Отзыв газета гласный суд о преступлении и наказании дотоевского

Отзыв газета гласный суд о преступлении и наказании дотоевского

Преступление и наказание


Какие психологические предпосылки были к преступлению Раскольникова? Ставить диагнозы литературным персонажам — рискованное занятие, но многое о психологическом состоянии Раскольникова можно сказать определённо. Попытки проанализировать «» с точки зрения медицины делались: психиатр Андрей Петрушин вообще считает роман Достоевского точной историей болезни, которую можно сверять с академическим «Руководством по 17 Петрушин А.

Анализ истории болезни пациента Р. Р. Раскольникова // Mundo eslavo.

2018. № 17. Pp. 165. ⁠ . В работе Петрушина можно встретить термины «шизоидная акцентуация», «аутизация», «синдром Кандинского — Клерамбо», «ментизм»; всё это, по мнению врача, складывается в картину шизофрении или, мягче, шизотипического расстройства.

Различные попытки определить расстройство героя есть и в самом романе.

На суде над Раскольниковым защита прибегает к

«новейшей модной теории временного умопомешательства»

; до этого родные Раскольникова, друг Разумихин, даже следователь Порфирий Петрович постоянно подозревают у него «горячку», «белую горячку»; эти слова встречаются и в авторских репликах, и в замечаниях критиков романа.

Но белая горячка — обиходное название алкогольного делирия, а алкоголизмом Раскольников отнюдь не страдает.

Его болезненную раздражительность, сменяющуюся апатией, можно приписать неврастении, которая связана с переутомлением и полуголодным образом жизни (единственный врач в романе, Зосимов, так и говорит — с поправкой на просторечие Разумихина:

«Нервный вздор какой-то, паёк был дурной, говорит, пива и хрену мало отпускали, оттого и болезнь»

).

Но обострённое чувство гордости сюда, пожалуй, уже не вписывается.Раскольников бросается из крайности в крайность: сначала хочет спасти от приставаний девочку на бульваре, потом бросает: «Пусть его позабавится»; сначала отдаёт Мармеладовым все деньги, потом укоряет себя: «Тут у них Соня есть, а мне самому надо»; перед убийством продумывает такую деталь, как петля для топора под пальто, а затем совершает одну оплошность за другой. Японский исследователь Достоевского Кэнноскэ Накамура пишет, что Раскольников «пребывает в жестокой 18 Накамура К.

Словарь персонажей произведений Ф.

М. Достоевского / Пер. с яп. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 2011. C. 167. ⁠ . В поведении героя легко заметить параноидальные черты, его реакции резки и импульсивны, хотя и проникнуты ощущением моральной правоты: мать Раскольникова явно опасается своего сына, когда просит его не судить поспешно о Лужине и объясняет, почему не рассказала о том, что к Дуне приставал Свидригайлов.

В «наполеоновской» теории, конечно, можно углядеть признаки мегаломании; Порфирий Петрович употребляет и термин XIX века «мономания».Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дорогеФёдор ДостоевскийДостоевский не любил, когда его называли психологом, и «к современной ему психологии — и в научной и в художественной литературе и в судебной практике… относился 19 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.

М.: Сов. Россия, 1979. C. 71. ⁠ . Страдания, «нерешённость» души в его прозе — не предмет медицинского анализа; Раскольников в той же мере исключителен, в какой и является человеком вообще.

Разумеется, его психика до крайности расшатана, и в этом состоянии болезненная идея преступить закон, нарушить людские установления становится для него важнее, чем какие-либо материалистические мотивы.

Его будто несёт к цели, к роковому поступку; жизнь даёт ему возможности подсознательно подыскать себе оправдание. В книге о Достоевском Виктор Шкловский относит к таким возможностям встречу с Мармеладовым: «Пьяненький оказался человеком, затоптанным жизнью; он связан с судьбой Раскольникова не только тем, что Родион видит его и его семью, но и тем, что негодование за участь семьи Мармеладова на время помогает Раскольникову снять с себя бремя 20 Шкловский В. Б. За и против. Заметки о Достоевском.

М.: Сов. пис., 1957. C. 175. ⁠ .В первоначальном замысле Достоевского основным мотивом преступления было желание обеспечить мать и сестру.

Но затем, по мере усложнения образа Раскольникова, деньги уходят на второй план (хотя письмо от матери, ещё больше подогревшее взвинченное состояние героя, конечно, сыграло роль в его решении). Главным становится желание переступить через себя, через социальный запрет, полагаемый естественным; слово «преступление» здесь приобретает буквальный смысл, высвобождает свою внутреннюю форму.

Нужно вспомнить, что по всему роману разбросана система «триггеров», случайностей, которые обусловливают действие, «двойников», которые словом или делом копируют Раскольникова. Например, вполне возможно, что он не решился бы на убийство, если бы не подслушал в трактире ещё одного студента — говорившего о той же самой старухе-процентщице:— Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт.

Понимаешь? Понимаешь?— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду!

Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на её деньги.

Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?Раскольникова чрезвычайно волнует, что студент высказывает «такие же точно мысли», которые мучат его самого.

Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?Раскольникова чрезвычайно волнует, что студент высказывает «такие же точно мысли», которые мучат его самого.

«Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела»

— и, вполне возможно, дело как раз в том, что Раскольников не мог стерпеть конкуренции. Наполеоном, который ценой жизни ничтожной старухи сотворит величайшее добро, достигнет истинного величия и, главное, посмеет презреть людские установления, мог быть только он, а не какой-то другой студент.

Об откликах на «преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Л.И.Соболев ОБ ОТКЛИКАХ НА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Предлагаемые заметки посвящены анонимной статье в газете «Гласный Суд»; но эта небольшая статья рассматривается в контексте других откликов на «Преступление и наказание». Наиболее полная на сегодняшний день библиография прижизненных откликов на этот роман — в комментарии к Полному собранию сочинений Достоевского (т. 7); но и названный обзор, по-видимому, далеко не полон: мне известны два, не отмеченных в комментариях, отзыва на роман, появившихся в 1867 г.

Как писал Б.М. Эйхенбаум в статье о Некрасове,

«суждения современников-врагов интереснее, содержательнее и точнее, чем неопределенные, расплывчатые похвалы друзей и потомков»

1.

Никто в 1866 г. не предполагал, что новый роман Достоевского войдет в школьную программу, а еще намного раньше автор его обретет мировую славу. Только Ник. Ник. Страхов, проницательнейший критик, смог понять и оценить сложнейшую проблематику романа — остальным, писавшим о «Преступлении и наказании», это оказалось не по силам.

14 февраля 1867 г. выходит 12 номер «Русского Вестника» за 1866 г., где напечатаны последние главы «Преступления и наказания». Но еще раньше, как известно, появлялись отклики на печатающийся роман.

Начну с журнальной заметки, не попавшей, насколько я могу судить, в библиографию «Преступления и наказания».

Речь идет о новогоднем выпуске иллюстрированного дамского журнала «Новый Русский Базар»; журнал выходил три раза в месяц, нас интересует № 2, от 1 января 1867 г. В обзоре «Столичная жизнь», подписанном «К.Костин», говорится: «Роман, печатающийся в «Русском Вестнике», не представляет того интереса, который бы должен представлять роман как изображение духа того или другого времени или лиц, имеющих общий, типический характер. Герой нового романа Ф.М.Достоевского — нравственный урод.

Конечно, уроды могут быть очень интересны, тем не менее, они не должны быть героями романа, точно так же как уголовное дело не должно быть его основанием. Руководящая мысль этого произведения, как показывает само заглавие, — совершение преступления и затем его наказание; и как интересный процесс из уголовной практики — это произведение, помимо серьезного, бытового значения, читается с интересом, ибо автор так обработал психологическую сторону этого дела, он с такой анатомической подробностью следит за всеми движениями нервов своего исключительного героя, что читатель ни на минуту не усомнится, что автор обладает немалым талантом и умеет возбуждать до болезненности внимание читателя, заставляя его видеть осязательно всю ту сердечную драму, которую переживает Раскольников, главное действующее лицо, совершившее убийство. Кроме этого лица есть еще мастерски очерченные и другие.

Но зато есть и преднамеренные карикатуры, казненные современною жизнью и толками.» (с. 19). Итак, первое: герои романа нетипичны — характернейший упрек Достоевскому; вспомним его спор с Гончаровым или начало «Братьев Карамазовых». «Раскольников, — пишет А.С.Суворин в газете «Русский Инвалид», — вовсе не тип, не воплощение какого-нибудь направления, какого-нибудь склада мыслей, усвоенных множеством».

И далее:

«Раскольников, как явление болезненное, подлежит скорее психиатрии, чем литературной критике»

(1867.

4/16 марта. № 63). Эти же соображения Суворин выскажет через несколько дней в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» (этот отзыв тоже не отмечен в библиографических обзорах): в «Недельных очерках и картинках», подписанных «Незнакомец», критик заметил: «Г.

Достоевский в романе своем «Преступление и наказание» вывел перед нами <.> образованного убийцу, который решается на преступление из каких-то филантропических видов и оправдывает себя примерами великих людей, не останавливавшихся перед злодеяниями для достижения своих целей. Очевидно, убийца г. Достоевского, Раскольни- ков, лицо совершенно фантастическое, ничего общего не имеющее с действительностью, которая продолжает нам доставлять убийц образованных и необразованных, руководящихся в своих деяниях исключительно духом стяжания.

Просвещение, даже полупросвещение, тут ни при чем; если оно может дать в руки убийцы какие-нибудь софизмы, то оно же их и отнимает у него, потому что никогда и никого не учит злодеяниям: надо быть или совершенно испорченной натурой, или натурой больной до сумасшествия, чтобы в книгах почерпать материал для оправдания уголовных преступлений. Между тем находились люди, которые готовы были указывать на Раскольникова как на представителя известной части молодежи, получившей вредоносное образование.

Но где же доказательства, где тень доказательств?

