Периодичность прохождения мед комиссии частными охранниками

Прохождение медицинского осмотра частными охранниками


Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:медицинское заключение по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника; Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Для отдельных категорий работников федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ при прохождении медицинских осмотров может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В частности, к таким категориям работников относятся: частные охранники (ч. 7 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»); лица из числа специалистов авиационного персонала (п. 3.1 ст. 52 ВК РФ); работники ведомственной охраны (ч.
3.1 ст. 52 ВК РФ); работники ведомственной охраны (ч.

3 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране»); лица, допущенные к работе на судне (ч. 1 ст. 55 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, п.

3.1 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации); лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов (п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте); работники подразделений транспортной безопасности (ч. 2 ст. 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Медицинское заключение по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При отказе освидетельствуемого от прохождения медицинского освидетельствования или от прохождения хотя бы одного из осмотров врачами-специалистами и (или) лабораторного исследования, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника не оформляется.

Медицинские осмотры охранников

Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний ‎к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника В соответствии с абзацем двадцать четвертым статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г.

№ 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ‎ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 24, ст. 2313; 2008, № 52, ст. 6227; 2009, № 52, ст.

6450; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 26, ст.

3364; 2015, № 29, ст. 4356; 2016, № 27, ст. 4160; 2017, № 50, ст. 7562) п р и к а з ы в а ю: 1.

Утвердить: Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, согласно приложению № 1; — форму № 002-ЧО/у

«Медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника»

, согласно приложению № 2; — форму № 002-ЧО/у-10 «Журнал регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника», согласно приложению № 3; — форму № 003-ЧО/у «Медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов», согласно приложению № 4.

2. Установить, что медицинское заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника является защищенной полиграфической продукцией уровня «В». Министр В.И. Скворцова Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от «___» _____________ 2021 г.

№_____ Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия ‎в организме человека наркотических средств, психотропных веществ ‎и их метаболитов 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника (далее – медицинское освидетельствование), включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее – химико-токсикологические исследования). 2. Медицинское освидетельствование проводится в целях установления ‎у частного охранника, наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г.

№ 300. 3. Химико-токсикологические исследования проводятся в целях обнаружения и последующей идентификации в образцах биологических объектов (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

4. Медицинское освидетельствование проводится один раз в год. 5. Организация проведения медицинского освидетельствования осуществляется работодателем. 6. Проведение медицинского освидетельствования осуществляется как за счет личных средств граждан, так и работодателя. 7. Медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторное исследование в следующем объеме: медицинский осмотр врачом-офтальмологом; медицинский осмотр врачом-психиатром; медицинский осмотр врачом-психиатром-наркологом; качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

7. Медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторное исследование в следующем объеме: медицинский осмотр врачом-офтальмологом; медицинский осмотр врачом-психиатром; медицинский осмотр врачом-психиатром-наркологом; качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

8. Осмотр врачом-офтальмологом при проведении медицинского освидетельствования осуществляется в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «офтальмологии».

9. Осмотр врачом-психиатром при проведении медицинского освидетельствования осуществляется в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование (далее – освидетельствуемый), имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию». 10. Осмотр врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого, осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике».

11. Химико-токсикологические исследования проводятся в два этапа: — предварительные химико-токсикологические исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой; — подтверждающие химико-токсикологические исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.

12. Предварительные химико-токсикологические исследования проводятся ‎в срок не позднее 24 часов с момента отбора биологического объекта (мочи) ‎в клинико-диагностической лаборатории или химико-токсикологической лаборатории медицинских организаций, указанных в 10 настоящего Порядка. 13. Подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся ‎в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, указанных ‎в пункте 10 настоящего Порядка.

14. Химико-токсикологическое исследование в обязательном порядке проводится на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон, бензодиазепины, барбитураты.

