Невозможность передвигаться и постоянный уход являются ли обстоятельствами непреодолимой силы

Обстоятельства непреодолимой силы


Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года Почти во всех договорах юридических и физических лиц имеется пункт об обстоятельствах непреодолимой силы. Под этой формулировкой понимается форс-мажор.

В гражданском кодексе непреодолимая сила понимается как обстоятельство, которое невозможно предотвратить. В отечественном и мировом законодательстве не приводится полный перечень обстоятельств подобного рода. Форс-мажорные ситуации оцениваются индивидуально и рассматриваются отдельно по каждому эпизоду в соответствии с ГК РФ.

Четких определений подобных ситуаций не представлено. Имеются признаки, дающие возможность их идентифицировать. В законодательстве отмечается, что данные обстоятельства могут иметь два основных признака: Читайте также

  1. чрезвычайность;
  2. невозможность предотвращения в сложившихся условиях.

Международная и отечественная практика заключения соглашений и договоров гласит, что в них применяется особая классификация обстоятельств такого типа:

  1. законы, запрещающие ведение конкретной деятельности.
  2. социально-значимые события (забастовки, демонстрации, митинги, конфликты);
  3. стихийные явления (смерчи, землетрясения, наводнения и т.

    д.);

События, препятствующие одной либо обеим сторонам выполнить договорные обязательства, расцениваются как обстоятельства непреодолимой силы, если они не предусматривались в соглашении, и их последствий или эффекта невозможно было избежать. Здесь имеются отдельные нюансы. Первый касается военных конфликтов.

Если они длятся достаточно долгое время, то перестают быть обстоятельством непреодолимой силы, ведь о них было известно заранее и стороны могли выработать соглашение, где бы учитывались сложности, касающиеся данной ситуации. Второе — это забастовки. Читайте также В судах забастовки воспринимаются в качестве форс-мажора лишь в случае, когда парализованными оказались целые отрасли, а не какое-то отдельное предприятие, протесты рабочих на котором можно было предотвратить Возникновение подобных условий играет важную роль в ряде отраслей, имеющих особое социально-экономическое значение. Одной из таких отраслей является туризм и финансовая инфраструктура, связанная с ним.

Клиенты, отправляющиеся в поездки вопреки предупреждениям и рискам, должны уведомляться об опасности в письменной форме. Ознакомление с предоставленным документом должно быть подтверждено подписью.

На практике обычные договоры, используемые предпринимателями, не содержат никаких упоминаний об обстоятельствах непреодолимой силы.

Эти пункты не принято широко расписывать, поскольку большинство работ или услуг выполняются в короткий срок, и на них с малой вероятностью могут повлиять внешние факторы. Тем не менее в соглашении может быть пункт, где указывается, что стороны могут освобождаться от обязательств в случае появления обстоятельств непреодолимой силы. Подобная трактовка способна повлечь определенные последствия.

Обратите внимание! При нежелании сторон включать в договор перечень обстоятельств, которые могли бы по их мнению иметь признаки непреодолимой силы, следует по крайней мере разобраться с порядком применения указанного пункта. Первое, что нужно указать, — это срок, в которой одна сторона должна известить другую о возникновении данных обстоятельств.

Второе — следует конкретно прописать в договоре, какие последствия произойдут в случае их возникновения.

Также следует указать, как именно данная проблема отразится на каждой из сторон соглашения, и что произойдет с самим договором — будет ли он расторгнут, или сроки его исполнения будут перенесены. Точные формулировки и описания сделают работу каждой из сторон более прозрачной, понятной и безопасной.

Если проигнорировать факт необходимости более внимательного отношения к факторам такого рода, может возникнуть ситуация, при которой одна из сторон самовольно разорвет отношения по договору.

В конечном итоге придется обращаться в суд и вести долгие тяжбы, чтобы доказать, что обстоятельства непреодолимой силы таковыми по факту не являлись.

