Обоюдная вина составить европротокол при дтп

Обоюдная вина составить европротокол при дтп

Европротокол при ДТП: как заполнять, образец 2021


» Оформление автомобильной аварии весьма непростая процедура, отнимающая массу времени и сил. Чтобы избавить водителей от необходимости вызывать и дожидаться сотрудника ГИБДД, было принято положение об упрощённом оформлении аварий. Бланк такого упрощённого извещения, получившего название Европротокол, при ДТП заполняется самими его участниками.

Но при этом должен соблюдаться ряд обязательных условий. Европротоколом среди водителей называется бланк извещения о ДТП, предназначенный для самостоятельного заполнения участниками автоаварии. Для этого не потребуется вызывать сотрудников автоинспекции, что позволяет значительно сэкономить время. В сложных метеоусловиях, таких как метель, гололёд, туман, число дорожных происшествий вырастает в разы.
В сложных метеоусловиях, таких как метель, гололёд, туман, число дорожных происшествий вырастает в разы. В результате, инспектора ДПС просто физически не успевают оформлять их, выбирая для начала самые тяжёлые случаи, с пострадавшими и погибшими.

Мнение экспертаМария МирнаяСтраховой экспертВодителям же, совершившим незначительные столкновения, приходилось часами ждать приезда наряда ГИБДД для оформления происшествия. Это не только отнимало у водителей массу времени, но и создавало на дорогах заторы, провоцируя новые столкновения.

С введением упрощённой системы, участники ДТП получили право оформлять лёгкие столкновения без привлечения автоинспекторов. Данный опыт отечественные законодатели позаимствовали в странах Евросоюза, откуда и появилось неофициальное название упрощённого извещения – Европротокол.

Согласно установленным правилам, оформление Европротокола допускается только при обязательном соблюдении нескольких условий.

  • Величина нанесённого ущерба автомобилю пострадавшей стороны не превышает 100 тыс. руб.
  • В ДТП участвовали только два автомобиля, оба из которых застрахованы в системе ОСАГО.
  • Обстоятельства и нюансы аварии одинаково расцениваются её участниками, не вызывая споров.
  • В ходе аварии не пострадал никто из людей – ни водители, ни пассажиры, ни пешеходы.
  • Один из водителей полностью признал свою вину в случившемся, в результате чего не требуется проведения экспертизы.
  • В результате столкновения вред получили только эти две машины, а имуществу третьей стороны ущерба нанесено не было.

Когда хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, Европротокол ДТП оформлять нельзя. Участникам столкновения придётся дожидаться приезда инспекторов ДПС для фиксации обстоятельств произошедшего с последующей установкой виновного лица. Извещение составляется на бланке специального образца.

Он выдаётся автолюбителю агентом страховой компании после заключения договора ОСАГО.

Если все выданные бланки уже использованы, то следует обратиться в ближайший офис компании.

Новые извещения Европротокола выдаются бесплатно, по первому требованию страхователя. Также можно скачать его в электронном виде с нашего сайта, после чего распечатать через принтер. Скачать бланк Европротокол Заполняется бланк по определённому стандарту.

При нарушении правил составления извещения, оно может признаваться недействительным. Как следствие, в компенсационных выплатах владельцу пострадавшего ТС будет отказано.

  1. В имеющиеся графы извещения вносите соответствующую информацию, не допуская путаницы.
  2. Заполняется бланк Европротокола разборчивым, лучше всего печатным, почерком.
  3. При оформлении извещения пользуйтесь обычной шариковой ручкой. Записи, сделанные гелевой авторучкой или карандашом, могут стереться и документ станет не читаем.
  4. Постарайтесь не допускать в документе исправлений и помарок. Это лишний повод для придирок со стороны страховщика, нежелающего выплачивать компенсацию.

Бланк заполняется с двух сторон – c лицевой и с оборотной.

На лицевой стороне находятся графы, в которые вносится такая информация:

  • Когда имеются свидетели происшествия (прохожие, пассажиры), зафиксируйте их данные – Ф.И.О., номера телефонов, адреса местожительства.
  • Отметить, что повреждённых машин не более двух, пострадавших в аварии людей нет.
  • Информация о страховых фирмах, выдавших полисы ОСАГО, их номера и сроки действия.
  • Описать характер нанесённых автомобилям повреждений, с точным перечнем пострадавших деталей и элементов кузова.
  • Начертить от руки схему произошедшей аварии с указанием дорожного полотна, разметки и траектории движения машин до и после столкновения. Отметить на схеме близлежащие ориентиры – светофоры, дома с указанием номеров, иные значимые ориентиры. Если при составлении схемы использованы некие условные обозначения или сокращения, ниже следует дать их расшифровку.
  • Указывается место совершения ДТП, дата и время. Название улицы, и номер дома, рядом с которым произошло столкновение. Если это случилось на трассе, то указывается её номер и километр (например, 35 км трассы Е-27). Время происшествия указывается с точностью до минуты.
  • Идентификационные сведения пострадавших ТС (госномера, VIN), данные владельцев и лиц, управлявших столкнувшимися автомобилями.
  • Все приведённые в бланке сведения заверяются личными росписями обоих участников ДТП.