Базаровых мы встречали в действительной жизни, но Раскольниковых ни действительная жизнь, ни уголовная практика нам не представила» (1867. 12 марта). Разговор о типичности, для современников вовсе лишенный какого бы то ни было академизма — вспомним сравнительно недавние обсуждения книг и фильмов с точки зрения — «бывает так в жизни или не бывает» — в данном случае имел особую остроту — ведь Г.З.Елисеев в «Современнике» обвинил Достоевского в клевете на молодое поколение («целая корпорация молодых юношей обвиняется в повальном покушении на убийство с грабежом»)2.

И в газете «Гласный Суд» возражения Елисееву делаются, как и у Суворина, с нажимом на безумие главного героя: «. если даже автор в лице Раскольникова и действительно хотел воссоздать новый тип, — то попытка эта ему не удалась. У него герой вышел — просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный, который, хотя и поступает как будто сознательно, но, в сущности, действует в бреду, потому что в эти моменты ему представляется все в ином виде» (Гласный суд.

1867. 16/28 марта. № 159. Из колонки «Заметки и разные известия»). И только Страхову удалось понять смысл характера героя и отношение к нему автора: «Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием.

По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя»3. В статье из газеты «Гласный Суд» сказано, что «со времени открытия новых судебных учреждений все эти уголовные повести и романы, которыми так богата наша литература последних годов, — прекратятся сами собою, потому что несравненно поучительнее читать подлинные процессы, нежели испорченные из них извлечения, подобранные сообразно с извращенными вкусами авторов. Возьмите, например, процесс купеческого сына Мазурина, хладнокровно поливающего, в течение нескольких месяцев, труп убитого им человека ждановской жидкостью для очищения воздуха; преступника, у которого недостало даже соображения и смелости вытащить свою жертву из того самого амбара, в котором он очень хладнокровно резнул приятеля бритвой, чтобы обчистить его карманы!».

Напомню, в чем состоит дело Мазурина. Художник академии, ювелир, Илья Иванович Калмыков, отправился (в Москве) к Василию Федоровичу Мазурину 14 июня 1866 г. и пропал. В феврале полиция проникла в дом Мазурина: «Труп Калмыкова, почти истлевший и издававший невыносимый запах, лежал в маленькой комнатке за магазином, дверь в который была заставлена шкафом, а единственное окно, было закрыто внутренними створнями.
и пропал. В феврале полиция проникла в дом Мазурина: «Труп Калмыкова, почти истлевший и издававший невыносимый запах, лежал в маленькой комнатке за магазином, дверь в который была заставлена шкафом, а единственное окно, было закрыто внутренними створнями.

По всей вероятности, убийца обливал труп какою-нибудь жидкостью», сообщается в «Санкт-Петербургских Ведомостях» от 4 марта 1867. № 62. С. 3. Через день в газете (тот же «Гласный Суд») новые подробности: «убийца <.> вынул бритву и между лезвием и ручкой положил палочку, обернул ее бумагою и потом, связав крепко бечевочкой, чтобы бритва не шаталась и чтобы удобнее было ею действовать, спокойно вошел в комнату <.> взял его левой рукой за плечо, а правой так сильно нанес бритвой рану по горлу своей жертвы, что Калмыков, не вскрикнув, повалился на пол и захрапел».

Здесь же указано, что убийца поливал труп ждановской жидкостью. Убийце не более 25 лет, убитому — 30. Давно известно, какую огромную роль в работе Достоевского играла уголовная хроника — и в «Преступлении и наказании» отразилось дело раскольника Чистова, убившего двух старух с целью ограбления (отчет помещен в «Голосе», в сентябре 1865 г.), и мазуринское дело откликнется в романе «Идиот» (упоминанием ждановской жидкости).

Но самое существенное, пожалуй, это сопоставление Рас-кольникова с еще одним убийцей — студентом Даниловым, предпринятое в статье из газеты «Гласный Суд». Напомню вкратце суть дела. В середине февраля в газетах печатался отчет об уголовном процессе по делу студента Алексея Михайловича Данилова, убившего в Москве (в январе 1866 г.) отставного капитана Попова, ростовщика, и его служанку Марию Нордман.

Вот что пишет автор газетной статьи: «Раскольников — человек дикий, больной, белогорячечный, одним словом, воспроизведение больной, тоже отчасти горячечной фантазии; Данилов же — красивый франт, не имеющий с университетскими товарищами ровно ничего общего и постоянно вращающийся между женщинами, ювелирами и ростовщиками. Раскольников убивает старуху единственно только потому, что дворника не было дома, а топор лежал под лавкой; он глупейшим манером зарывает захваченные вещи где-то вблизи здания министерства государственных имуществ у Синего моста и потом опять бежит, сомневаясь, наяву он сделал преступление или все это видел в белогорячечном бреду, — Данилов же действует вовсе не так. Этот красивый салонный франт действует очень основательно, — и если бы не несчастная рана на руке, — Бог знает, открылось ли бы что-нибудь; вероятнее, что нет.

Данилов — человек практический, созревший с двадцати, а может быть и с пятнадцати лет; на господ этого сорта университет может иметь такое же влияние, как на гуся вода, т.е.

