Написание заключения по привязанности к членам семьи

Написание заключения по привязанности к членам семьи

Диагностика привязанности

Существуют различные диагностические возможности для измерения поведения привязанности, а также репрезентаций привязанности (Brisch, 2009).Нарушения в социальном взаимодействии родителей и ребенка лучше всего диагностировать с помощью видеозаписей и микроанализа. Можно записывать на видео ситуации взаимодействия матери или отца с ребенком, такие как пеленание, игра, кормление, а затем подвергать их анализу. Диагностика родительской чуткости по шкале Эйнсворт (Ainsworth, 2003) — это качественная оценка, которая при необходимости может быть дополнена микроаналитическими методами. С их помощью можно проанализировать и исследовать согласованность отдельных компонентов взаимодействия, такие как мимика, жестикуляция, прикосновения, зрительный и визуальный контакт как у ребенка, так и у матери или отца (Eser et al., 1989).Нарушения чувствительности и социального взаимодействия бывают предвестниками расстройств привязанности (Lyons-Ruth et aj., 2002); они вырисовываются уже при наблюдении за ранним социальным взаимодействием родителей с ребенком.Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Witting, 1969).

Ее можно проводить, начиная примерно с 12-го месяца, и ее валидность сохраняется до 19-го месяца жизни ребенка. Она состоит в общей сложности из 8 эпизодов, каждый из которых может длиться не более 3 минут.

Мать и ребенок сначала находятся в незнакомой игровой комнате.

Затем приходит посторонний человек и мать, которой стуком подают сигнал, покидает помещение. Так мать дважды на короткое время расстается с ребенком, а его поведение при воссоединении оценивается на предмет его реакции при возвращении матери. Результат этой оценки служит основой для качественной и количественной оценки форм поведения привязанности.Диагностический процесс всегда включает сбор подробного анамнеза о типе, продолжительности, начале, проявлениях, вариациях, условиях поведения ребенка, а также наблюдение за его поведением при общении с разными людьми, к которым ребенок испытывает привязанность в ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью (например, в совместной игре), и в специфических для привязанности ситуациях (например, при расставании), а также, по возможности, диагностическое описание детских травматизаций.

Кроме того, требуется, чтобы ребенка обследовал детский врач, чтобы исключить физические заболевания как причину поведения, например, неврологические расстройства или нарушения обмена веществ, которые могут приводить к задержкам в развитии или к девиантному поведению, что также можно наблюдать у детей с нарушениями привязанности.Уже в возрасте 12 месяцев детям может быть поставлен диагноз — подозрение на нарушение привязанности, что делает необходимым дальнейшее наблюдение и новые обследования ребенка на втором году жизни.

Поведение с нарушением привязанности проявляется уже в возрасте 12 месяцев в повседневных ситуациях, вызывающих беспокойство и тревогу (Brisch, 2002).

До сих пор нет никакого специфического инструмента для измерения нарушений привязанности.

Поэтому диагноз «нарушение привязанности» преимущественно клинический. Методика «Незнакомая ситуация» может помочь валидизировать необычные клинические проявления.На основе методики «Незнакомая ситуация» Марвин и Бриттнер (Marvin & Brittner, 1995) разработали модифицированную методику «Незнакомая ситуация для детсадовского возраста». Здесь также ведется наблюдение за поведением ребенка, когда мать (или отец) дважды расстаются с ним, и оценивается поведенческое проявление привязанности ребенка при возвращении родителя и воссоединении.

По результатам методики можно классифицировать типы привязанности как надежный, ненадежно-избегающий, ненадежно-амбивалентный, а также выделить различные патологические паттерны привязанности, в частности паттерн дезорганизованной, а также навязчиво-контролирующей привязанности. Оба эти паттерна рассматриваются как переходные формы между нормой и психопатологией.

В ситуации расставания также можно наблюдать поведение с расстройством привязанности, которое можно соотнести с вышеназванными классификациями и типами нарушений поведения привязанности.Для детей с детсадовского возраста и до окончания начальной школы в качестве диагностического инструмента используют различные игры в кукольный театр.

Вначале детям показывают истории с персонажами, включенными в отношения привязанности (Bretherton et al., 1990b).