На тыльной стороне бланка каждый водитель описывает дополнительные сведения относительно произошедшей аварии.

Это его личное видение причин ДТП, прочие нюансы, известные только ему одному. Если автомобилем управлял не владелец, а иное лицо, нужно указать это отдельно.

При внесении в текст некоторых изменений и дополнений, каждое из них должно визироваться подписями обоих водителей. У каждого участника, после оформления Европротокола, должен остаться свой бланк извещения. При заполнении самокопирующегося бланка, выдаваемого в офисе страховщика, документ заполняется всего один раз.

На втором образце вся информация будет отображена через копировальную бумагу.

От участников столкновения понадобится лишь заверить каждый экземпляр своей подписью. При заполнении самостоятельно распечатанного на принтере бланка, заполнять его потребуется дважды, дублируя информацию на каждый экземпляр. Если имеется копировальная бумага, то можно при заполнении положить её между двумя экземплярами.
Если имеется копировальная бумага, то можно при заполнении положить её между двумя экземплярами.

Ниже приведён образец заполнения Европротокола с обеих сторон.

Лицевая: Тыльная: Сегодня у водителей, попавших в аварию, есть возможность оформить Европротокол через специальное мобильное приложение. Для этого смартфон должен быть оснащён такими функциями:

  1. Стабильную связь с интернет-сетью.
  2. Уметь определять координаты местонахождения по спутниковым системам – ГЛОНАС или Джи-Пи-Эс.
  3. Разрешение камеры более 3 МПк.

Скачать приложение «Европротокол» можно, как для мобильных устройств, работающих на ОС Android, так и для iOs.

После скачивания и установки нужно зарегистрироваться, введя на запрос системы следующие сведения:

  • Серию и номер полиса ОСАГО.
  • VIN-код.
  • Номер кузова (для легковых авто) или рамы (для грузовиков и автобусов).
  • Регистрационный госномер.
  • Номер контактного телефона, или электронную почту.

После заполнения электронной формы, нажимаем «Зарегистрироваться», после чего придумываем и вводим защитный пароль. Далее, после входа в систему, водитель сможет заполнить электронное извещение о ДТП, направив его в адрес своей страховой фирмы.

После оформления Европротокола, виновник аварии должен предоставить извещение своему страховщику в 5-дневный срок. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Отправив бланк заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. Лично явившись в офис компании-страховщика.

Без согласия страховой фирмы, собственник автомобиля не должен его ремонтировать или утилизировать в течение 15 суток с момента совершения ДТП.

После получения требования о предоставлении авто для проведения экспертизы, владелец обязан выполнить это в течение 5 рабочих дней. При нарушении этих норм, возможно предъявление собственнику застрахованной машины регрессивного иска.

Это означает, что фирма оплатит причинённый ущерб пострадавшей стороне, но виновнику аварии придётся возместить эту сумму страховщику. Стандартный лимит компенсационного возмещения пострадавшей стороне по договору ОСАГО составляет:

  • 500 тыс. руб. при нанесении вреда здоровью человека.
  • 400 тыс. руб. при причинении ущерба имуществу.

Мнение экспертаМария МирнаяСтраховой экспертНо эти правила действуют только в случае оформления ДТП обычным способом, с привлечением сотрудника ГИБДД.

Для извещений, оформленных самостоятельно, с помощью бланков Европротокола, лимит компенсационных выплат не превышает 100 тысяч. Это касается и ситуаций, когда извещение оформляется и отправляется страховщику через мобильное приложение.

Составленное упрощённое извещение действительно в течение 5 дней со дня произошедшей аварии. В этот срок, владелец автомобиля обязан предоставить заполненный бланк сотрудникам компании-страховщика.

Когда указанный срок будет пропущен, страховая фирма вправе предъявить своему клиенту регрессивный иск.

При фиксации аварии с помощью Европротокла, возможно возникновение ряда сложностей.