самое поверхностное. Это одна из тех, довольно часто встречающихся у нас личностей, для которых юности не существовало; они уже с десятилетнего возраста начинают приучаться на елках к изысканным светским манерам и волокитству.

Иначе ничем нельзя объяснить желания красоваться на скамье подсудимых и убийственного хладнокровия, с каким выслушал этот изящный господин приговор суда, хотя и смягченный, но, в сущности, вовсе не мягкий. Одним словом, Данилов столько же похож на Раскольникова, сколько живая, хотя и печальная действительность может походить на произведение болезненно настроенного воображения».

Рана на руке Данилова — шрам, который выдал убийцу, когда его опознал один из работников магазина (Данилов приходил в ювелирный магазин закладывать кольцо). А появление Данилова в судебной зале, сообщает журнал «Домашняя беседа», «на присутствующих и преимущественно на дам произвело сильное впечатление»; «<.> такого спокойствия и хладнокровия нам не приходилось видеть ни в одном из подсудимых».

«У него не дрогнул ни один мускул в лице; хладнокровию своему он не изменил ни одним движением: после чтения приговора он спокойно сел, картинно облоко- тившись на решетку»

(Домашняя Беседа.

Вып. 11. 1867. 11 марта. Заметка В.Аско-ченского в разд. «Блестки и изгарь», под заглавием «Страшный вопль».

С. 337—338). Таким образом, для многих современников Достоевского сюжет его романа и главный его герой — воплощение больной фантазии. Читатели не только не видят в «Преступлении и наказании» глубочайшей проблематики и сложнейшей идеологии, но и отказывают ему в простом правдоподобии. А ведь сам Достоевский, узнав о деле Данилова, писал А.Н.Майкову: «Ихним реализмом — сотой доли реальных, действительно случившихся фактов не объяснишь.

А мы нашим идеализмом пророчили даже факты. Случалось» (28 (2), 329). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Примечания 1 Эйхенбаум Б.

О поэзии. Л., 1969. С. 36. 2 Современник. 1866. № 2. Раздел «Журналистика».

С. 277. 3 Отечественные записки.

1867. № 3. С. 331.

Дайте рецензию на произведение Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

24 августа, 2017 Опубликовано 4 декабря, 2017 Роман Ф.

М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом.

Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием.

Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом.

Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова — не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского.

А у Раскольникова есть реальный прототип — человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога.

Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но, по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь.

Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней. Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе.

И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком под влиянием своих идей.

Суть романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга.

И он понимает, что люди разделены на два лагеря: на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо.

Разделение это происходит не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”.

Герой признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению.

Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция. Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”.

Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть.

Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”. Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния и воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применяется в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это Лужин и Свидригайлов. Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности.

Он считает, что все моральные устои общества созданы не для него.

Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она.

Композиция романа также подчинена развенчанию теории героя. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказанию. Но это не физическое, а нравственное наказание.

Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Композиция связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресе нии Лазаря.

Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния.

Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня Лазарь воскрес. Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в своем понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится.

Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир. Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе.

Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти (и идет) на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Похожие вопросы

  1. 5.
  2. 2.
  3. 7.
  4. 4.
  5. 1.
  6. 6.
  7. 3.

Напишите его здесь.

или

  1. 4289 Вопросов
  2. 4387 Вопросов
  3. 808 Вопросов
  4. 3842 Вопроса
  5. 9139 Вопросов

Книга Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»: отзывы, анализ и характеристика героев

October 8, 2017 Обсудить 0 0 — безусловно, классик не только русской, но и всемирной литературы.

Один из представителей писатель, давший фундаментальные идеи для всего двадцатого века. «Русский Ницше», православный христианин и человек, постоянно сомневающийся в силе и могуществе Бога.

В данной статье — анализ одного из главных произведений великого писателя: «Преступление и наказание».Достоевский как писатель заявил о себе небольшой повестью в письмах, которая называется «Бедные люди».

По одной из легенд, прочитав повесть впервые, великий русский поэт Некрасов прибежал в гости к своему другу, самому знаменитому критику той эпохи — Белинскому, и с порога заявил: «новый Гоголь у нас явился». А когда с повестью ознакомился и критик, то посреди ночи друзья отправились к молодому, никому не известному Достоевскому — знакомиться и общаться.После этого будут «почти расстрел» и ссылка, неудачные попытки вернуться в литературу после вынужденного молчания, критика. Первой громкой публикацией после ссылки, которую заметили и оценили, стала книга, под названием «Записки из Мертвого дома».

Роман, по сути дела, — воспоминания Федора Михайловича о годах, проведенных в заключении, которые он изложил в художественной форме. Еще один великий русский писатель, Лев Николаевич Толстой, называл «Записки» самой честной и лучшей книгой всей нашей литературы.До 1866 года написано и опубликовано еще несколько романов и рассказов, также писатель издает журнал, ведет активную переписку с читателями.

В 1866 году выходит в свет «Преступление и наказание» — это первая книга из так называемого «Великого Пятикнижия Достоевского».Следующие четыре романа — это «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80).