Затем, играя в куклы, дети должны завершить предварительно показанные им наброски сюжетов, дополнив их ситуациями, важными для привязанности: они должны рассказать и показать, как будет разворачиваться дальше разыгранная перед ними вначале история и как она закончится. На основе расшифровки протоколов наблюдений или видеозаписи имеется возможность достоверно оценить поведенческие проявления привязанности ребенка.

Немецкая версия методики «Завершение историй» была разработана и валидизирована Глогер-Типпельт и ее сотрудницами (Gloger-Tippelt et al., 2002).Если нарушение привязанности развилось у ребенка из-за травм, нанесенных лицами, к которым он испытывает привязанность, следует по возможности обследовать и этих людей на предмет их позиций по отношению к привязанности.Взрослых оценивают с помощью «Интервью о привязанности для взрослых» (Main & Goldwyn, 1982) или «Проективного теста на привязанность взрослых» (George, West & Pettem, 1999). Последняя методика уже используется в исследованиях, проводимых в Германии (Buchheim et al., 2003).

Обе эти методики проверяют репрезентации привязанности у взрослых и позволяют отнести их к категориям надежной, надежно-амбивалентной, надежно-избегающей привязанности, а также непроработанной травматизации у человека, к которому ребенок испытывает привязанность, так как здесь была выполнена межпоколенческая связь с дезорганизованным поведением привязанности у ребенка.Для детского возраста Бриш (Brisch, 2002a) разработал опросник для выявления особенностей привязанности. В пилотажном исследовании, проведенном с использованием этого опросника.

обнаружились позитивные взаимосвязи между пережитыми травматизациями детей и высокими показателями нарушений поведения (Kugel et al., 2003; Kroesen et al., 2003).Для исследования типов привязанности взрослых существуют разнообразные инструменты в форме анкет и опросников. Иногда для оценки привязанности также комбинируют интервью и опросники (Buchheim et al.,1996; Brisch, 2002d; Pilkonis, 1988; De Haas et al., 1994; Hoger, 2002).РАЗРАБОТКА СКРИНИНГОВЫХ АНКЕТВопрос о том, насколько опросники, с помощью которых родители предоставляют данные о поведении привязанности своего ребенка, могут быть использованы в качестве скринингового инструмента для раннего распознавания нарушений привязанности, например, на момент проведения профилактического обследования в возрасте 24 месяцев, все еще остается предметом дискуссий (Kugel et al., 2003).Весьма вероятно, что с помощью поведенческих методик, интервью, а также проективных тестов учитываются другие конструкты привязанности, по сравнению с теми, которые выявляются при использовании анкет (опросников). И все-таки опросники могли бы быть полезными в качестве скрининговых инструментов, особенно для обследования детей.ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКАНе следует ставить диагноз нарушения привязанности до 8-го месяца жизни, так как до этого возраста младенец часто испытывает страх перед чужими людьми; этот страх характеризует одну из стадий нормального развития.

Для постановки диагноза необходимо, чтобы психопатологические особенности наблюдались на протяжении не менее 6 месяцев и в различных системах отношений.Проблемы расстройств аутистического спектра можно спутать с паттерном нарушения с робким (заторможенным) поведением привязанности. Например, дети с ранним аутизмом также часто избегают визуального контакта, причем не только при встрече со значимым взрослым.

Однако дети с симптомами аутизма, в противоположность детям с расстройством, для которого характерно сдерживание привязанности, как правило не проявляют протеста при расставании, когда значимый взрослый покидает помещение.Вообще легкие формы расстройств аутистического спектра нетрудно спутать с избеганием привязанности.

Данные анамнеза о ходе развития нарушения поведения, а также о его проявлениях — в отдельных ситуациях или генерализованно — требуются для дифференциации и могут быть получены из клинического интервью с родителями в сочетании с дополнительными опросниками. Правда, для некоторых детей провести такое различие бывает трудно, и сделать это в ходе обследования может лишь человек, имеющий большой клинический опыт.
Правда, для некоторых детей провести такое различие бывает трудно, и сделать это в ходе обследования может лишь человек, имеющий большой клинический опыт.

В помощь социальному педагогу.

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению)

Елена Клепикова УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних 1. Дата обследования ___ 2. Причина обследования ___ 3.Сведения о ребенке: 3.2.