При возникновении чрезвычайных происшествий очень важны их последствия. В некоторых ситуациях все может обойтись задержкой в исполнении договора, но иногда это грозит полным расторжением заключенного контракта. Так, например, если дело касается забастовки рабочих, длящейся несколько дней, нерационально было бы разрывать соглашение, ведь можно просто пересмотреть сроки его исполнения.
Так, например, если дело касается забастовки рабочих, длящейся несколько дней, нерационально было бы разрывать соглашение, ведь можно просто пересмотреть сроки его исполнения.

Если же речь идет о поставке товара, склады с которым были уничтожены в результате пожара, взрыва, стихийного бедствия и т.д, то здесь совершенно ясно, что сделка окажется сорванной из-за обстоятельств непреодолимой силы. Сторона, ссылающаяся на подобные происшествия, использует данную причину как возможность избежать ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. Это может быть выплата неустойки или штрафы.

При невозможности соблюдения договоренностей по причинам, не зависящим от сторон, они могут сослаться на стихийное бедствие, социальные явления или законодательные акты, чтобы избежать предусмотренного договором и законодательством наказания В результате к ним не будет применено никаких мер. Однако это произойдет при условии, что форс-мажорные обстоятельства действительно имели место, а не являются выдумкой либо проблемами, имевшими решение.

При формировании соглашений стороны должны учитывать вероятность возникновения спорных ситуаций в рамках реализации договоренностей. Если специфика отрасли, где происходит сотрудничество, предусматривает вмешательство внешних факторов, нюансы лучше всего обсудить и зафиксировать на этапе составления договора.
Если специфика отрасли, где происходит сотрудничество, предусматривает вмешательство внешних факторов, нюансы лучше всего обсудить и зафиксировать на этапе составления договора.

В будущем эти действия помогут избежать возможных конфликтов и лишних разбирательств в судебных инстанциях, что может отнять много времени, сил и средств. Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Что суд не признает форс-мажором

В спорах, связанных с вопросами квалификации тех или иных погодных явлений как обстоятельств непреодолимой силы, немаловажное значение имеет доказательственная база.

Иначе говоря, если лицо, которому предъявляется требование о возмещении ущерба, планирует в свою защиту ссылаться на стихийные явления природы как форс-мажор, стоит заранее озаботиться документальным подтверждением происшествия и характера погодных условий, которые являлись причиной или способствовали причинению ущерба третьим лицам.

Остановимся на этом моменте подробнее, поскольку подобных дел в практике встречается все больше и больше. Итак, приведем несколько примеров, что можно использовать в качестве доказательств:

  1. полученные в указанных выше уполномоченных государственных органах и организациях справки о характере происшествий, зарегистрированных неблагоприятных погодных явлениях по соответствующему адресу в определенную дату (период).
  2. официальные сообщения в печатных СМИ (как федерального, так и регионального уровня) и на интернет-порталах уполномоченных госорганов и иных организаций (их территориальных подразделений), в первую очередь – МЧС России, Росгидромет, ФГБУ «Гидрометцентр России», с предупреждениями о прогнозируемых метеорологических явлениях (например, штормовое предупреждение) и/или сообщающих о них постфактум, в т.ч. с перечислением жертв и иными последствиями разрушительного характера (урагана и пр.). Данные сообщения должны быть относимыми, т.е., кроме всего прочего, должны содержать указание на дату и место происшествия;

Также придется позаботиться о грамотном нормативном правовом обосновании своих доводов. Нелишним будет и сослаться на имеющиеся разъяснения высшего суда страны.

В частности, на правовую позицию, изложенную в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7

«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

.

Так, в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

В соответствии с абз. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» федеральные органы госвласти, субъектов РФ, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население:

  1. по иным каналам
  2. через СМИ,
  3. с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей,

о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Положение о системе информирования населения и других заинтересованных пользователей об угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Положение) утверждено приказом Росгидромета от 03.04.2019 № 154. В силу п. 2.1 Положения интенсивность гидрометеорологических явлений классифицируется по четырем уровням опасности. Первый уровень опасности – минимальный; четвертый – максимальный.