Химико-токсикологическое исследование проводится на иные вещества, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

15. Медицинский регистратор одной из медицинских организаций, указанных в 8 –106 настоящего Порядка, в которую обратился освидетельствуемый для прохождения медицинского освидетельствования, на основании документа, удостоверяющего его личность: — подбирает (или заполняет) Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у), и выдает освидетельствуемому бланк медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, форма которого предусмотрена приложением № 2 к настоящему приказу, с заполненными на основании документа, удостоверяющего личность освидетельствуемого, строками 1 — 3; — информирует освидетельствуемого о перечне медицинских осмотров врачами-специалистами и лабораторном исследовании, которые необходимо пройти в рамках медицинского освидетельствования, и о необходимости прохождения химико-токсикологического исследования.

16. Направление на химико-токсикологическое исследование (учетная форма № 452/у-06) заполняется по форме и в соответствии с инструкцией, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. № 40

«Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный № 7544), и выдается освидетельствуемому врачом-психиатром-наркологом в медицинской организации, указанной в 10 настоящего Порядка. 17. Отбор образцов биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологическое исследование производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи в туалетной комнате медицинской организации, указанной в 10 настоящего Порядка.

18. В целях исключения фальсификации образца биологического объекта (мочи) в течение первых 5 минут после ее отбора проводится измерение: — температуры с помощью бесконтактного устройства с автоматической регистрацией результатов измерения (в норме температура должна быть в пределах 32,5 – 39,0 °C); — pH с помощью pH-метра или универсальной индикаторной бумаги (в норме pH должен быть в интервале 4 – 8); — относительной плотности (в норме относительная плотность должна быть в пределах 1.008 – 1.025). 19. По окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, подтверждающее химико-токсикологическое исследование не проводится.

По окончании предварительного химико-токсикологического исследования ‎в случае наличия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и вне зависимости от их концентрации проводится подтверждающее химико-токсикологическое исследование. Срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающее химико-токсикологическое исследование, не должен превышать 10 рабочих дней с момента отбора образца биологического объекта (мочи). 20. Срок проведения подтверждающего химико-токсикологического исследования не должен превышать 3 рабочих дней с момента поступления образца биологического объекта (мочи) в химико-токсикологическую лабораторию.

21. Образцы биологических объектов (мочи) хранятся в химико-токсикологической лаборатории в течение 3 месяцев с момента проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований, а полученные масс-спектры – в электронном виде в течение пяти лет. 22. Результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований (учетная форма ‎№ 454/у-06), которая оформляется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ‎от 27 января 2006 г.

22. Результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований (учетная форма ‎№ 454/у-06), которая оформляется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ‎от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля ‎2006 г., регистрационный № 7544) и представляется в медицинскую организацию, направившую в химико-токсикологическую лабораторию образец биологического объекта (мочи).

По желанию освидетельствуемого в медицинской организации, указанной ‎в пункте 10 настоящего Порядка, ему выдается копия справки о результатах химико-токсикологических исследований. 23. В случае отсутствия по результатам химико-токсикологического исследования в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов врачом-психиатром-наркологом медицинской организации, указанной в пункте 10 настоящего Порядка, оформляется медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма которого предусмотрена приложением № 4 к настоящему приказу, в двух экземплярах. Один экземпляр указанного медицинского заключения выдается на руки освидетельствуемому, второй экземпляр вносится врачом-психиатром-наркологом медицинской организации, указанной в 10 настоящего Порядка, в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у).

В случае обнаружения в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов не оформляется.

24. В случае выявления в ходе осмотра врачом-психиатром у освидетельствуемого симптомов и синдромов заболевания, при наличии которого противопоказано исполнять обязанности частного охранника, освидетельствуемый направляется на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии ‎со статьей 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст.

1913, 2013, № 48, ст. 6165). При отказе освидетельствуемого от прохождения указанного психиатрического освидетельствования справка по результатам осмотра врачом-психиатром не выдается. 25. Справки по результатам осмотров врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом и врачом-офтальмологом оформляются в соответствии ‎с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г.

№ 441н

«Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2012 г., регистрационный № 24366).

26. Результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования медицинских осмотров (включая справки по результатам осмотров врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом и врачом-офтальмологом) и лабораторного исследования, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний к владению оружием вносятся врачом медицинской организации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у).

27. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием оформляется врачом медицинской организации, в которую обратился освидетельствуемый в соответствии с 15 настоящего Порядка, на основании справок врачей-специалистов, сведений, указанных в пункте 26 настоящего Порядка, в присутствии освидетельствуемого. Срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. При отказе освидетельствуемого от прохождения медицинского освидетельствования или от прохождения хотя бы одного из медицинских осмотров врачами-специалистами и лабораторного исследования, предусмотренных ‎пунктом 7 настоящего Порядка, а также химико-токсикологического исследования, оформленном в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября ‎2011 г.

№ 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, ‎№ 48, ст. 6165), медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника не оформляется. 27. Выданные медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, форма которого предусмотрена приложением № 3 к настоящему приказу.

28. При наличии у частного охранника документально подтвержденных результатов медицинских осмотров врачами-специалистами и лабораторных исследований, полученных в ходе медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов3, учитываются результаты, которые выполнялись в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения медицинского освидетельствования.

Минтруд разъяснил: периодические медицинские осмотры охранников могут оплачиваться из средств Фонда социального страхования

Ранее мы читателей о том, что Минтрудом России совместно с Минздравом России подготовлен проект приказа «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры». Во время процедуры общественного обсуждения, которая проходила на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, и по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подготовили экспертные заключения, а также направили в адрес Минтруда официальные письма с предложениями о внесении изменений в данный законопроект.

В распоряжение поступили ответы на эти письма.

Напомним, что ФКЦ РОС предложил рассмотреть возможность изложения пункта 16 приложения № 2 к проекту Приказа Минздрава и Минтруда России

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские работы при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»

в следующей редакции: «Работы в юридических лицах с особыми уставными задачами, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение, в случаях, когда требования о прохождении медицинских осмотров (освидетельствований) не установлены профильным (специальным) законом».

Минтруд согласился с данной формулировкой и в законопроект были внесены соответствующие изменения.

По нашему мнению, в данной редакции будут исключены случаи «задваивания» медосмотров, как сейчас бывает по требованию прокуроров. В ответе НИЦ «Безопасность» Минтруд отметил, что расходы на периодические осмотры можно компенсировать за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Диалог законотворцев и исполнителей закона может и должен быть постоянным. И отрадно понимать, что Минтруд прислушивается к специалистам рынка охранных услуг и на основании их мнений принимает решения.

Ведь голос профессионалов, услышанный вовремя, позволяет избежать проблем в будущем.

______ Также по теме: Categories, Tags, , , , , , , , , , , ,

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для частных охранников: новые правила

С 2021 и до конца 2026 года действует отдельный Порядок проведения медосвидетельствований частных охранников и кандидатов на такой статус (.

Приказом также утверждена форма N 002-ЧО/у

«Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника»

. Такое освидетельствование ежегодно организовывается работодателем и включает в себя: Вид освидетельствования Где можно проводить Осмотр врачом-офтальмологом В медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по «офтальмологии».

Осмотр врачом-психиатром В медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Осмотр врачом-психиатром В медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Осмотр врачом-психиатром-наркологом В медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике». Химико-токсикологические исследования (сплошные):

  1. предварительные на наличие опиатов, каннабиноидов, фенилалкиламинов (амфетамин, метамфетамин), синтетических катинонов, кокаина, метадона, бензодиазепинов, барбитуратов и фенциклидина;
  2. подтверждающие ХТИ (если предварительное ХТИ нашло в образце наркотик или психотроп)

Лабораторные исследования крови/мочи в целях диагностики употребления алкоголя (если это заподозрит врач-психиатр-нарколог).

Если пристрастие к алкоголю или наркотикам будет выявлено в ходе осмотра врачом-психиатром-наркологом (либо следы пристрастия обнаружатся в крови/моче), то освидетельствуемый направляется на медицинское обследование. Оно проводится в государственной или муниципальной медорганизации, имеющей лицензию по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике», и включает в себя осмотр врачом-психиатром-наркологом и лабораторное исследование.