Данные романы представлены практически во всех списках лучших книг любых издательств, ибо действительно являются наследием не просто русской, но всемирной литературы.Еще на каторге у Федора Михайловича появилась задумка романа о личности, которая не будет страшиться ни людского суда, ни божьего. Одному из героев своих «Записок» Достоевский дал такие качества, как возможность управлять собой, не страшась ничего. Так начался путь к осуществлению задуманного.В 1865 году, летом, Достоевский пишет нескольким издателям с просьбой «выручить деньгами в счет будущей книги».

Есть и примерное название — «Пьяненькие». После третьего обращения деньги были получены, и Достоевский едет за границу.

Как выяснится позже — едет, чтобы проиграть все деньги в казино в городе Висбадене. Когда не останется ничего, Федор Михайлович в дешевой гостинице напишет первые главы будущего романа.В сентябре 1865 года от писателя приходит письмо одному из крупных издателей Петербурга. В нем раскрывается задумка книги, где главный герой — молодой человек, студент, с «новыми идеями», которые старается выразить через нарушение закона.После Достоевского осталось очень много черновиков, в том числе и черновых записей «Преступления и наказания».

Если отслеживать процесс написания, то можно заметить три этапа:

  1. И, наконец, когда Достоевский писал итоговый вариант, то изменил стиль изложения — теперь роман писался не от первого лица, но от лица автора-рассказчика («Рассказ от себя, а не от него.» — пометка в дневнике).
  2. Вторая вариация уже вмещала в себя незавершенный на тот момент роман «Пьяненькие» (собственно, главными героями которого были те самые Мармеладовы). Но просто совместить два сюжета, две начатые книги, Федору Михайловичу показалось мало, и он стал переписывать в третий раз.
  3. То, что было начато еще в гостинице города Висбадена, представляло собой самую настоящую исповедь преступника. Она была написана целиком от первого лица («Я под судом.», «я напишу и пусть все прочтут.»). Так же в этой версии у главного героя нет фамилии, а называют его то Василием, то Васюком.

Сам сюжет, по мнению критиков, Достоевский мог взять из реальных дел, ибо довольно часто присутствовал на судебных заседаниях в качестве слушателя, а также имел знакомства в архивах.»Преступление и наказание» стало появляться с января 1866 года в журнале «Русский вестник» под редакцией Каткова. За счет романа тираж журнала поднялся очень высоко.

С первых же глав книга приобрела массу читателей, ибо и сюжет, и яркие описания личностей, и психологизм — все это захватило публику целиком. Еще одна интересная деталь: тогда же, в январе, произошло убийство ростовщика Попова.

Его и служанку убил студент по фамилии Данилов.

Газеты и журналы даже с интересом сопоставляли реальное дело и роман, отмечая, что

«в книге болезненность Раскольникова куда ярче и живее, чем описывается в хронике»

.На 1866 год роман стал самой обсуждаемой темой в мире литературы.

Отзывы о книге «Преступление и наказание» были в основном положительные. Читатели были под впечатлением от сюжета, от очень ярких эмоций, переживаемых героями (опять же — вспомните, что писалось выше).

Достоевский своим друзьям писал:

«Роман очень положительно сказался на моей репутации»

.Первый отзыв о романе «Преступление и наказание» напечатала газета «Голос». Анонимный критик в своем открытом письме отметил, что

«роман обещает быть одним из самых капитальных произведений»

.Затем о «Преступлении и наказании» отзывы критиков посыпались один за другим, причем — поначалу очень негативные.

В журнале «Современник» Достоевского упрекали в том, что сделав героем студента, он бросил тень на всех молодых демократов шестидесятых годов. Следующее подобное заявление было сделано в газете «Неделя»: там писателя упрекнули за нелюбовь к молодежи, сопоставив данную книгу с романом Тургенева «Отцы и дети».

Мол, если Тургенев прямо пишет, что нигилизм и «новые идеи» до добра не доведут, то Достоевский — намеками, причем грязными.Многие отзывы о книге «Преступление и наказание» содержали в себе двоякую оценку.

Как написали в издании «Гласный суд», «о романе говорили или шепотом — как о чем-то неприличном, грязном, или же — в полный голос, причем отмечая мастерство Достоевского по части психологии». Еще один русский классик, Иван Тургенев, написал, что первые главы романа — просто замечательные, но вот продолжение, с самокопанием, ему уже не понравилось. Очень теплые отзывы о книге «Преступление и наказание» написали поэт Аполлон Майков и публицист Николай Огарев.Пожалуй, насколько сильно обсуждали роман, настолько же сильно — главного героя книги.

