Оплата ремонта по износу машины

Оплата ремонта по износу машины

Глава 3. Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства


Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АКПИ19-520, оставленным без изменения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2021 г. N АПЛ19-454, глава 3 признана не противоречащим действующему законодательству в части, исключающей возмещение потерпевшему расходов по нанесению (восстановлению) аэрографического рисунка транспортного средства 3.1.

Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.

3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия.

Перечень повреждений определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров. 3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов) материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

3.4. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.

Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа. Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления), расходов на оплату работ по ремонту и без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства, и расходов, вызванных временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Размер расходов на восстановительный ремонт определяется исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных. Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

, где:

— стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

— расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

— расходы на материалы;

— расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов). Результат расчета расходов на восстановительный ремонт при формировании выводов исследования округляется до сотен рублей.

Верховного Суда РФ от 21 января 2021 г.

N АКПИ18-1207, оставленным без изменения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2021 г.

N АПЛ19-102, пункт 3.5 признан не противоречащим действующему законодательству 3.5.

Расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов. Указанный предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.

3.6. Расчет размера расходов на запасные части осуществляется следующим образом. 3.6.1. Количество и перечень деталей (узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, определяется по результатам его осмотра с учетом норм, правил и процедур ремонта транспортных средств, установленных производителем транспортного средства, сертифицированных ремонтных технологий и экономической целесообразности.

Если такие нормы, процедуры и правила производителем транспортного средства не установлены, используются нормы, процедуры и правила, установленные для ближайшего аналога. 3.6.2. Определение перечня деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (например, поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом их стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку)). 3.6.3. Размер расходов на запасные части рассчитывается по следующей формуле:

, где: — расходы на запасные части (рублей); m — количество наименований деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене;

— количество единиц детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащих замене;

— стоимость детали (узла, агрегата) j-го наименования, установка которой назначается взамен детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (рублей);

— износ детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (процентов).

3.6.4. Определение размера расходов на запасные части проводится с учетом следующих условий: а) наименование детали (узла, агрегата) приводится на русском языке и должно содержать полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном производителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), а при отсутствии таких источников — в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующей детали (узла, агрегата), и их уникальный номер, присвоенный производителем транспортного средства (поставщиком детали (узла, агрегата) или программно-расчетного комплекса); б) при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены производителем транспортного средства или Российской Федерации о безопасности дорожного движения; в) в случаях, предусмотренных технологической документацией, при замене отдельных деталей (узлов, агрегатов) должна быть учтена необходимость их замены с учетом ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые комплектующие изделия, а также детали, полностью обеспечивающие устранение повреждения; г) при наличии на рынке восстановленных деталей (узлов, агрегатов), использование которых допускается производителем транспортного средства, для транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, используются такие детали (узлы, агрегаты) с условием соблюдения требования настоящего пункта Методики.

Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N АКПИ15-1109 второе, третье и четвёртое предложение пункта 3.6.5 настоящей Методики признаны не противоречащими действующему законодательству Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586 первое предложение пункта 3.6.5 настоящей Методики признано не противоречащим действующему законодательству 3.6.5.

N АКПИ15-586 первое предложение пункта 3.6.5 настоящей Методики признано не противоречащим действующему законодательству 3.6.5. Определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), осуществляется путем применения электронных баз данных стоимостной информации (справочников) в отношении деталей (узлов, агрегатов). В случае отсутствия таких баз данных, определение стоимости проводится методом статистического наблюдения среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах границ товарного рынка, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия.

В случае отсутствия в открытых источниках информации о долях хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке при расчете средней стоимости они условно принимаются равными и не учитываются. Перечень товарных рынков в границах экономических регионов Российской Федерации приведен в к настоящей Методике.

3.6.6. В исключительных случаях (например, если по условиям поставки новых деталей (узлов, агрегатов) срок поставки выше предельного установленного срока ремонта (45 дней), отсутствует гарантированная поставка) при наличии рынка бывших в употреблении запасных частей целесообразным является использование при восстановительном ремонте таких деталей (узлов, агрегатов), с письменного согласия потерпевшего и страховщика на использование в расчете стоимости бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) при расчете стоимости запасных частей используется их рыночная стоимость. При этом стоимость бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) не может превышать стоимости новых комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) с учетом их износа.

Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, в указанных случаях не учитывается. 3.7. Расчет размера расходов на материалы осуществляется следующим образом. 3.7.1. Расчет размера расходов на материалы проводится в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта транспортного средства (основные материалы, например: шпатлевки, краски, лаки, герметики, технологические жидкости), материалов, которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией изменяют физическое или химическое состояние основных материалов и применение которых предусмотрено технологией производителя основного материала (расходные и вспомогательные материалы, например: отвердители, растворители, разбавители).

3.7.1. Расчет размера расходов на материалы проводится в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта транспортного средства (основные материалы, например: шпатлевки, краски, лаки, герметики, технологические жидкости), материалов, которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией изменяют физическое или химическое состояние основных материалов и применение которых предусмотрено технологией производителя основного материала (расходные и вспомогательные материалы, например: отвердители, растворители, разбавители). К материалам также относятся утраченные вследствие повреждения транспортного средства и необходимые в процессе ремонта хладагенты, тормозные и охлаждающие жидкости. При этом следует учитывать, что если такие эксплуатационные материалы не утрачены, то их расход учитывается только по нормативам на доливку.

Расчет размера расходов на материалы для окраски производится с применением систем (например, AZT, DAT- Eurolack, МАРОМАТ), содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета. 3.7.2. В случае отсутствия возможности проведения расчета с применением систем, содержащихся в программных автоматизированных комплексах, размер расходов на материалы рассчитывается по следующей формуле:

, где: — расходы на материалы (рублей); n — количество видов материалов;

— стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);

— удельная норма расхода материала i-го вида (ремонтных единиц);

— количество ремонтных единиц (например, количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида. При этом стоимость одной единицы материала i-го вида определяется с использованием электронных баз данных стоимостной информации (справочников).

В случае отсутствия таких баз данных, определение стоимости материала осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах экономического региона, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия, и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия в открытых источниках информации о долях хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке, при расчете средней стоимости они условно принимаются равными и не учитываются. Удельная норма расхода материала i-го вида рассчитывается как среднее значение, определенное по данным производителей такого материала, представленных на товарном рынке этого материала.

Количество ремонтных единиц (например, количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида, определяется по результатам осмотра транспортного средства. 3.8. Расчет размера расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом, осуществляется следующим образом.

3.8.1. Размер расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом транспортного средства, рассчитывается как произведение трудоемкости работ (соответствующего вида работ) на среднюю стоимость одного нормочаса работ по ремонту транспортного средства, включая необходимые арматурные, слесарные, рихтовочные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ, требуемые для проведения восстановительного ремонта, с учетом исключения пересекающихся операций.
3.8.1. Размер расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом транспортного средства, рассчитывается как произведение трудоемкости работ (соответствующего вида работ) на среднюю стоимость одного нормочаса работ по ремонту транспортного средства, включая необходимые арматурные, слесарные, рихтовочные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ, требуемые для проведения восстановительного ремонта, с учетом исключения пересекающихся операций. При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова и оперения, а также других узлов, агрегатов и систем транспортного средства используются нормативы, установленные предприятием-производителем транспортного средства, а в случае их отсутствия — организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств.

При отсутствии такой документации в отношении транспортных средств иностранных производителей используются укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова легковых автомобилей иностранных производителей, приведенные в к настоящей Методике.

При этом в случаях, когда расчет размера расходов на материалы для окраски проводится с применением систем (например, AZT, DAT-Eurolack, МАРОМАТ), содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета, если указанные системы используют иные, кроме установленных предприятием-производителем транспортного средства, нормативы трудоемкости, применяются нормативы соответствующей системы.

Определение стоимости одного нормочаса работ осуществляется путем применения электронных баз данных стоимостной информации в отношении стоимости нормочаса работ и утвержденных в установленном порядке. В случае отсутствия таких баз данных, определение стоимости проводится методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (авторемонтных организаций), действующих в пределах географических границ товарного рынка авторемонтных услуг, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия, и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия в открытых источниках информации о долях хозяйствующих субъектов (авторемонтных организаций) на товарном рынке, при расчете средней стоимости они условно принимаются равными и не учитываются.