Дата рождения __ 3.3.ОУ: ГДОУ ТО «Узловский детский сад»___ 3.4. Группа ___ 3.5.Адрес регистрации: ___ 3.6.Адрес фактического проживания: ___ 3.7.Телефон: ___ 4.Сведения о семье: 4.1.Сведения о родителях: Мать: ФИО:___ Дата рождения___ Образование:___ Место работы, должность___ Отец: ФИО:___ Дата рождения:___ Образование:___ Место работы, должность___ 4.2.

Другие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры-ФИО, дата рождения, место учебы, работы, источник доходов, образ жизни) 4.3.Статус семьи: многодетная, полная семья,неполная семья: родители в разводе, одинокая мать, потеря кормильца; мачеха, отчим, ребенка воспитывает опекун, в семье ребенок-инвалид, родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают другие родственники, родители не проживают вместе с ребенком, малообеспеченная (подчеркнуть) 4.4.Уровень благополучия семьи: благополучная;неблагополучная: педагогически некомпетентная, нравственно-неблагополучная, конфликтная. 5. Материальные и жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетнего: 5.1.Доход семьи: (малообеспеченная (доход ниже прожиточного минимума, обеспеченная): 5.2 Источник получения доходов: 5.3 Тип жилья: ___ 5.4 Санитарное состояние жилого помещения___ 5.5 Обстановка в помещении___ 5.6 Наличие детской обстановки, условийдля обучения ребенка:___ 5.7 Обеспеченность полноценным питанием: ___ 5.8 Обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: ___ 5.9 Обеспеченность ребёнка предметами для игр:__ 5.10 Организация свободного времяпровождения,отдыха ребенка: ___ 6.Характер взаимоотношений в семье:___ 6.1.Методы и приемы воздействия взрослых на ребенка: ___ 6.2. Отношение ребенка к родителям (законным представителям):___ 6.3.

Наличие контроля за образовательной деятельностью (посещение родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др): ___ 7. Организация семейного досуга,домашние обязанности: ___ 8.

Вид помощи,необходимый семье: ___ 9.Заключение комиссии:___ Члены комиссии: С результатами обследования ознакомлен (а): ___ (___) Памятка по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних 1.

Дата обследования: число, месяц, год. 2. Причина обследования: плановое, внеочередное (указать причину: обращения, неуспеваемость ребенка, систематические пропуски учебных занятий, невыполнение домашних заданий, неадекватное поведение ребенка и др.).

3.Сведения о ребенке: указываются полностью, в случае несовпадения адреса регистрации и фактического проживания указать оба адреса.

4.Сведения о семье: 4.1. ФИО, дата рождения матери и отца указывается полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы (если не работает, то указать какой промежуток времени); слово «безработная (ый)», используется в случае, если мать (отец) (или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице, во всех остальных случаях пишется — «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально — так и написать и указать место работы, состоит ли в официальном браке, не состоит в браке, вдова (вдовец, разведен (а, мать — одиночка (отец воспитывает ребенка один).

Обратить внимание на образ жизни, уровень педагогической культуры, степень участия в воспитании ребенка.

В случае если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указываются все сведения о сожителях.

Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака). Если отцовство установлено, прописываются все сведения об отце. 4.2.Сведения о других членах семьи: прописываются все члены семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт (ФИО, дата рождения, место учебы, работы, источник доходов, образ жизни) 4.3.Статус семьи: многодетная, полная семья,неполная семья: родители в разводе, одинокая мать, потеря кормильца; мачеха, отчим, ребенка воспитывает опекун, в семье ребенок-инвалид, родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают другие родственники, родители не проживают вместе с ребенком, малообеспеченная.
4.2.Сведения о других членах семьи: прописываются все члены семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт (ФИО, дата рождения, место учебы, работы, источник доходов, образ жизни) 4.3.Статус семьи: многодетная, полная семья,неполная семья: родители в разводе, одинокая мать, потеря кормильца; мачеха, отчим, ребенка воспитывает опекун, в семье ребенок-инвалид, родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают другие родственники, родители не проживают вместе с ребенком, малообеспеченная.

4.4.Уровень благополучия семьи: благополучная: родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная; неблагополучная: педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы, чрезмерная опека; нравственно-неблагополучная (асоциальная): родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются; конфликтная: в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы. 5. Материальные и жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетнего: 5.1., 5.2. указать совокупный доход членов семьи, с учетом всех источников дохода (заработная плата, пенсии, алименты, пособия, в том числе по безработице); — испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.