В газете «Русский инвалид» Раскольникова назвали «нервной, повихнувшейся натурой». В «Главном суде» появилось мнение, что у героя все признаки белой горячки, а вот Дмитрий Писарев в статье «Борьба за жизнь» написал, что «апатия, в которую впадает Родион, это логичный итог его мелкого и неудачного существования».Федор Михайлович же, читая о романе «Преступление и наказание» отзыв за отзывом, писал позже, что: «ближе всего ему позиция Николая Страхова, который оценил в «Отечественных записках» Раскольникова так: сумасшедшим не является и не болен, но, подобно Базарову, самый настоящий представитель «новых нигилистов».Ниже будут названы не все, но только ключевые герои романа:

  1. Свидригайлов — многие критики называют его «двойником» Раскольникова. Вообще, тема «двойников» у Достоевского очень развита: вспомним повесть «Двойник» или противопостовление Ставрогина и Верховенского, где выводится «двойничество». Внешне же Свидригайлов — развращенный чиновник.
  2. Родион Раскольников — студент, бросивший учебу из-за финансовых трудностей. Собственно, именно вокруг него и построен роман. Ключевая идея, ставшая уже давно афоризмом: «тварь ли я дрожащая или право имею?»
  3. — «падшая» девушка из большой семьи с пьющим отцом и забитой матерью. Изначально о семье Мармеладовых писался отдельный роман, но постепенно Федор Михайлович сместил две книги в одну, дабы разнообразить сюжет и пересечь главных героев.
  4. Алена Ивановна — старуха-процентщица. Ее вместе с девушкой Лизаветой, которая ходит помогать старшей сестре по дому, убивает Раскольников.
  5. Дмитрий Разумихин — единственный друг Раскольникова, в будущем — муж Дуни.
  6. Лужин — жених Дуни, скрывающий за добропорядочностью очень подлую суть.
  7. Пульхерия Александровна и Дуня — мать и сестра главного героя.

«Преступление и наказание» является одним из самых читаемых романов во всем мире. Например, в 1880-х годах, во Франции, на сцене театра «Одеон» была поставлена пьеса по мотивам книги.Когда впервые на немецком языке издавали собрание сочинений русского классика, вступительную статью писал Зигмунд Фрейд.

О книге «Преступление и наказание» Достоевского отзывы оставили Ницше, Ремарк, Фолкнер, Хемингуэй, Эко и многие другие.Писатель Поль Бурже отмечал, что свой роман «Ученик» он писал под впечатлением от Достоевского.Очень большое влияние Федор Михайлович оказал на таких писателей, как Андре Жид и Альбер Камю.Отзывы о книге «Преступление и наказание» Достоевского оставили классики почти всех стран. Герман Гессе писал, что «такие книги спустя время мы будем воспринимать так, как воспринимаем сейчас Данте. Это живая вечность». Очень перекликается роман Достоевского с Одна из особенностей стиля Достоевского — это цветовые и временные символы.

Например, в романе «Преступление и наказание» есть акцент на числе четыре: четвертая комната, куда старуха унесла вещи под залог; четырехэтажный строящийся дом; поклониться на четыре стороны. Или символизм числа одиннадцать: почти все происходит в одиннадцатом часу. И то и другое — отсылки к библейским сюжетам.

написавший о романе «Преступление и наказание» отзыв, отмечал, что главный цвет сюжета — желтый.

В романе желтые обои, картинки на стенах, каморка Раскольников, номер Свидригайлова. Также одним из ключевых символов всего творчества Достоевского является заходящее солнце.Что касается жанра, то и тут мнения критиков всегда расходились.

Написавший о «Преступлении и наказании» отзыв филолог Борис Энгельгардт называет роман исключительно идеологическим. Михаил Бахтин считает, что роман — полифоничен.По сюжету, в центре находится Раскольников, и как солнечные лучи, от него разбегаются остальные сюжетные линии.

Постепенно все они «отваливаются» — кто-то умирает, кто-то просто меняет свою линию жизни (например, Дуня и Разумихин), и к концу романа с Раскольниковым связана только Сонечка. Критик Константин Мочульский, написавший о сочинении «Преступление и наказание» отзыв, отметил, что такая постановка сюжета приближает роман к античным трагедиям.Раскольников не пришел к Достоевскому из ниоткуда.

Идея человека «над всеми» всегда мучила больших писателей, так как является очень знаковой для любого общества в любую эпоху.В романе главный герой Жюльен Сорель очень любит Наполена и готов переступить через многое, дабы осуществить свои планы.

Раскольникова также сопоставляют с героем Бальзака из книги «Отец Горио» — Эженом де Растиньяком.Очень много параллелей критики стараются провести с Гамлетом. Федор Михайлович действительно очень хорошо знал трагедию, мог читать наизусть большие отрывки.В заключение же можно добавить только то, что роман — один из самых читаемых во всем мире. Любой, впервые открывающий «мир Достоевского», выходит на дорогу поиска правды, истины, человечности.

И если вы, например, выполняя школьное задание, впервые открываете «Преступление и наказание», отзыв для читательского дневника (если вы таковой ведете), обязательно пополнится не просто хорошими изречениями и «галочкой» о прочитанном, но вашим особенным взглядом на подлинный шедевр русской литературы. Ибо, как сказал русский поэт Анненский:

«Хвалите Достоевского, ругайте Достоевского, но читайте по возможности только его»

.

Критика о романе «Преступление и наказание», отзывы современников

Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 г.

Вскоре после этого появились первые отзывы о произведении. Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством.

Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею.

В любом случае никто не остался равнодушен. В этой статье представлена критика о романе «Преступление и наказание» Достоевского, отзывы современников о произведении. Смотрите: — Отзыв в газете «Гласный суд»: «Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу.
Смотрите: — Отзыв в газете «Гласный суд»: «Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу.