В наиболее сложных и конфликтных ситуациях решение о наличии (отсутствии) указанных расстройств принимается врачебной комиссией, состоящей из врача-психиатра-нарколога, врача-терапевта и врача-невролога.

Для прохождения медосвидетельствования охранник обращается в одну из указанных медорганизаций с паспортом, а уж медрегистратор сам или заполняет охраннику медицинскую карту амбулаторного пациента, дает бланк и рассказывает, какие осмотры нужно пройти и какие анализы сдать. По итогам каждого осмотра/исследования выдаются справки, на основании которых оформляется заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника (оформляет, а заодно вносит результаты осмотров и исследований в медкарту – той медицинской организации, куда обратился свидетельствуемый). Кстати, при проведении медосвидетельствования учитываются результаты «свежих» (не ранее одного года) осмотров и исследований, проведенных в рамках «на владение оружием».

Categories, Tags, ,

Медосмотры и медицинские освидетельствования охранников.

Да, действительно оба этих проекта составлены, что называется, в «лучших традициях» министерств.

Ни Минздрав, ни Минтруд России при их разработке в очередной раз не привлекли представителей юридических лиц с особыми уставными задачами, к коим относятся и частные охранные организации, для которых данные проекты приказов и составлялись, — считает Александр Михайлович, — «Поэтому, на мой взгляд, они содержат те же «ляпы», которые существуют и в действующем приказе. Так, например, в совместном проекте приказа, которым должен быть регламентирован порядок прохождения медицинского освидетельствования частными охранниками, вновь допущена ошибка. Я говорю о том, что согласно документу, частные охранники должны проходить медицинское освидетельствование при приеме на работу, то есть фактически организацию медицинского освидетельствования осуществляет работодатель.

Но как мы с вами знаем, лицо, не обладающее правовым статусом частного охранника, не может быть принято в штат частной охранной организации. Появляется коллизия. В соответствии с данным проектом приказа работодатель будет обязан организовать прохождение медицинских осмотров лицами, которые юридически никакого отношения к его организации ещё не имеют. Логично, что нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в части налогообложения, затрат и тому подобное, просто не позволят работодателю тратить свои деньги на прохождение медосмотров до того, как соискатель получил правовой статус частного охранника и был зачислен в штат.

Даже, если работодатель, может быть, и готов бы был это сделать. ФКЦ РОС, как организацией, аккредитованной распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. № 498-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, размещена рецензия на указанный проект приказа, в которой, в частности, мы предлагаем устранить указанное противоречие.

Ведь мы и сегодня неоднократно сталкиваемся с тем, что Роструд и Прокуратура требуют от ЧОО проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Это при том, что в законе РФ от 11.03.1992 № 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

довольно четко прописаны требования к прохождению обязательных медицинских осмотров при приеме на работу.

Для получения удостоверения частного охранника гражданин должен пройти медосвидетельствование и, собственно говоря, только после этого он может получить удостоверение и подать заявление о приеме на работу в частную охранную организацию. Если с момента получения удостоверения частного охранника и прохождения медосвидетельствования прошло не больше года, то, по нормативам того же Минздрава, данная справка будет считаться действующей, и охранник совершенно спокойно может устраиваться в любую частную охранную организацию, не проходя указанного медосвидетельствования повторно. Что же касается проекта приказа

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»

, то он призван заменить набивший всем оскомину Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Ни один десяток частных охранных организаций России сталкивался с ситуацией, когда представители Роструда и Прокуратуры при проведении проверок апеллировали именно к этому приказу, требуя представления медицинских заключений по медицинским освидетельствованиям (осмотрам), предусмотренным как федеральными законами, так и приказами Минздрава России в полном объеме в соответствии с каждым нормативным актом. И их совершенно не интересовал тот факт, что частный охранник при устройстве на работу уже прошёл медосмотр, имеет соответствующую справку… Контролирующие и надзорные органы исходят из узковедомственных интересов, и не видят столь явного столкновения норм права. Для них – требования нашего профильного закона – это одно, а приказ Минздравсоцразвития – совершенно другое, к сожалению.