3.8.2. Стоимость устранения повреждений и дефектов путем ремонтных воздействий (например, рихтовки, сварки) при восстановлении кузова транспортного средства не может превышать суммарной стоимости новых запасных частей (без учета износа) и стоимости комплекса работ по замене деталей кузова или стоимости замены кузова в сборе; аналогичное правило действует в отношении ремонтных воздействий в отношении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). В целом величина затрат на проведение восстановительного ремонта не должна превышать стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия или аналогичного ему транспортного средства.

< глава 2.> Глава 4. >> Содержание

Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году

//Ремонт автомобиляОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ.

При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2021 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:Внимание!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  2. Положением Центробанка от 19 сентября 2014 года.
  3. от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2021 году от начала и до конца процедуры:

  1. сбор необходимых документов (см.

    п. 3.10. и п. 4.13. Положения – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);

  2. сначала , то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  3. ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 );
  4. ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п.

    4.22. Положения ЦБ – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);

  5. получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ (то есть не более 30 рабочих дней);
  6. передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  7. оформление документов о или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ФЗ № 40);
  8. при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).
  9. предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч.

    10 );

  10. подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);

На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ , нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:

  1. находится в собственности физлица;
  2. относится к категории легковых ТС;
  3. зарегистрирован на территории РФ.

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2021 году можно получить в том случае, если:

  1. потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  2. пострадавший – инвалид;
  3. между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  4. цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  5. у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  6. страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ).
  7. машина не подлежит восстановлению;

В ч.

11 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка независимыми специалистами не проводится.При этом в 2021 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком.

Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).ВниманиеЕсли страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб.

5 ч. 11 ).На основании аб. 5 ч. 15.2. , в 2021 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор.
Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ , несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).Исключений в 2021 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  1. при заключении страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. );
  2. если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ).

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО.

В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.Юристы портала выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2021 году осуществляется по следующему алгоритму:

  • ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  • приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  • загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  • самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  • страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  • подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).

В силу аб.

13 п. 4.17. Положения ЦБ , срок ремонта по ОСАГО в 2021 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.ВниманиеЗаконодательством ограничивается максимальный срок ремонта.

Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.ВниманиеЗаконодательством ограничивается максимальный срок ремонта.

На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  1. она зарегистрирована в РФ;
  2. повреждена легковая машина;
  3. собственник – физлицо.

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2021 году будет делаться ремонт автомобиля.Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения.

Все они представлены в ч. 16.1. . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2021 году получится если:

  1. ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.
  2. потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  3. у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  4. потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  5. машина не подлежит восстановлению;
  6. потерпевший – инвалид;
  7. страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  8. цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2021 году на практических примерах:

  1. машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч.

    16.1. всегда будут платиться деньги);

  2. машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.
  3. авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;

ВниманиеВ случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб.

2 п. 4.22. Положения ЦБ .Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2021 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 , страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  1. оплата услуг работников СТО.
  2. материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. );

ВАЖНООднако, на основании аб.

7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении.

Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя.

Остальные, неменявшиеся детали – можно.ВниманиеВсе вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п.

6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.Ремонт по ОСАГО в 2021 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя.

Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.На основании аб. 2 ч. 1 № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным.

То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.К сведениюСрок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих).

Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).Претензию, в силу последнего абзаца п.

5.1. Положения ЦБ , можно:

  1. послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
  2. вручить лично страховщику в офисе под расписку.
  3. отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П.

можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр.

В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П).

Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. , ГПК). Общая процедура выглядит следующим образом:

  • ожидание принятия судьей иска к рассмотрению ( ГПК);
  • уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 НК РФ);
  • оформление полномочий представителя согласно (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  • непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  • определение подведомственности (см. и ГПК);
  • определение территориальной подсудности (ст. и ГПК);
  • заслушивание решения суда ( ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.
  • осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству ( ГПК);

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение.

Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2021 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.ВопросОтветЕсть ли гарантия на работы по ремонту ОСАГО, проводимые станцией техобслуживания?Да, гарантия на кузовные и лакокрасочные работы составляет 1 год, на остальные работы – 6 месяцев.Могут ли при ремонте ТС по ОСАГО в 2021 году использовать бывшие в употреблении узлы и агрегаты?Могут, но только если это указано в договоре ОСАГО между страховщиком и страхователем. По общему правилу – нужно ставить новые запчасти.Какую ответственность несет страховщик за нарушение сроков восстановительного ремонта по ОСАГО?В 2021 году он обязан уплатить неустойку в размере 0,5 % от суммы положенной потерпевшему суммы страхового возмещения (то есть той суммы, которая уплачивается в пользу станции техобслуживания за ремонт ТС).Если ДТП , то будет натуральная или денежная компенсация?Если, согласно законодательству, потерпевшему положен ремонт по ОСГАО, то будет осуществляться именно он, если его стоимость не более 100 тыс.