5.3.Тип жилья: общежитие, коммунальная квартира, частный дом, благоустроенный дом, отдельная квартира (этаж, площадь жилого помещения, количество комнат, наличие удобств); 5.4.Санитарное состояние жилья: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах, содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (засоренность, захламлённость, пыль, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, остатки пищи на полу и мебели и пр.); 5.5.Обстановка в помещении: наличие необходимой мебели, ее состояние, бытовая техника, исправность бытовых приборов, сантехники; 5.6.

Наличие детской обстановки, условийдля обучения ребенка: отдельная комната, наличие шкафа для одежды, книжного шкафа, спального места (обратить внимание на состояние пастельного белья, письменного стола, уголка школьника, места для хранения школьных принадлежностей,качество освещения школьного уголка, состояние мебели, санитарное состояние комнаты и др. 5.7.Обеспеченность полноценным питанием: ежедневный рацион ребенка, запас продуктов питания, наличие свежеприготовленных блюд, наличие продуктов питания в холодильнике (только если хозяева сами согласятся его открыть); 5.8. Обеспеченность учебниками,школьными принадлежностями: указать наличие и состояние вещей; 5.9.

Обеспеченность ребёнка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, их состояние, хранение; гигиенические средства по уходу; 5.10 Обеспеченность ребёнка предметами для игр: наличие места для игр, игрушек, их состояние, соответствие возрасту, хранение; 5.11. Организация свободного времяпровождения,отдыха ребенка: занятия в кружках и секциях, нахождение дома в присутствии взрослых членов семьи, бесконтрольное времяпрепровождение и пр., прописывается с кем и где пребывает ребёнок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время. 6.Характер взаимоотношений в семье: семейный диктат, систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка, чрезмерная опека, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий, попустительство, уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка, сотрудничество, отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя, семейные традиции и т.

д. ; 6.1.Методы и приемы воздействия взрослых на ребенка: спокойные замечания, убеждения, личный пример, поощрения (моральные, материальные, создание воспитательных ситуаций, приказания, угрозы, грубые окрики, оскорбления, наклеивание ярлыков, высмеивание, психологическое давление, физические наказания и др. ; 6.2. Отношение ребенка к родителям (законным представителям): эмоциональная привязанности ребёнка к обоим (одному) родителям и другим членам семьи (обратить внимание, к кому из родителей или других членов семьи ребёнок привязан больше всего, эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность, уважение, грубость, хамство, адекватное (неадекватное) реагирование на замечания (наказания, безразличие, жестокость, страх перед наказанием, лживость и др.

Обратить внимание на степень послушания ребёнка и сознательное выполнение ребёнком семейных правил и требований взрослых; б.

З.Наличие контроля за школьной и внешкольной деятельностью: посещение родителями родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др.

Обратить внимание на участие каждого из родителей в воспитании несовершеннолетнего (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребёнка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.); 6.

Организация семейного досуга,домашние обязанности: семейные традиции, праздники, совместные выходы, мероприятия, распределение обязанностей по дому, отсутствие совместной деятельности, интересов, иждивенчество и др.

; 7. Вид помощи,необходимый семье: педагогическая, психологическая, социальная, правовая, медицинская; 8.Заключение комиссии: делается вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная, об условиях проживания и воспитания ребёнка (благоприятные, неблагоприятные, указывается целесообразная помощь несовершеннолетнему, рекомендации родителям (трудоустройство, приобретение предметов первой необходимости, ремонт, уборка помещений, помощь специалистов служб сопровождения учреждения или учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи, необходимость обращения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, районный отдел министерства труда и социальной защиты Тульской области, постановка семьи на внутренний учет, ходатайство о постановке семьи на учет в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, необходимость временного изъятия ребенка из семьи и др. Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование, и утверждается директором образовательного учреждения.

Привязанность и ее значение в детско-родительских отношениях

Привязанность – это психолого-социально-биологический феномен закрепления объекта (родителя, ребенка, любимого) как значимого лица.