Мне известны случаи, когда в регионах охранники в течение года проходили до четырех (!) медицинских освидетельствований, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, обращаясь к одним и тем же врачам-специалистам… И новый проект приказа в нынешней редакции не устранит задвоения требований о проведении медицинского освидетельствования и не исключит коррупциогенные факторы. Данная ситуация недопустима. О чем ФКЦ РОС также изложил в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Кроме того, я, являясь членом Общественного совета при Минтруде России, сегодня направил письмо на имя Министра труда и социальной защиты российской Федерации Антона Котякова, в котором аргументировал отрицательное отношение ФКЦ РОС к данному проекту приказа и предложил иную редакцию пункта 16 Приложения 2 к приказу:

«Работы в юридических лицах с особыми уставными задачами, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение, в случаях, когда требования о прохождении медицинских осмотров (освидетельствований) не установлены профильным (специальным) законом»

.

На мой взгляд изложение данного приказа в предлагаемой мной редакции выведет из-под действия данного приказа работников юридических лиц с особыми уставными задачами, порядок медосвидетельствования которых или прохождения медосмотров уже урегулированы профильными специальными законами, такими как Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

, Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14.04.1999 № 77-ФЗ, Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ. В этом случае требованиями обсуждаемого нами проекта приказа будут руководствоваться работники юридических лиц с особыми уставными задачами, осуществляющие свою деятельность не на основе вышеуказанных специальных законов, а иных подзаконных нормативных актов, положений, уставов и так далее. В частности, к таковым, например, относятся: ведомственная охрана госкорпорации Ростех — «РТ-Охрана», ФГУП «Охрана» Росгвардии, Российское объединение инкассации Центрального банка Российской Федерации и другие.

Поскольку считаю внесение указанных изменений в проекты данных приказов актуальным и важным, пользуясь случаем, призываю коллег поучаствовать в их обсуждении, оставив свои замечания на сайте regulation.gov.ru», — заключил Президент ФКЦ РОС.

За бедного охранника замолвите слово! Медосмотры и медицинские освидетельствования… вопросов больше чем ответов

Проблемных тригерных точек у частной охраны много.

Одна из самых чувствительных — медицинские осмотры и освидетельствования.

Здесь вопросов больше чем ответов, а имеющиеся у Министерств и ведомств по этим вопросам мнения не всегда отражают чаяния отрасли и иногда идут в разрез со здравым смыслом. Особенно это стало заметно по результатам прокурорских проверок, о которых мы неоднократно публиковали материалы на Гардинфо.
Основной, наиболее актуальный, в сложившейся ситуации перечень вопросов:

  1. Когда будет утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов?
  2. Правомерно ли возлагать на работодателя обязанности по организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров охранников и т.д.
  3. Когда будет разработана и утверждена форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника?
  4. Кто должен оплачивать ежегодные медицинские осмотры и освидетельствования?
  5. Можно ли объединить все медицинские осмотры и освидетельствования в единую процедуру с выдачей двух необходимых медицинских заключений?
  6. Могут ли ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами?
  7. Когда будет урегулирована стоимость платных услуг медицинского освидетельствования граждан для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника?
Рекомендуем прочесть:  Права лиц участвующих в деле гпк

Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС, за подписью Президента ФКЦ РОС, члена Общественной палаты Российской Федерации Александра Козлова, были подготовлены и направлены официальные письма Министру здравоохранения Российской Федерации В.И.

Скворцовой и Руководителю Федеральной службы по труду и занятости В.Л.

Вуколову, в которых были задан ряд вопросов, находящихся в компетенции вышеуказанных ведомств. Из Минздрава ответ получен:

«…На территории Российской Федерации отношения, возникающие в сфере частной детективной и охранной деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

, правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, — Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». В развитие норм статьи 11.1. Закона № 2487-1 постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 300 утвержден перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

Приказ Минздрава России от 30.062016 №441н «О порядке проведения медицинского осведетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсилогических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов реализует нормы статьи 13 Федерального закона № 150-ФЗ.

Таким образом, постановление № 00 и приказ № 441н изданы в развитие разных тем правового регулирования. Следует отметить, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение правового статуса частного охранника.