рублей. В иных случаях нужно доплатить, а при отказе от доплаты – выплатят компенсацию деньгами.

Что такое износ по ОСАГО, как его рассчитать и каким образом отражается на выплатах?

» » » Время на чтение: 8 минутДата публикации: 16.02.2018Последнее обновление: 25.03.2020Если и предстоят выплаты от страховой компании по ОСАГО, очень важно знать, что такое износ комплектующих деталей, узлов и агрегатов.

Именно за вычетом этой суммы и можно будет получить возмещение от страховщика в денежном виде.

Сейчас такие выплаты редкость, но в отдельных случаях они все же производятся.В среднем показатель износа составляет от 0 до 50% стоимости машины, т.е.

его исключение из выплаты может серьезно ударить по карману потерпевшего.Износ рассчитывается по .

Если коротко, то это показатель физического старения автомобиля в период эксплуатации. Рассчитываться износ деталей, агрегатов, узлов будет буквально с первого года существования машины, кроме случаев, перечисленных в методике.Причины износа автомобиля:

  1. естественное ухудшение состояния в связи с регулярным использованием;
  2. физико-химические изменения деталей;
  3. пластическая деформация и «усталость» металла;
  4. коррозийные явления.

По отдельной формуле можно рассчитать износ автомобиля в целом. Это важно, например, при оценке его рыночной стоимости.

Но для определения большинства выплат по ОСАГО обычно используется только износ комплектующих (деталей, узлов и пр.), АКБ и шин.Износ, кстати, можно уменьшить, если вовремя провести ремонт или замену испорченных деталей, так что этот показатель не приговор и может меняться, как в ту, так и иную сторону.

При этом государством установлены ограничения для показателя износа деталей на уровне не более 50% их стоимости.Результат износа – снижение рыночной стоимости автомобиля. Если машина не старше пяти лет, и ее износ не более 35%, то можно дополнительно рассчитать , которую страховщик также обязан возместить по ОСАГО. Правила подсчета УТС также определяются Единой методикой, однако далеко не все страховщики практикуют такие выплаты.Помимо физического износа, так же существует понятие морального.

Модель машины может со временем устаревать, что соответственно уменьшает спрос на нее. С годами меняются требования к уровню ТС, его безопасности и опциям комфорта, поэтому в среднем моральный износ может достигать до 10% стоимости транспорта.При выплатах ОСАГО рассчитывается только физический износ машины, да и то только при денежном возмещении.

С конца апреля 2017 года предусмотрена обязанность страховщиков проводить восстановительный ремонт без учета комплектующих (деталей, узлов, агрегатов).

Если компания пытается навязать вам обратное, то вы вправе жаловаться на неё регулятору и в российский союз автостраховщиков (РСА).Основные нормативные акты для регулирования расчетов:

  • А также .
  • Правила страхования ОСАГО.
  • (им установлен, например, максимальный показатель износа – 50%).

Износ определяют технические эксперты, с которыми страховщики заключают договора о сотрудничестве. Используют этот показатель и судебные эксперты, если например, уже начат судебный процесс по поводу заниженной суммы выплаты или незаконном отказе в возмещении убытков по ОСАГО.Поскольку все формулы расчетов находятся в свободном доступе (они указываются в Единой методике Банка России), любой автовладелец также может ими воспользоваться.

Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.При расчетах обязательно учитывается:

  1. пробег;
  2. а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).
  3. тип ТС;
  4. дата ДТП;
  5. возраст автомобиля;

Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на .Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%.

Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.Износ рассчитывается по формуле: Ики = 100 х (1-е (ΔТ х Тки х Δ L х Lки)),где:

  1. Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
  2. Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
  3. е – основание натуральных логарифмов.
  4. Тки – срок эксплуатации.
  5. Ики – износ комплектующих.
  6. Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.

Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в .

Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.Износ шины определяется по следующей формуле: Иш = (Нк – Нф) / (Нк – Ндоп) х 100%, где:

  1. Нф – фактическая высота рисунка.
  2. Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.
  3. Нк – высота рисунка протектора новой шины.

Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%.

Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:

  • царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
  • повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
  • дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
  • ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
  • повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.

При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%.

Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней.

Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.

На сайте есть справочник сведений о средней стоимости запасных частей машины, материалов и нормочаса работ на восстановительный ремонт. Для этого всего лишь нужно зайти в раздел «Проверка средней стоимости запасных частей».

Авторизация на сайте для получения данных сведений – не требуется. Доступ к данной информации является абсолютной открытым.Для выяснения стоимости запчастей нужно ввести на сайте РСА:

  1. дату запроса (т.е. дату определения стоимости);
  2. номер запасной части (не более трех штук).
  3. экономический регион (указывается в Единой методике);

Сервис произведет поиск информации по справочнику, и вы увидите результат на экране. Для определения нормочаса и стоимости материалов также вводятся аналогичные параметры.Если износ детали не влияет на безопасность эксплуатации, то он может и не учитываться.

Например, с нулевым износом могут рассматриваться:

  • барабаны;
  • подушки безопасности;
  • тормозные диски;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем.

Не учитывается износ также на механизмы рулевого управления, суппорты и индикаторы неисправности тормозов. Это далеко не полный перечень неизнашиваемых деталей. Всего их предусмотрено более сотни и увидеть полный список можно в Единой методике.С 30 апреля 2017 года вступила в силу новая версия , которое предусматривается требование проводить восстановительный ремонт без учета износа запчастей и других деталей.

Размер расходов по восстановлению машины определяется с учетом затрат на материалы и запчасти, на оплату работ и без учета трат на улучшение и модернизацию.Однако, если машина полностью уничтожена в аварии или не может быть доставлена на ближайшее СТО в радиусе 50 км, то предусмотрены денежные выплаты, которые производятся с учетом износа. Учитывайте этот факт, если намерены получить деньги на руки. Формально потерпевший вправе делать выбор: оплата ремонта или денежная компенсация.

И даже если страховщик настаивает на обратном любой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, обяжет учесть выбор клиента.Выплаты по ОСАГО происходят с учетом износа или без?

Чем старше автомобиль, тем меньше может быть выплата по нему, если страховщик будет высчитывать показатель износа.

В среднем величина износа ежегодно составляет 8-15% стоимости машины.У старых же машин износ деталей и комплектующих может составлять до 50-80%.

Соответственно доплачивать за устаревшие детали придется лично пострадавшему в аварии. Если же ТС новое, то уменьшение выплаты может оказаться почти незаметным.Однако ничто не мешает пострадавшему отсудить увеличение выплаты у самого страховщика, если он считает, что она начислена ему неверно, с нарушением требований закона «Об ОСАГО».Если страховщик завысил показатель износа, то вы вправе не соглашаться с его действиями. Нужно попросить предоставить копию акта о страховом случае, а также акта осмотра машины с калькуляцией, где будет указана сумма восстановительного ремонта.

Далее нужно пригласить для оценки износа независимого технического эксперта.Когда на руках уже будет отчет эксперта с указанием показателя износа, вы можете отправить страховщику претензию с просьбой провести перерасчет в соответствии с Единой методикой Банка России.К претензии нужно будет приложить копию отчета независимого эксперта. Если страховщик в течение месяца не предоставит ответа, то вы вправе обратиться в суд и требовать корректировки суммы выплаты с учетом правильно рассчитанного износа.

Сроки ответа на претензию можно указать и в самом тексте.

Например, часто указывается срок 5-7 дней, в течение которых компания должна предоставить письменный ответ.Хотите узнать больше нюансов об «Автогражданке»? Ознакомьтесь с подборкой наших статей:

  1. Можно ли ?
  2. Нужно ли ?
  3. Как ?
  4. ?
  5. ?
  6. ?
  7. Как ?

Формулу подсчета показателя износа машины должны знать не только технические эксперты. При возникновении споров со страховщиком по ОСАГО, самостоятельный подсчет износа может помочь предотвратить занижение суммы денежной выплаты.

Оплата же восстановительного ремонта с 2017 года должна во всех случаях проводиться без учета износа – таковы требования обновленной версии .Указав страховщику на неправильные подсчеты, вы избежите ненужных расходов на ремонт автомобиля, и сможете получить все причитающееся вам по страховке .

Если же компания отказывает признать результаты независимой экспертизы, то стоит направить ей претензию, а потом обратиться в районный суд. Автор статьиВедущий юрист сайта.