<.> О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует.

<.> По прочтении «Преступления и наказания» невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме?

<.> .если даже автор в лице и действительно хотел воссоздать новый тип, — то попытка эта ему не удалась.

У него герой вышел — просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный.

<.> У Раскольникова — все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду. <.> .роман г. Достоевского, в способностях которого к тонкому анализу я сильно сомневаюсь.» (отзыв в газете «Гласный суд», 1867 г.) В. В. Розанов: «. все остальные произведения <.> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — «Преступление и наказание».

<.> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа. <.> Колорит этого романа <.> есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе.

<.> «Преступление и наказание» — самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность.» (В. В. Розанов, «О Достоевском», 1893 г.) Е. Л. Марков: «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского.

Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов. <.> .ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений.

<.> .трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника. <.> В «Преступлении и наказании» вообще есть много самобытных и выразительных типов. Чета , , — всё это отличается оригинальностью и силою замысла, хотя и не всё разработано удовлетворительно.

<.> .Свидригайлов же — это один из самых заправских, самых любимых типов Достоевского; это ходячий психический калейдоскоп, в котором неожиданные и противоречивые черты характера выскакивают совсем готовыми на глаза читателя. <.> такое хаотическое сочетание возвышенного добра с гнуснейшею преступностью.» (Е.

Л. Марков, «О романе «Преступление и наказание», 1879 г.) В.

Г. Короленко: «Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно.

Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными.» (В.

Г. Короленко, из «Записной тетради» 1889-1891 гг.) И.

Ф. Анненский:

«.есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет «

Преступление и наказание». Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. <.> Как роман «Преступление и наказание» по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным.

В нем есть настоящее единство, в нем есть не только сжатость, но и центр.

<.> Из романов Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, и самый колоритный.

Это — роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это — роман безобразных, давящих комнат. <.> Достоевскому было 45 лет, когда в 1866 г.

он держал корректуру «Русского Вестника». А все-таки произведение вышло совсем молодое, выстраданное, суровое. но молодое и свободное. <.> .широко и ярко нет-нет да и развернется мысль в «Преступлении и наказании».

А потом: читайте — и самого Достоевского вы увидите разве мельком. <.>. все действие артистически сжато в несколько страшных июльских суток.» (И.

Ф. Анненский, «Искусство мысли», 1909 г.) Это была критика о романе «Преступление и наказание» Достоевского: отзывы современников о произведении.

Смотрите: —

Ф.

М. Достоевский — «Преступление и наказание»

Рецензия на книгу «Преступление и наказание» . Автор рецензии: Елена Лесная. Предыдущая работа Елены: . «Преступление и наказание» стал для меня настоящим психологическим испытанием во время его прочтения.

Настолько красочно, реалистично и ярко описаны эмоции и чувства главного героя я не видела ни в одном произведении. Наверное, именно этим оно меня и привлекло. Достоевский действительно предстал перед нами всеми как великолепный психолог, непревзойденный маг, который чутко и безошибочно понимает все человеческие колебания и помыслы.

Мне кажется, восприятие романа полностью зависит от самого человека, от его моральности и внутренней чистоты. Кто-то жалеет бывшего студента Раскольникова, кто-то считает его хладнокровным убийцей, кто-то безразличен к нему. В этом и заключается главная суть романа — каждый меряет его своими мерками.

Писатель заставляет не просто пройти путь от безобидной зависти до неистовых мучений совести и покаяния, наблюдая за главным героем, а самому окунуться в этот мир и поразмыслить: «А как поступил бы я?» Я считаю, что одной из главных причин прочитать произведение гениального автора, является именно тот ответ, к которому приходит личность. Для себя я ответила — даже в тяжелой материальной ситуации я не смогла бы лишить человека жизни.

Может быть, я слишком трусливая или слишком правильная — решать не мне. Но я бы не смогла. Многие считают, что Достоевский очень долго и нудно описывает всё эмоциональное состояние героя, его мучения. Я считаю, что это необходимо для полного образа всего романа.

Именно эти описания задают то психологическое состояние, которое захлестывает тебя целиком. Это интересно, интересно наблюдать за переменой настроения, чувств и жизни студента и окружающих его людей.

Моя оценка — потрясающе. Для тех, кто любит покопаться в психологии людей, найти для себя что-то новое, рекомендую. В этом произведении есть все: психология, драма, немного жестокости.

К тому же, я считаю большой ошибкой то, что с этим романом знакомят еще в школе. В таком возрасте ребенок не в состоянии осознать весь глубокий смысл, который скрывается за «скучными» описаниями. Из-за этого в дальнейшем складывается плохое впечатление и нежелание перечитывать книгу.

Все-таки произведение рассчитано на более взрослых читателей, способных постичь спрятанное умозаключение. Ф. М. Достоевский — великий писатель, классик русской литературы, и я искренне восхищаюсь, как тонко он понимает душу и мысли каждого своего героя.