Качественно это явление можно охарактеризовать как поиск значимого лица среди других прочих, выстраивание своего поведения комплементарно поведению другого, физическое следование ему, сопровождаемое такими чувствами как любовь, принятие, преданность, интерес, безопасность. Привязанность в детско–родительских отношениях обусловлена обоюдными процессами телесного контакта, эмоциональной близости, реализации различных потребностей всех сторон отношений – родителей и детей.

Иными словами, многократное повторение одних и тех же действий – когда родители кормят ребенка, прогуливаются с ним, мажут разбитые коленки зеленкой, утирая слезы, взаимодействуют, совместно играют – все это формирует отношения привязанности. Родитель взамен на свою заботу, реализацию потребностей ребенка получает свои “бонусы и награды” – первая улыбка, обращение “мама” и ”папа” и пр., именуемые положительной обратной связью. Именно этот цикл: потребность у ребенка – реализация потребности родителем – удовлетворение потребности у ребенка – “поощрение ребенком родителя” запускает формирование привязанности или явления “про-мы”.

В формировании привязанности важную роль играет постоянство (если родитель хочет сформировать привязанность с ребенком, то основным лицом, реализующим потребности ребенка, должен быть он сам) и длительность во времени (привязанность не формируется быстро). Приемные родители часто задают вопросы, касаемые посещения детского сада ребенком сразу после его приема в семью, различных социальных учреждений, делегации своих родительских функций третьим лицам – няне, родственникам и пр.

Здесь психолог не может давать конкретного совета семье (ведь бывают жизненно необходимые ситуации, когда родитель вынужден отдать ребенка в детский сад и выйти на работу), однако, практика подтверждает, что формирование привязанности в данном случае может быть осложнено или прервано, а также возможны появления ретравматизации (ребенок вдруг оказывается в группе сверстников, в ситуации, когда он еще не готов и не выделил “своего” взрослого дома, чтобы почувствовать себя в безопасности). Для понимания формирования привязанности взрослые могут отмечать следующие признаки или индикаторы привязанности — зрительный контакт, эмоциональные реакции на появление значимого взрослого – улыбка, вокализация, оживление, следование за родителем, лояльность по отношению к его установкам, послушание, в ситуации опасности ребенок будет искать защиту у объекта привязанности, способность выражать чувства, как позитивные, так и негативные родительскому объекту, проявление инициативы в контакте, доверие. Психолог, Куляева Н. К.

Пример заключения Данное заключение было представлено в суде Таганского района г.

Москвы. Полное заключение не опубликовывается в связи по причине защиты прав клиента, защите от плагиата, создание непрофессиональных экспертиз.

Была заказана услуга по выезду эксперта-психолога в суд. Эксперт отвечал на вопросы суда. Дело выиграно в первой инстанции. Личные данные изменены в соответствии с защитой интересов заказчика. Срок написания аналогичного заключения от 10 рабочих дней. Стоимость от 15000 руб. г.Москва Для предъявления по месту 30.05.2016г.

Стоимость от 15000 руб. г.Москва Для предъявления по месту 30.05.2016г. требования ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ от 30 мая 2016 года Покусаева Олеся Владимировна, сотрудник АНО, имеющая психологическое образование, стаж работы по специальности – 14 лет, стаж экспертной деятельности 11 лет, автор книг по психологии «Русские дети вообще не плюются», «Русские семьи счастливы по-своему», «Вопросы неидеальных родителей.

Открытия счастливых семей» провела исследование: Исследование начато: 05.05.2016 г. Исследование окончено: 26.05.2016 г.

При производстве экспертизы использовались следующие методические издания, рекомендованные к применению в экспертной практике: Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова.

– М.: Генезис, 2009. – С.581-586. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей ( судебно – психиатрической и судебно – психологический аспекты).

Методические рекомендации – М.: ГНЦ ССП им.

В. П. Сербского, 2004, — 28с. Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: 1. На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

2. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С.

С.? 3. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича. к отцу Авелеву А. П.? 4. Какой стиль воспитания транслирует Авелев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

5. Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича.? Приложенные для рассмотрения экспертом документы:

  • Приложение к трудовому договору на Авелева А. П.
  • Характеристика с места работы на Авелева А. П.
  • Характеристика из ОМВД России по району г.Москвы на Авелева А. П.
  • Справка от психиатра из филиала №
  • Характеристика из ГБОУ школы №
  • Свидетельство №896 о регистрации по месту жительства Авклева Сергея Александровича.