Уровни опасности территорий визуально представляются путем «заливки» соответствующих субъектов (районов) на карте (картографической основе) пятью различными цветами. Дополнительно на карте отмечаются территории с отсутствием фактической и прогностической информации.

Уровни опасности учитываются в зависимости от факторов, связанных со следующими гидрометеорологическими явлениями: 1) высокая температура; 2) низкая температура; 3) скорость ветра; 4) осадки жидкие (дождь); 5) осадки твердые (снег, мокрый снег); 6) гололедно-изморозевые отложения, налипание мокрого снега; 7) туман; 8) заморозки; 9) конвективные явления (гроза, град); 10) высокая и чрезвычайная пожарная опасность в лесах; 11) паводок; 12) половодье; 13) сель; 14) лавина; 15) прибрежные события (сильное волнение, обледенение судов, сгонно-нагонные явления, очень сильный ветер на акватории, отрыв прибрежных льдов в местах выхода людей на лед); 16) метель; 17) прочие события, которые не входят в данный перечень. В п. 3 Положения расписан Порядок введения различных уровней опасностей на территориях субъектов РФ:

  1. 3-й уровень опасности («оранжевый») вводится, когда на территории (части территории) субъекта РФ наблюдаются или прогнозируются гидрометеорологические явления, интенсивность которых соответствует критериям опасного гидрометеорологического явления в соответствии с приложением «А» РД 52.88.699-2008, или сочетание метеорологических явлений, которые образуют опасное явление в соответствии с приложением «Б» РД 52.88.699-2008, а также с учетом принятых региональных критериев опасных природных явлений. Основание для введения 3-го уровня опасности – выпуск экстренной информации (штормового предупреждения, штормового оповещения) ФГБУ УГМС по соответствующей территории ответственности. А решение о введении данного уровня опасности принимается уже начальником ФГБУ УГМС;
  2. 2-й уровень опасности («желтый») вводится, если на территории субъекта РФ прогнозируются гидрометеорологические явления, интенсивность которых соответствует критерию неблагоприятных гидрометеорологических явлений и критерию явлений, указанных в приложении «Б» РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (далее – РД 52.88.699-2008). Решение о введении 2-го уровня опасности принимается в таком же порядке, какой установлен для 1-го уровня опасности;
  3. 1-й уровень («зеленый») используется, когда по данным наблюдений и имеющейся прогностической информации отсутствуют основания для введения на этой территории субъекта РФ более высоких уровней опасности. Решение о введении 1-го уровня опасности принимается дежурным синоптиком федерального государственного бюджетного учреждения управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – ФГБУ УГМС) на основании анализа текущей гидрометеорологической информации и официальных прогнозов и консультаций;
  4. наконец, 4-й уровень опасности («красный») вводится на территории субъекта РФ, если:

1) прогнозируется высокая вероятность возникновения на территории субъекта РФ двух и более гидрометеорологических явлений, интенсивность каждого из которых соответствует критерию опасного природного (гидрометеорологического) явления в соответствии с РД 52.88.699-2008; 2) на территории (части территории) субъекта РФ прогнозируется высокая вероятность возникновения опасного гидрометеорологического явления интенсивностью, существенно превышающей пороговые значения опасного явления.

При подготовке решения о введении 4-го уровня опасности используется вся доступная гидрометеорологическая и другая информация. Решение о введении 4-го уровня опасности по территории субъекта РФ принимается начальником ФГБУ УГМС. К опасным метеорологическим явлениям относятся природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (п.

3.4.1 ГОСТ). Природная чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (п.

3.1.1 ГОСТ). Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (п. 3.1.2). А под опасным природным явлением понимается событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду (п. 3.1.5). Как указано, например, в п.

3.4.2 ГОСТ, сильный ветер – это движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью или горизонтальной составляющей свыше 14 м/с.

А в соответствии с п. 3.4.6 данного ГОСТ шторм – это длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильные волнения на море и разрушения на суше. При этом введение к ГОСТ предусматривает, что приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
При этом введение к ГОСТ предусматривает, что приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.

Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России, утверждены приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 (далее – Критерии). К примеру, п. 2.3.1 Критериев предусматривает в качестве одного из источников опасных метеорологических явлений сильный ветер, в т.ч.

шквал, смерч, при скорости ветра (включая порывы) – 25 м/с и более; на побережье морей и в горных районах – 35 м/с и более. Таким образом, представляя интересы ответчика и ссылаясь на те или иные доказательства чрезвычайных погодных явлений, старайтесь их подкрепить ссылками на нормативную базу (в т.ч. используя понятия и описания, приведенные нами выше) и тогда, возможно, суд поддержит вашу позицию (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2018 по делу № 33-10250).

Ну а если вы выступаете со стороны истца, ориентируясь на действующие нормативные документы, попытайтесь опровергнуть утверждение ответчика о том, что метеорологическое явление было опасным, не забывая, что бремя доказывания отсутствия вины при причинении ущерба лежит на ответчике.

Форс-мажор

Разъясняется понятие форс-мажорных обстоятельств, применяемое в российском гражданском, налоговом и ведомственном законодательстве. Приводятся особенности отражения этих обстоятельств в договорах между предпринимателями.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. В предпринимательских отношениях действует принцип повышенной ответственности сторон.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и не исполнившее или ненадлежаще исполнившее обязательство, несет ответственность даже при отсутствии вины. От ответственности оно может быть освобождено, только если надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. В теории и практике непреодолимую силу также обозначают как форс-мажор.

В гражданском законодательстве Российской Федерации понятие форс-мажора отсутствует, вместо этого п.

3 ст. 401 ГК РФ содержит понятие непреодолимой силы, которая определяется как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Данное определение носит достаточно общий характер, какого-либо конкретного перечня таких обстоятельств в ГК РФ нет. Тот же пункт указывает лишь на обстоятельства, которые не относятся к непреодолимой силе: это нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Тот же пункт указывает лишь на обстоятельства, которые не относятся к непреодолимой силе: это нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Этот перечень не является исчерпывающим, что подтверждается судебной практикой.

Вместе с тем ГК РФ — это не единственный правовой источник, содержащий указание на непреодолимую силу. Упоминание об обстоятельствах непреодолимой силы, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, содержится также в пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. К данным обстоятельствам НК РФ относит стихийные бедствия или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства.

Некоторое представление об обстоятельствах непреодолимой силы можно получить и из Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ). Статья 29 Устава относит к обстоятельствам непреодолимой силы военные действия, блокаду, эпидемию или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.

Статья 29 Устава относит к обстоятельствам непреодолимой силы военные действия, блокаду, эпидемию или иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. В соответствии с п. 1 ст. 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ) перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие непреодолимой силы. Кроме того, Кодекс содержит также перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности.

К ним относятся в том числе опасности или случайности на море и в других судоходных водах, любые меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море, пожар, возникший не по вине перевозчика, действия или распоряжения соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.), военные действия и народные волнения, забастовки или иные обстоятельства, вызвавшие приостановление либо ограничение работы полностью или частично, а также иные обстоятельства, возникшие не по вине перевозчика, его работников или агентов.

Такой документ, как Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденное Постановлением Правления ТПП РФ от 30.09.1994 N 28-4 (далее — Положение о порядке свидетельствования), к обстоятельствам форс-мажора относит стихийные явления (пожар, наводнение, землетрясение, ураган), эпидемии, военные действия, забастовки, запрещение экспорта и импорта товаров и др. В некоторых нормативно-правовых актах просто содержится ссылка на освобождение должника от ответственности вследствие форс-мажора.

Например, в п. 6 ст. 68 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» указано, что оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.

Исходя из указанных определений непреодолимой силы или форс-мажора можно выделить основные характерные признаки таких обстоятельств.

В первую очередь, это их непредотвратимость (или непреодолимость) и чрезвычайность. Кроме того, в теории и практике в качестве характерных признаков форс-мажорных обстоятельств также называют их непредвиденность в момент заключения договора, их возникновение после заключения договора, их неподконтрольность сторонам обязательства и их непосредственное влияние на исполнение обязательства сторонами, т.е.

наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательства.

Данные характерные признаки необходимы для признания тех или иных событий обстоятельствами непреодолимой силы, и отсутствие одного или некоторых из них может являться для суда основанием не признать какое-либо событие форс-мажорным обстоятельством. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 03.02.2005 N КГ-А40/13350-04 признал выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что надлежащее исполнение ответчиком обязательств по поставке муки оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а именно гибели озимых и яровых культур, произошедшей по причине неблагоприятных погодных условий, недостаточно обоснованными, поскольку судами не исследовано и не установлено наличие причинно-следственной связи между гибелью озимых и яровых культур и неисполнением ответчиком своих обязательств, вытекающих из государственного контракта. При этом суд указал, что непреодолимая сила характеризуется двумя связанными между собой признаками, к которым относятся чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях обстоятельств, ведущих к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательства.

Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью — невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении данного общества техническими и иными средствами. При этом действие непреодолимой силы должно быть органически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения.

В Постановлении ФАС Московского округа от 09.12.2005 N КГ-А40/12191-05 не признано обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим перевозчика от ответственности, хищение груза во время перевозки, так как в данном случае хищение не могло рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены, например, путем страхования своей ответственности.

В частности, суд указал, что ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, не мог не предполагать того обстоятельства, что при транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение, в том числе путем разбойного нападения. Из понятия непреодолимой силы, содержащегося в законодательстве, а также исходя из правовой теории и практики можно определить некий перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к форс-мажору. При этом обстоятельства непреодолимой силы бывают двух видов: стихийные бедствия и иные природные явления, в том числе землетрясения, наводнения, пожары, ураганы, штормы, снежные заносы, сход лавины и т.п., и общественные события, которые находятся вне воли сторон, например забастовки, военные действия, аварии, эпидемии, блокады, издание уполномоченными государственными органами нормативно-правовых актов, запрещающих определенные действия, и др.

Но если природные явления, как правило, не вызывают споров относительно их принадлежности к форс-мажорным обстоятельствам, то общественные события не всегда признаются таковыми обстоятельствами как в теории, так и при вынесении решений судами. К примеру, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам должника, повлекшее для него невозможность исполнить свое обязательство по оплате, не признается обстоятельством непреодолимой силы (см.

Постановления ФАС Московского округа от 15.05.2006 N КГ-А41/3765-06, от 23.05.2006 N КГ-А40/4083-06, от 30.05.2006 N КГ-А40/4491-06).

Необходимо обратить внимание на то, что условие п.

3 ст. 401 ГК РФ об освобождении от ответственности вследствие непреодолимой силы носит диспозитивный характер и может быть изменено законом или договором.

Так, в соответствии с п. 1 ст.

777 ГК РФ исполнитель по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя. Также согласно ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины. Таким образом, в указанных случаях закон исключает положение о форс-мажоре, применяя к ним общее основание ответственности в виде вины должника.

Стороны по соглашению также могут как сужать, так и расширять основания ответственности, распространив общее правило об ответственности в случае вины на свои отношения или предусмотрев дополнительные к форс-мажорным основания освобождения от ответственности либо исключив обстоятельства форс-мажора из оснований, освобождающих от ответственности (полностью или в части). Однако расширение сторонами перечня форс-мажорных обстоятельств не всегда находит поддержку у суда.

Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 08.06.2007 N КГ-А40/2771-07 указал на несостоятельность ссылки ответчика на пункт договора, предусматривающий освобождение сторон от ответственности в случае изменения сроков производства или транспортировки автомобиля заводом-изготовителем или уполномоченной заводом-изготовителем транспортной компанией, и признал данный пункт договора ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как не соответствующий п.

3 ст. 401 ГК РФ, прямо предусматривающему, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и т.д.

В связи с тем что в законодательстве нет четкого перечня обстоятельств непреодолимой силы, а вопрос отнесения тех или иных событий к обстоятельствам форс-мажора неоднозначен, в договоре лучше подробно указывать, какие именно события стороны считают форс-мажорными или освобождающими от ответственности с учетом требований законодательства и тенденций правоприменительной практики.