Рецензия написана в рамках конкурса “”. Автор рецензии: Елена Лесная.

Поделиться с друзьями: View Article» data-url=»https://buklya.com/f-m-dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie.html»>

Книга «Преступление и наказание» Федор Достоевский

Среднее 4.94 56 отзывов Репутация: +2 Роман, написанный Ф. Д, Достоевским, который вошёл не только в несгораемый запас русской литературы, но и занял достойное место среди шедевров мировой литературы.

В этом произведении раскрывается жизнь, какая она.

Репутация: +2 Первый раз прочитала, как положено: летом перед изучением в 10-ом классе.Было очень интересно, переживала, волновалась, возмущалась, переводила дух, ужасалась, плакала. Достоевский для меня в школе был одним из самих страшных. Репутация: +0 Вечная классика, которая никогда не умрет. Еще в школе я полюбила Достоевского и начала изучать его произведения.
Еще в школе я полюбила Достоевского и начала изучать его произведения.

Преступление и наказание — одно из любимых. Перечитывала несколько раз. Автор просто гениален. Репутация: +8 Это произведение, многие из нас, первый раз читают в школе.

Или делают вид, что читают, как я например. В нашем классе действительно прочитала эту книгу только одна девочка.

В столь. Репутация: +2610 Мне произведение заполнилось в первую очередь этой фразой.

Это классика, если не самая любимая, то одна из любимых книг.

Непростая жизнь героев в этом сером и болезненно желтом Петербурге, выбор.

Репутация: +0 Это я осознала, когда в 13 лет еле осилила по школьной программе отрывок из этого произведения и много лет подряд люто его ненавидела за то, что оно меня вогнало в. Репутация: +66 Весьма актуальное произведение.

Сегодня происходит тоже самое. Портрет тех людей которые готовы на все не понимая ради чего. Психология злодея, который поглощен собственным страхом.

Нашим миром правит страх. Наглость, насилие.

Репутация: +2 Величайшее произведение Достоевского! Настолько глубоко раскрыты и описаны характеры героев и сама ситуация, что буквально погружаешься и чувствуешь всё это.

Словно сам находишься на месте событий и участвуешь во всем. Репутация: +0 Это одна из немногих книг которую я прочитал когда учился в школе.

Но даже тогда она произвела на меня огромное впечатление.

Как толкает нищета и безысходность людей на очень страшные. Репутация: +1 Чтобы написать подобную книгу нужно быть гением или сумасшедшим.

Достоевский был гением. Из года в год школьники читают эту книгу, и она наверно, никогда не уйдет из обязательной программы. Так. Репутация: +9 Очень хорошая, я бы даже сказал прекрасная книга, которую стоит всем прочитать, ведь ее сюжет очень хорош и прекрасен!. Репутация: +5460 Федор Михайлович Достоевский — наше всё!

И его произведения — классика! Читала книгу «Преступление и наказание» дважды — в школе, согласно программе по литературе, и уже в сознательном возрасте.

Произведение. Репутация: +0 Достоевсикй — писатель, обладающий по истине уникальным слогом. Его произведения можно узнать и без подписи.

Преступление и наказание — образец такого произведение.

Это чистый Достоевский. Потрясающий роман, который рассчитан не. Репутация: +1 Книга действительно просто шедевральная. Атмосфера на долго оставила свой след в памяти.

Я считаю, что эта книга — антиутопия: серый Питер, грязные кабаки, госслужащие, чьи дети «выходят на улицу»,.

Репутация: +5 Достоевский — это оплот русской литературы.

Единственный писатель, кого из всех русских классиков прочитал от и до.

«Преступление и наказание» — это шедевр. Мировой шедевр!!! Те, кто пропустил это произведение. Репутация: +1 Очень сложный для прочтения и восприятия роман.

Впервые прочитав его еще в школе я дал самому себе слово, что обязательно перечитаю его позже, так как понять и проанализировать всю глубину. Репутация: +0 Не подберу тех слов, которыми можно описать это гениальное произведение Федора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание».

Персонаж Родиона Раскольникова просто феноменален. В нем сочетаются все чувства: любовь, ненависть, дружба,.

Репутация: +0 По началу мне было не интересно но когда я дошла до середины то стала увлекаться.

Репутация: +2 Вообще Достоевский писал достаточно сложно, и книга «Преступление и наказание» абсолютно не исключение, а наоборот, читать ее трудно, много описаний и диалогов. Сложно воспринимать немного старинный слог в общении героев. Репутация: +1015 Книга из школьной программы, т.

е. классика, обязательная для прочтения любого образованного человека. Я бы сказала, что читать ее современным школьникам не очень интересно, мрачная, сложная, психологическая, сложные запутанные рассуждения.

  1. «

Описание объекта недоступно в данный момент.

Мы работаем над наполнением. Похожее Наиболее известная книга Клаввела из его азийского цикла. Сюжет пересказывать. Мой ребенок очень любит играть ч пластилином и лепить. Ближе. Пару-тройку лет назад увлеклась домашним виноделием.

Нашла в старых бабушкиных. Мы в соцсетях: © 2021.

Отзовикон. Все права защищены.