Экспериментально-психологическое исследование.

Заключение по данным психологического обследования Авелева Сергея Александровича Цель обследования: установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления); диагностика психо-эмоционального состояния и личностных особенностей, психологическое состояние ребенка, а также отношения к родителям. Выделено несколько подзадач: определить уровень… развития психических функций и самооценки у ребенка. Обследование осуществлялось в помещении центра АНО.

Была проведена беседа с отцом (отдельно от ребенка).

Со слов отца выяснилось, что с матерью ребенка знаком около 10 лет.

Брак был заключен в 2015 году. Периодически возникали конфликты, инициатором которых была жена.

Родился ребенок Отец полностью занимался сыном, включая посещение прикрепленной поликлиники, с целью выполнения плановых прививок, массажей. Мама вышла на работу, было достаточно много разногласий по супружеским отношениям, а также по материнской позиции.

основное участие в организации посещения воспитанника детского дошкольного учреждения принимает папа. К сожалению, родители не могут договориться о месте жительства ребенка и порядке общения с ним.

Отец говорит о том, что с ребенком нет никакой связи ни телефонной, ни Skype общения. Мать отказывает в общении с ребенком, он обеспокоен тем, что матери постоянно нет дома, ребенком занимаются пожилые родители Авелевой С.

С. Согласно справке от психиатра из филиала №1 . было проведено медицинское освидетельствование. Обследование мальчика, Авелева Сергея, года рождения, проводилось в отдельном помещении АНО «отдельно от отца.

Обследование и клиническая беседа проведены в динамике, в целом, для Авелева Сергея был характерен ровный фон настроения, активность в беседе. Во время освидетельствования держится корректно, доброжелательно. На вопросы отвечает охотно, достаточно подробно.

Словарный запас обширный. Речь ребенка не чистая, требуется логопедическая коррекция.

Проведено психологическое обследование развития мальчика, учитывая возрастные и психологические этапы развития.

Во время обследованиямальчик был спокоен, охотно шел на контакт.

Во время психологического исследования использовались методы направленной клинической психологической беседы, патопсихологического эксперимента, наблюдения.

Выполнял задания, как по желанию отца, так и со слов специалиста.

Обследование показало, что мальчик хорошо воспитан и развит. Заключение проведено на основе результатов тестирования, а также на основании психологической работы с психологом. Ниже приведены результаты по отдельным параметрам (сферам развития ребенка) Авелева Сергея Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы не выявлены.

Развитие общей моторики соответствует возрасту, двигательные умения сформированы достаточно.

Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

Обнаружены признаки отставания в развитии представлений о форме предметов.

Понимание речи развито достаточно.

Активная речь развита достаточно для своего возраста, требует логопедической коррекции. Развитие деятельности соответствует возрасту.

Навыки самообслуживания развиты нормально.

Примечание: Обследование проводилось по заданной специалистом ограниченной группе параметров. Глубина обследования: максимальная. С ребенком была использована методика . Цель: прояснение отношений с родителями. Также с отцом ребенка Авелевым А. П. был проведен тест ., тест . Ребенок находится в нормальном психологическом состоянии.

Ребенок находится в нормальном психологическом состоянии. К отцу привязан, переживал, что его нет рядом при работе с психологом.

Отца слушается, вступает с ним в диалог, тянет руки для более близкого контакта. При проведении теста на совместную деятельность с отцом, как сам проявляет инициативу, так и охотно слушается рекомендаций отца по совместной деятельности. Быстрое переключение внимания, неусидчивость – что соответствует возрасту ребенка.

Метод: Предоставление ребенку возможности высказаться.

Авкеев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

Оберегание ребенка от трудностей.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт.

Подавление воли ребенка. Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку. Подавление активности ребенка, различные формы принуждения, формирование страха перед родителями – неприемлемые для него элементы воспитания.

Страх причинить вред ребенку. Авелев А. П. чувствует себя уверенно при взаимодействии с ребенком, отсутствует страх причинить ему вред, считает, что не следует брать на себя излишнюю ответственность за все происходящее с ребенком.

