывают диагноз, прогноз и рекомендации. Родители могут не следовать им и обжаловать в центральной комиссии. Могут наоборот использовать заключение, чтобы им оказали необходимую помощь.
Например, комиссия может написать, что ребенку нужен тьютор.
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:Бесплатно с мобильных и городскихБесплатный многоканальный телефонЕсли Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможетЮристов онлайн Вопросов за суткиВопросов без ответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях
© 2000-2023 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.
МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб. р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение
Как медико-педагогическая комиссия (ПМПК)проверяет соответствие интеллекта норме у ребенка в 5-7 лет. Опыт.
22 ноября 2023У детей частенько бывает задержка речевого развития, задержка психоречевого развития.
Часто воспитатели детского сада, психологи, логопеды настаивают на том, чтобы ребенка отправить на ПМПК. Некоторые родители соглашаются и идут. Просят, конечно, показать врачам, а уже врачи направляют на медико-педагогическую комиссию.Особенно часто эта ситуация происходит перед тем, как пойти в школу.
Если малыш уже оказался в логопедической группе или группе для детей с ЗПР, комиссию он будет проходить однозначно. Это делают для того, чтобы определиться в какой коррекции ученик будет нуждаться.
Статья канала.Нужен ли ему будет логопед, психолог, дефектолог.
Если в городе нет ни школы, ни класса 5 и 7 вида (речевые и с задержкой развития), комиссию ребенок будет проходить все равно. Для получения адаптированной программы и работы специалистов.
Та самая инклюзия. Обычно это 8-9 человек и ребенок от такого количества пугается. В нее входит психиатр, пара логопедов, психологи, иногда социальные педагоги. Бывают представители соцзащиты.
Статья канала. Комиссию не проводят без законного представителя. Родитель заполняет документы и сидит в уголочке. Не подсказывает ничего.
- Имя, фамилия, сколько лет. Адрес, где живет.
- Назвать наземный транспорт. Могут предложить картинки, чтоб назвал.
- Какое время суток сейчас. Могут спросить: что следует за ночью. Или: когда ужинают, это какое время суток?
- Показать на картинке и назвать геометрические фигуры.
- С кем он пришел и как этого человека зовут.
- Указать, что лишнее в картинке.
- Зададут вопрос типа: какого цвета у тебя кофточка?
А туфли?
- Какое время года бывает перед весной? Какое сейчас время года.
- Какую одежду носят зимой.
- Что растет на яблоне? Кто водит мотоцикл?
- Посчитать до 5-10 и обратно.
- Назвать одним словом группу предметов на картинке или могут спросить: платье, куртка, брюки как можно назвать одним словом?
- Назвать любимую сказку и ее персонажей.
- Назвать домашних и диких животных.
Их детеныши.
- Попросят рассказатьстихотворение.
- Составить рассказ по нескольким картинкам.
- Различать овощи и фрукты.
Если ребенок на все ответит, ему выдают справку со словами: «Интеллект в пределах возрастной нормы». Могут порекомендовать логопеда, если заметят дефекты речи.Все держат его по — разному. Некоторые вовсе молчат. Многие теряются, хотя все это знают.Если вы уверены, что у сына или дочери все в порядке, надо немножко подготовить его по этой схеме вопросов.
А также подготовить психологически, чтоб постарался не бояться. Логопеды обычно очень ласково спрашивают, но дети все равно робеют.
Маршрутизатор по прохождению процедуры ПМПК с детьми разного возрастного диапазона
26 февраля 2023 Федеральный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации. Основной задачей Федерального центра ПМПК является методическое, экспертное, информационное и консультационное сопровождение деятельности ПМПК.
Основные направления деятельности ФЦ ПМПК: ▪ Создание и обеспечение функционирования портала информационной поддержки деятельности ПМПК; ▪ Разработка и издание методических и информационных материалов для руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников и иных заинтересованных лиц; ▪ Организация и проведение Всероссийских конференций, межрегиональных семинаров, вебинаров, мастер-классов и иных мероприятий по вопросам деятельности ПМПК; ▪ Осуществление супервизий деятельности ПМПК; ▪ Осуществление мониторинга деятельности ПМПК; ▪ Консультирование руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей) по вопросам деятельности ПМПК.
Уважаемые родители! В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это право закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г.
№ 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии). Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.
Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет Вам подготовиться к ней. Шаг 1. Подготовка и предоставление документов Для проведения обследования ребенка Вам необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы: а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии (бланк заявления Вам предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении); б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии); г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии); д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации); ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций); з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (необходимо взять с собой, после их анализа, комиссия вернет Вам работы) При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их специалисту, непосредственно отвечающему за оформление документов в конкретной ПМПК, чаще всего эти функции выполняет социальный педагог ПМПК).
Шаг 2. Диагностическое обследование В 5-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует Вас о дате, времени, месте и порядке проведения обследования. В назначенный день Вам необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал.
Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен.
Вы имеете право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов. Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей). В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г.
№ ВК-1074/07
«О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссий»
, на этом этапе ПМПК решает следующие задачи: — комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии; — определение специальных условий для получения образования (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ). Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.
Целесообразно предоставление на ПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений).
Представление различных тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно представление на ПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие). Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.
Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное — чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.
Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи. Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.
В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.
Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК. В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.
В случае, если Вы проходили обследование в территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.
Шаг 3. Подготовка заключения (степень Вашего участия) Заключение ПМПК оформляется на бланке комиссии.
В нём отражаются следующие данные: — наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей); — рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК). Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются: -трудности понимания инструкций учителя; -«яркие» проявления аффективных вспышек, ауто- и агрессивные проявления; -трудности организации собственной продуктивной деятельности.
Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются: — трудности в передвижении по образовательной организации; — трудности организации самообслуживания. Форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).
При получении Заключения ПМПК (а его Вам выдадут не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования.), Вас ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях Вашего ребенка и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы, Помните, что специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию. Шаг 4. Выбор образовательного маршрута Уважаемые родители (законные представители), Вы должны знать, что заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для Вас носит рекомендательный характер: вы имеете право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Заключение комиссии действительно для предоставления в течение календарного года с даты его подписания.
Это означает, что, если в течении года Вы не предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию, Вам вновь нужно будет пройти ПМПК, если Вы примете решение о необходимости реализации рекомендаций ПМПК. Вместе с тем, помните, что предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка.
И в этом случае в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование Вашего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья будет реализовываться в соответствии с адаптированной образовательной программой, рекомендованной комиссией, с соблюдением условий, необходимых для получения качественного образования Вашим ребёнком, которые отражены в заключении ПМПК.
Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Ребёнку бесплатно будут предоставлены специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (в случае необходимости). Кроме того, Ваш ребёнок будет обеспечен бесплатным двухразовым питанием.
Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК. – Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
— Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
.
— Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
.
— Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г.
№ 1015 (ред. от 17.07.2015)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015 г.)»
. — Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10 июля 2015 г.
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
.
С другими нормативными документами можно ознакомиться на сайте Словарь. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242) Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
(Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 №30242).