Это поможет избежать в дальнейшем разногласий между сторонами в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Особенно актуальным это является в случае, когда стороны хотят предусмотреть какие-либо особые обстоятельства, освобождающие их от ответственности, исходя из специфики договора и отношений между сторонами.

Например, в договорах можно встретить следующую формулировку. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора, если это неисполнение или ненадлежащее исполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор), возникшими помимо воли сторон после заключения настоящего договора, которые стороны не могли предвидеть при заключении настоящего договора или предотвратить разумными мерами. К таким обстоятельствам непреодолимой силы относятся: наводнение, пожар, землетрясение и иные явления природы, а также война, военные действия, аварии, эпидемии, забастовки, гражданские беспорядки, акты или действия государственных органов, препятствующие исполнению обязательств по настоящему договору, и любые другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

Часто стороны в договоре стараются указать максимальное количество обстоятельств непреодолимой силы, в том числе и тех, которые вряд ли могут иметь место. Некоторые юристы придерживаются точки зрения, что нет необходимости перечислять все возможные варианты и перегружать таким образом договор. Понятно, что если обе стороны находятся, к примеру, в Москве и само обязательство должно быть исполнено в Москве, то не имеет смысла включать в перечень форс-мажорных обстоятельств, допустим, сход лавины, а вот пожар или землетрясение вполне можно отразить в договоре.

Заметим, что, если сторонам спокойнее в договоре перечислить обстоятельства форс-мажора подробно, это их право, никаких препятствий к тому нет. Да и не всегда при заключении договора можно предусмотреть все возможные варианты развития событий.

Главное, чтобы в положении договора о форс-мажоре были учтены те обстоятельства, которые могут произойти с большой долей вероятности. Рассмотрим порядок действия сторон в случае наступления форс-мажора. В законодательстве этот порядок не определен.

Поэтому, как правило, стороны устанавливают его сами в договоре.

Сторона, подвергшаяся обстоятельству непреодолимой силы, обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме.

В договоре также может быть предусмотрен и способ уведомления, например факсимильной связью или заказным письмом. В договор можно внести условие, что уведомление должно содержать указание на предполагаемую продолжительность обстоятельства непреодолимой силы, характер его влияния на исполнение договора. В некоторых случаях стороны требуют сделать такое уведомление незамедлительно, но лучше в условиях договора указывать определенный период в днях, в течение которого сторона обязана направить другой стороне уведомление.

Также в договоре следует предусмотреть последствия нарушения данного срока, например возмещение убытков, причиненных неизвещением или несвоевременным извещением об обстоятельствах форс-мажора, или иную ответственность. Кроме того, иногда в договорах предусматривается обязанность стороны также уведомить другую сторону и о прекращении таких обстоятельств. Таким образом, соответствующий пункт статьи о форс-мажоре можно сформулировать следующим образом.

При наступлении обстоятельств непреодолимой силы сторона обязана в течение 10 (десяти) календарных дней с момента возникновения таких обстоятельств уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В уведомлении должны содержаться данные о характере обстоятельств, а также по возможности предполагаемый срок их продолжительности и оценка их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по настоящему договору.

При прекращении указанных обстоятельств сторона обязана незамедлительно уведомить об этом другую сторону в письменной форме с указанием срока выполнения ею своих обязательств по договору.

Неуведомление или несвоевременное уведомление лишает сторону права ссылаться на указанные обстоятельства как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору. Отметим, что, хотя факт наступления форс-мажора при определенных условиях освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, это не освобождает его от обязанности исполнить предусмотренные договором обязательства. В законодательстве не содержится положение о последствиях форс-мажора.

На практике действует такое правило: срок исполнения обязательств продлевается на время действия обстоятельств непреодолимой силы. В договорах стороны это правило формулируют примерно так:

«При возникновении обстоятельств непреодолимой силы сроки исполнения обязательств по настоящему договору продлеваются на то время, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия»

. Однако обстоятельства непреодолимой силы и последствия их наступления могут длиться достаточно долго.