В свою очередь медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится для соблюдения условий предоставления права на приобретение оружия. До принятия Минздравом России нормативного правового акта, реализующего нормы статьи 11.1 Закона № 2487-1, при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника целесообразно руководствоваться нормами постановления № 300, приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.20076 № 40

«Об организации проведения химико-токсилогических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

и нормами приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинским организациями справок и медицинских заключений» (в части оформления медицинского заключения от отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника)».

Из Роструда ответ ожидаем в ближайшее время.

На Информационно-правовом портале Гарант.ру размещен ответ на вопрос: «Согласно ст.

12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Могут ли такие ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами, обусловленными приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в том случае, если охранник выполняет функцию водителя транспортного средства (должность — охранник 4 разряда (водитель))? Должен ли 1 раз в 2 года такой работник проходить 2 медицинских осмотра?

Могут ли и кем эти медосмотры быть объединены? Каков алгоритм объединения?». Ответ экспертов портала приводим ниже, не совсем, конечно, то что хотелось бы услышать, но из песни слов не выкинешь.

Правда, в ответе Гаранта была упомянута ссылка на «Онлайнинспекции.РФ», где говориться, что специалисты инспекции высказывают мнение о возможности проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра в рамках одного медицинского осмотра, исходя из совпадения целей проведения медосмотров и медосвидетельствований и не обращая внимания на различия в оформлении таких процедур и предложили посмотреть ответ непосредственно на сайте Онлайнинспекции.РФ. Мы приложили много усилий, для поиска именного этого мнения специалистов, но наши усилия были тщетны.

После обращения непосредственно в Онлайнинспекцию с просьбой помочь в поисках, мы получили ссылку на ответ, но тема ответа была совершенно иной. Но надежду мы не теряем и постараемся держать вас в курсе событий… Вопрос-ответ: Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Могут ли такие ежегодные медицинские освидетельствования являться периодическими медицинскими осмотрами, обусловленными приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в том случае, если охранник выполняет функцию водителя транспортного средства (должность — охранник 4 разряда (водитель))? Должен ли 1 раз в 2 года такой работник проходить 2 медицинских осмотра? Могут ли и кем эти медосмотры быть объединены?

Каков алгоритм объединения? 26 апреля 2017 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Возможность объединения медицинского освидетельствования, предусмотренного частью девятой ст.

12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1

«О частной детективной и охранной деятельности в РФ»

, и периодического медицинского осмотра, предусмотренного ст. 213 ТК РФ и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, в один медицинский осмотр (в одно освидетельствование) действующее законодательство не предусматривает.

При одновременном проведении двух мероприятий — медицинского осмотра и медицинского освидетельствования — их результаты должны найти отражение в различных документах.

Обоснование позиции: Согласно части девятой ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

(далее — Закон N 2487-I) частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. Частью первой ст. 1 Закона N 2487-I установлено, что частная детективная и охранная деятельность определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Перечень видов услуг, предоставление которых разрешается в целях охраны, приведен в части третьей ст.

3 Закона N 2487-I. В силу части первой ст. 11 Закона N 2487-I оказание услуг, перечисленных в части третьей ст.

3 этого Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, такие услуги оказывать запрещено (часть пятая ст. 3 Закона N 2487-I), а частные охранники, как видно из приведенных норм и части первой ст.

11.1 Закона N 2487-I, могут привлекаться к оказанию таких услуг лишь в качестве работников частной охранной организации, которая является исполнителем по соответствующему договору с клиентом. Таким образом, требование о ежегодном медицинском освидетельствовании предъявляется Законом N 2487-I к частному охраннику как к работнику частной охранной организации. По нашему мнению, такие ежегодные медицинские освидетельствования частных охранников не заменяют медицинские осмотры, проводимые один раз в год на основании ст.

213 ТК РФ, а также п. 7 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом N 302н (далее — Приложение N 2 к Приказу N 302н).