Вот некоторые из них:

  1. При ошибках в заполнении бланка страховая вправе отказать в выплатах. Тогда возмещать причинённый ущерб виновнику придётся самостоятельно.
  2. Если не сделаны фотографии или видеозапись места аварии, некоторые страховщики также отказывают в выплатах.
  3. То же самое возможно, если на лицевой стороне бланка нет росписей обоих участников ДТП.

Для доказательства своей правоты, водителю приходится подавать судебный иск. А это дополнительные расходы времени, сил и денег.

Европротокол при ДТП – быстрая и удобная форма оформления аварии. Но подходить к заполнению бланка следует с максимальной ответственностью. Любая ошибка или неточность зачастую расценивается страховщиком, как повод для отказа в выплатах. ( Пока оценок нет ) 2 093 Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Когда оформляется обоюдная вина при ДТП, и какие последствия ожидают участников происшествия?

//Обоюдная вина при ДТПЗначительная часть всех ДТП возникает из-за действий одного конкретного лица.

Но возможны случаи, когда сразу обе или несколько сторон аварии будут признаны виновными. В таких ситуациях принято говорить об обоюдности вины при ДТП. Обоюдная виновность при аварии имеет место, если после фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, в отношении всех его участников было вынесено постановление о совершении административного нарушения.
Обоюдная виновность при аварии имеет место, если после фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, в отношении всех его участников было вынесено постановление о совершении административного нарушения.

При вине всех участников ДТП устанавливается ее степень.

Учитывается также наличие пострадавших.

Имеют свои нюансы размеры выплат по КАСКО и ОСАГО.Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину.

Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП. Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей.

Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство.

Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  1. нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  2. причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  3. стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  • ГК РФ (статьи , ).
  • (статьи 12.3, 12.27, 12.29).
  • Закон от 25.04.2002 г под номером (статьи 4, 7, 12, 22).
  • Постановление Пленума Верховного Суда под от 26.12.2017 г.

    (пункт 14).

  • ПДД, принятые Правительством РФ по Постановлению от 23.10.1993 г (п. 2.3.4, 2.6., 2.6.1.).

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил.

Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.ВниманиеУчастники дорожно-транспортного происшествия при обоюдной вине могут рассчитывать на возмещение по обязательному страхованию. Ч. 22 40-ФЗ подчеркивает возможность получения выплат всеми виновными сторонами аварии от их страховщиков.

Их размер определяется, исходя из степени вины каждого участника происшествия.Если суд не смог определить степень ответственности участников ДТП, то страховые компании выплачивают возмещение им в равных долях. Правило прописано в п. 4 40-ФЗ.

Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях.

Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  1. наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;
  2. нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  3. установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП. То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.Дополнительная информацияВ ряде случаев сам факт неисполнения правил движения не всегда служит основанием для установления обоюдной вины всех участников ДТП.

Примером служит вариант происшествия с участием двух автомашин.

За рулем одной находится трезвый водитель, за рулем второй — лицо в состоянии опьянения. Если причиной столкновения стали действия трезвого водителя, то второй сможет рассчитывать на страховые выплаты.

Второе лицо нарушило правила, садясь за руль в нетрезвом виде, но не его действия привели к ДТП, если только его автомобиль двигался с требуемой скоростью с соблюдением маневров. В подобной ситуации причинная связь может указывать на отсутствие обоюдной вины у обеих сторон аварии вообще.Различная степень вины имеет место реже. Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация.

Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию.

Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку.

Оба водители виновны в аварии, но при этом второй совершил более серьезное нарушение ПДД. В связи с этим суд будет исходить из различной степени обоюдности.Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции.

Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под от 26.12.2017 г.

сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке. Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.При возникновении аварии на трассе с обоюдной виной следует придерживаться рекомендаций и действовать по плану:

  • Рекомендуется не освобождать проезжую часть после ДТП, даже если имеется препятствие для движения других автомобилей. Несмотря на то, что это нарушает п. 2.6.1. ПДД и влечет наложение штрафа в 1 000 рублей (по ч. 1), происшествие на дороге с обоюдной виной всегда имеет неоднозначный характер. В дальнейшем водители могут оспаривать обоюдную вину, поэтому необходимо оставить автомобили после ДТП в первоначальном положении и вызвать сотрудников ГИБДД. Штраф по ч. 1 в дальнейшем можно оспорить (например, сославшись на отсутствие возможности завести автомобиль после аварии).
  • Установить сзади машины аварийный знак. По требованиям , если вынужденная остановка автомобиля произошла в темное время, то водителю требуется носить на себе одежду со светоотражателями.
  • Дождаться сотрудников ГИБДД. После их приезда производится фиксация повреждений, расположение автотранспортных средств.
  • Заглушить двигатель и зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе.