В течение этого времени одна или обе стороны могут утратить интерес к договору.

Этот вопрос решается сторонами следующим образом. В договор включается условие: если обстоятельства форс-мажора и их последствия будут длиться более конкретного временного периода (обычно это 2-3 месяца, если иное не указано в конкретном договоре), то договор может быть расторгнут любой стороной путем уведомления другой стороны.

При этом сторона, расторгнувшая договор, не несет ответственности за убытки, причиненные другой стороне таким расторжением, и не должна их возмещать. В договоре также можно определить порядок возврата исполненного по договору другой стороной. Уведомление о расторжении договора направляется другой стороне в письменной форме.

В некоторых случаях стороны предпочитают не включать в договор такое условие, как его одностороннее расторжение, а указывать на необходимость проведения дополнительных переговоров для выявления приемлемых для обеих сторон альтернативных способов исполнения договора. И наконец, сторона, ссылающаяся на обстоятельство непреодолимой силы, должна доказать факт его наступления.

В некоторых случаях факт форс-мажора может подтверждаться способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания, в том числе наличием общеизвестных фактов, публикациями в СМИ и т.п. (пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это касается обстоятельств широко известных, например стихийных бедствий, военных кампаний и др.

От необходимости доказывания общеизвестных обстоятельств стороны также освобождаются в силу положения п.

1 ст. 69 АПК РФ (при этом общеизвестными обстоятельства должны быть признаны судом).

Но иногда доказать наступление обстоятельства непреодолимой силы можно только специальными средствами. Особого порядка доказывания обстоятельств форс-мажора в гражданском законодательстве не предусмотрено. Часто в договорах стороны устанавливают необходимость предоставления в подтверждение произошедшего форс-мажора соответствующего документа Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее — ТПП РФ).

Однако при этом необходимо иметь в виду, что ТПП РФ свидетельствует об обстоятельствах форс-мажора, наступивших на территории Российской Федерации, только в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится ТПП РФ в соответствии с п.

3 ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1

«О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»

, п.

19 ст. 12 Устава ТПП РФ в порядке, установленном Положением о порядке свидетельствования. Свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится по письменному заявлению стороны внешнеторгового контракта с приложением необходимых документов. Перечень таких документов установлен в п.

3 Положения и включает надлежаще заверенную копию внешнеторгового контракта, в котором указаны обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, перечислены события, которые стороны согласились считать форс-мажорными, названы органы стран, подтверждающие факт наступления обстоятельств форс-мажора, копии спецификаций, справка об объемах выполненных обязательств по контракту, документы компетентных органов (как правило, не менее двух), подтверждающие наличие обстоятельств форс-мажора, копия документа об оплате стоимости услуги ТПП РФ. Кроме того, ТПП РФ вправе запросить дополнительные документы. Результатом свидетельствования обстоятельств форс-мажора является сертификат, выдаваемый Палатой, в котором указываются наименование сторон контракта, номер и дата его заключения, место, время, период, в течение которого имели место форс-мажорные обстоятельства.

Для договоров между российскими организациями обстоятельства непреодолимой силы могут подтверждать соответствующие компетентные органы в зависимости от характера обстоятельства непреодолимой силы.

Например, факт стихийного бедствия может подтвердить МЧС России. Поэтому в договорах лучше указывать, документ какого компетентного органа является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы. Такая формулировка достаточно часто встречается в договорах между российскими компаниями.

Если в договоре стороны указывают срок предоставления подтверждающего документа, то этот срок должен быть достаточным для его получения. Вряд ли разумным будет указать в договоре в качестве такого срока три календарных дня. В заключение заметим, что подтверждение компетентного органа является лишь доказательством наличия события, на которое ссылается сторона как на обстоятельство непреодолимой силы.

Отнесение этого события к такому обстоятельству, оценка его влияния на возможность исполнения обязательства находятся в компетенции суда, который решает вопрос о возможности освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательства исходя из конкретных обстоятельств дела. Статья подготовлена Информационным юридическим отделом ПС Юр.