И хотя возможность проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра в отношении одного и того же работника в одном и том же медицинском учреждении в один и то же период времени нами не исключается, мы вынуждены констатировать, что правомерность их объединения в одно мероприятие и оформления их результатов в каком-то едином документе вызывает сомнения.

Анализ положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

(далее — Закон N 323-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что законодатель разделяет понятия медицинский осмотр и медицинское освидетельствование. Как следует из ст. 46 Закона N 323-ФЗ, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Статьей 65 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Одним из видов последнего является, например, медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. Так, приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 N 441н был утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Однако отдельный порядок медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в настоящее время не утвержден.

Частью седьмой ст. 11.1 Закона N 2487-I установлено, что порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника должен включать в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с примечанием 3 к Приложению N 2 к Приказу N 302н при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, выполняющими работы, перечисленные в п. 7 Приложения 2 к Приказу N 302н, участие врача-психиатра и врача-нарколога является обязательным.

Вместе с тем согласно п. 30 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом N 302н, периодический медицинский осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Приложении N 1 или Приложении N 2 к Приказу N 302н.

Однако в п. 7 Приложения N 2 к Приказу N 302н не упоминается о проведении соответствующих лабораторных и функциональных исследований, проводимых в целях выявления наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (смотрите, например, решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 15.02.2017 по делу N 2-106/2017). Кроме того, согласно п. 14 Приложения N 3 к Приказу N 302н медицинское заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается на руки лицу, поступающему на работу или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.

Передача работодателем экземпляра медицинского заключения, выданного работнику на руки, в какие-либо органы исполнительной власти Приказом N 302н не предусмотрена. В силу же части девятой ст. 12 Закона N 2487-I медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника организация должна передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Имеющиеся различия, по нашему мнению, указывают на то, что какого-то единого порядка проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра работника, выполняющего обязанности частного охранника, а также единого способа оформления их результатов на настоящий момент не существует.

Мы считаем, что такие мероприятия должны проводиться независимо друг от друга, а их результаты должны фиксироваться в отдельных документах.

Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением контролирующих органов и мнением других специалистов*(1).

Следует также обратить Ваше внимание на то, что в силу п.

27 Приложения N 2 к Приказу N 302н к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, относятся также управление наземными транспортными средствами.

Поскольку для работ, перечисленных в п. 7 и п. 27 Приложения N 2 к Приказу N 302н, предусмотрена различная частота медицинских осмотров и различный объем медицинских исследований по ним, работодатель в рассматриваемой ситуации должен направлять работника на осмотры ежегодно, при этом работник будет ежегодно проходить осмотр в связи с выполнением им работ, связанных с ношением оружия и его применением, а каждый второй год — еще и как водитель.

Приложение N 3 к приказу N 302н не содержит специальных указаний на то, каким образом работодатель отражает в направлении на периодический медицинский осмотр несколько видов работ из предусмотренных Приложением N 2 к приказу N 302н, которые работник выполняет в соответствии со своей трудовой функцией. Полагаем, оформление работодателем одного направления на медицинский осмотр, в котором будут перечислены все виды работ из предусмотренных в этом Приложении 2 к приказу N 302н, которые выполняет работник, не будет являться нарушением Порядка. К сведению: В соответствии с частью второй ст.

57 ТК РФ в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименования должностей, специальностей или профессий работников и квалификационные характеристики к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (смотрите также письмо Роструда от 07.05.2010 N 1357-6-1). Для лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, главой 51 Трудового кодекса РФ установлены определенные ограничения.

Также ограничения установлены и для охранников Законом N 2487-I.

Поскольку труд по обеим должностям (и водителя автомобиля, и охранника) связан с установленными для работы по этой должности ограничениями, работодатель не может вводить в штатное расписание должность, наименование которой скомбинировано из наименований этих должностей («охранник __ разряда (водитель)»). Также по этой же причине он не может включить в обязанности по одной из должностей обязанности, предусмотренные квалификационным справочником для другой должности.

Оформление работы по обеим должностям возможно только при наличии в штатном расписании обеих должностей, в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ) либо совместительства (ст. 60.1 ТК РФ). Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мазухина Анна Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория 6 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.