  • Включить аварийную сигнализацию.

ВАЖНОВодители могут не оформлять никаких документов, но при условии, если у них отсутствуют претензии друг к другу.

При этом обязательно составляется расписка. Данный документ необходим для того, чтобы каждая из сторон в дальнейшем смогла обезопасить себя от вызова другим участником ДТП патрульной службы. Расписка также не позволит сторонам обращаться в суд.

После составления документа участники могут законно покинуть место аварии.Дежурный, получивший звонок о происшествии, направляет непосредственно на место ДТП с обоюдной виной машину инспекторов ГИБДД.

Там от них требуются действия:

  • Подробный опрос всех участников и свидетелей аварии.
  • Регулировка движения на трассе после аварии.
  • Передача сведений дежурному об участниках происшествия, которые скрылись после его возникновения.
  • Вынесение постановления по административному правонарушению со ссылкой на закон и указанием санкции.
  • Детальный осмотр места аварии и пострадавшего транспорта.
  • Вызов скорой и оказание помощи пострадавшим при необходимости до ее приезда.
  • Составление протокола.
  • Обеспечение сохранности доказательств.
  • Произведение необходимых замеров, составление схемы происшествия, фотофиксация места ДТП.

Даже если все участники признали обоюдную вину, сотрудники ГИБДД не вправе отказывать им в оформлении происшествия. Они обязаны выехать на место и провести все необходимые действия. При этом, если участниками аварии были нарушены требования КоАП, то представитель инспекции вправе наложить на них штраф.ВниманиеЧасть 12 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП.

Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле.

ГК РФ в ч. 2 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — и .Право на возмещение по ОСАГО установлено ч. 22 40-ФЗ. Если у участников аварии обоюдная вина равная, то и выплаты им причитаются в равных долях (50/50). Если суд выяснит, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение будет утверждено пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.Ч.

1 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа. Его размер составляет 500 рублей.

При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением.

Норма предусмотрена в ч. 2 КоАП.ВАЖНОСторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств.

Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД.

При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора. На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ.

Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями.

Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием.

Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.При наличии потерпевшего в результате аварии с обоюдной виной учитывается количество виновников.

Если он один, то пострадавший может обратиться в страховую компанию виновного водителя с требованием о возмещении.Дополнительная информацияЧ. 1 также предусматривает возможность получения потерпевшим в ДТП возмещения сверх установленной выплаты по ОСАГО. Его выплачивает тот, кто причинил ущерб.При наличии сразу нескольких виновников происшествия потерпевшему следует обращаться к страховщикам каждого из них.

Выплаты будут назначены после установления степени вины всех участников ДТП. Они отвечают солидарно при равной и индивидуально при различной обоюдной вине.

Пострадавший в случае получения увечий также может рассчитывать на компенсацию морального вреда, выплачиваемую сверх возмещения из собственных средств всех виновников аварии.

Возмещение в аварии с велосипедистом зависит от степени виновности обоих участников ДТП. Велосипедист, нарушивший ПДД, отвечает по ч.

2 КоАП. На него налагается штраф 800 рублей. Также при необходимости проводится его освидетельствование на предмет присутствия алкоголя в крови. Если подтвердится факт опьянения, то с него дополнительно взыскивается штраф до 1500 рублей.

Велосипедист при наличии обоюдной вины будет обязан возместить имущественный и моральный вред водителю транспорта.Управлявшее автомобилем лицо должно компенсировать пострадавшему велосипедисту:

  1. моральный вред, если у потерпевшего имелись затраты на лечение и восстановление после травмы.
  2. ущерб имуществу (максимально 400 тысяч рублей согласно );
  3. вред здоровью (до 500 тысяч с учетом требований ст. 7 закона);

При наличии обоюдной вины водителей и велосипедистов споры о возмещении вреда следует разрешать в суде.

Орган устанавливает степень виновности всех участников ДТП и назначает соразмерную компенсацию. При этом велосипедист находится в более выгодном положении.

Он вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя автомобиля. Суды чаще бывают на стороне велосипедистов по причине того, что автомобиль считается источником повышенной опасности.В указано, что участники происшествия могут покинуть место ДТП, если у них нет разногласий. При этом в ходе аварии должно пострадать только имущество.

Граждане вправе самостоятельно договориться на месте без привлечения сотрудников ДПС или обратиться для составления документов об аварии в ближайший пункт патрульной службы.В прочих ситуациях, когда причинен вред здоровью других лиц, имеется повреждение имущества посторонних лиц, покидать место происшествия участникам запрещается.

Исключением может быть только срочная необходимость в доставке потерпевшего в медучреждение.

Но даже после этого виновник обязан вернуться обратно.

().ВАЖНОЗа оставление места ДТП с обоюдной виной водителю грозит лишение водительских прав на год или полтора, либо арест на 15 суток. Данная санкция указана в ч. 2 КоАП.В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  • Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  • При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.
  • Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  • Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  • Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  • Запросить данные с камер наблюдения.
  • Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  • Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары.

В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП.

Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения.

Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия.

И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО.

Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими.

Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости.

При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений.

Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.Отдельный нюанс касается оставления места аварии.

не допускает этого, если при происшествии имеются потерпевшие. Оставить место ДТП могут только те виновники, которые не имеют друг к другу претензии касательно происшествия.

При этом сама авария должна быть незначительной (в ее результате нет пострадавших).

В остальных случаях оставление места ДТП чревато для водителей лишением прав и административным арестом.ВопросОтветМожно ли доказать наличие обоюдной вины при аварии, если сотрудники ГИБДД отказываются ее признавать?Это возможно. Необходимо подать жалобу в вышестоящее подразделение ГИБДД или обратиться в суд с иском. Требуется предоставить доказательства ДТП с обоюдной виной.

При этом вопрос о наличии или отсутствии обоюдной вины решается только судом.Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО и КАСКО при наличии обоюдной вины в ДТП?Обе стороны вправе рассчитывать на данный вид страховых возмещений. По ОСАГО они получают выплаты в равных долях или с учетом степени их виновности в аварии.

По КАСКО возмещение не зависит от вины.

Оно выплачивается на основании условий заключенного со страховщиком договора.Можно ли получить выплату по ОСАГО по ДТП с обоюдной виной при отсутствии полиса?Потерпевший вправе предъявить требование к виновнику через суд.

Возмещение будет произведено из собственных средств причинившего ущерб.Можно ли составить европротокол при аварии с обоюдной виной, если в ней участвовало сразу три автомобиля?Европротокол возможен только при ДТП с участием двух машин, а при обоюдной вине данный документ не составляется вообще. При столкновении сразу трех автомобилей требуется вызов ДПС.Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине, если в ходе него пострадал человек?Виновник аварии может отвезти потерпевшего в медучреждение. Но он обязан вернуться на место происшествия обратно.

Оформление обоюдной вины при ДТП

Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП. Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:Внимание!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. Требований «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  2. Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  3. Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  4. Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.
  5. Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины.

Так, согласно возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной.

К примеру:

  1. ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  2. ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  • Случаи, когда все стороны согласились со своею обоюдной виновностью.
  • Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  • Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например , стоянках и т.п.

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

  1. Равной.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  • Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  • Нарушение ПДД каждым участником движения.

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель.

Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель.

Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты.

И только в дальнейшем, в соответствие со , страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  • Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  1. Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины.

Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  • Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.
  • Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  • По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  • Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  • Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям .

    ()

  • Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.
  • Позвоните в ГИБДД, сделать это можно .

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет не вызывая сотрудников ГИБДД.В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  • Протокол, в котором должны быть отражены:
  • для каждого участника.
  1. описание повреждений;
  2. схема расположения автомобилей;
  3. расстояния от отсчетных точек;
  4. объяснения водителей, очевидцев.
  • Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение.

говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, в равных размерах.Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в , где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  1. для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  2. если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.
  3. основанием для производства выплат является решение суда;

В соответствии со выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины.

А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  • Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины.

Ремонт первой обойдется в 60 тыс.

рублей, ремонт второй в 30 тыс. рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс.

рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей. Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги.

Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

  • Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  1. второй — 3 тыс. рублей.
  2. первый водитель получит – 54 тыс.

    рублей;

Особенности определяются конкретными положениями договора страхования.

Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере.

Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.В соответствии с положениями от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  1. За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  2. За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Согласно требованиям на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания.

Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  • Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  • Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.
  • Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  1. Через суд.
  2. В гражданском процессе.
  3. Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  1. В апреле 2017 года Волжским районным судом г.

    Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения.

    Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП.

    В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.

  2. В июле 2017 года Советским районным судом г.

    Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге.

    Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался.

    После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

  1. Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками?

В соответствии со и от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины.

Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

  1. Можно ли при обоюдной вине?

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до , вне зависимости от степени вины.