Вряд ли возможно нанести ущерб ребенку, ухаживая за ним. Строгость родителей. Обследуемый считает, что строгое воспитание является малоэффективным для ребенка, не делает его счастливым ни в настоящем, ни в будущем.

Уверен, что авторитарность в воспитании оказывает тормозящее действие на его развитие, склонен придерживаться либерального стиля воспитания. «Мученичество» родителей. Обязанности по воспитанию ребенка просто не могут быть в тягость, а семейная жизнь тяжелым бременем, поскольку с рождением ребенка забота об удовлетворении его потребностей становится потребностью родителей.

Для родителей нет больше счастья, чем счастье их ребенка – таково мнение респондента.

Равенство родителей и ребенка.

По мнению подэкспертного, при взаимодействии родителей и ребенка полного равенства быть не может, поскольку правила общежития устанавливают во многом родители. Они должны требовать от ребенка подчинения определенным стандартам в поведении и контролировать их выполнение. Но для достижения взаимопонимания необходимо использовать разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу, выслушивать ребенка и высказывать свои требования, быть готовым к сотрудничеству.

Метод: Результаты обследования: Авелев А.

П. уверенный в себе человек, с легкостью принимает роль руководителя, даже если не ставит перед собой такой цели. Умеет быть хорошим советчиком, наставником и организатором.

Он воспринимает окружающих как равных себе, не пытается доминировать над ними.

Старается не проявлять эгоизм. Упорный и энергичный человек, настойчивый в достижении цели. Он может быть скептичен и способен высказывать мнение, противоречащее большинству. Суждения достаточно реалистичны, критически относится ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Эмоционально сдержанный человек.

Эмоционально сдержанный человек.

Подэкспертный достаточно мягкий человек, нередко ожидает помощи и советов от окружающих. Вежлив и доверчив, стремится помогать другим. Для него важно, чтобы окружающие его ценили и признавали.

Он бескорыстный и мягкосердечный человек. Готов помогать окружающим, часто принимает на себя ответственность за других. Демонстрирует социабельность и стремление произвести благоприятное впечатление.

В процессе психологического консультирования были получены ответы на следующие вопросы: На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей? Надежда на то, что дети не будут слишком сильно переживать из-за развода, обнаруживается у многих родителей.

Любой развод вызывает у любящих родителей тяжелое чувство вины. Они не желают принимать всерьез те знаки, которыми дети сигнализируют о своих несчастьях и страхе…. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С.

С.? Сергей, как любой ребенок этого возраста, привязан к матери, испытывает потребность в общении с ней.

Однако говорит, что мама ругается, ее не бывает дома долго…. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к отцу Авелеву А.

П.? У Сергея присутствует достаточно сильная привязанность к отцу. На момент обследования ребенок ищет взглядом, ждет одобрения и похвалы со стороны отца.

Рассказывает о том, как завтракает с папой, в какие игры играет, куда ходят….

4. Какой стиль воспитания транслирует Авклев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича Авелев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения.

Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями. По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни.

Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт. Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку….

В целом, Авелев А. П. занимает взвешенную родительскую позицию, что говорит о возможности полноценного и гармоничного развития и воспитания Сергея со стороны отца. Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича? Ребенку необходимо пройти курс психологической реабилитации для нормализации самооценки и осознания новой семейной ситуации.

Крайне важно не ставить ребенка перед выбором между родителями, это может привести к нервному срыву и дисбалансу психического состояния ребенка.

На данный момент рекомендовано посещение детского психолога для наблюдения и психологической коррекции состояния ребенка, а также наблюдение у невролога. Продолжительность курса 6 месяцев. Необходимо, чтобы родители не указывали в присутствии ребенка на недостатки другого родителя….

Детский, семейный психолог Покусаева О.

В. ПРИЛОЖЕНИЕ (описание используемых методик и инструкций к ним) (на 12 страницах) психолог Покусаева Олеся. Предварительная запись по телефону +7(916) 132-26-04

Привязанность

Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).

Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши.

Диагностика проводится с ребёнком индивидуально. Предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.

Когда малыш закончит, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.

Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь?

Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе?

Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах. Надёжная привязанность Нарушение привязанности Использование четырёх или более цветов, преобладание зелёного цвета на рисунке Использование менее четырёх цветов Преобладание коричневого цвета на рисунке Небольшое количество штриховки в изображении гнезда, равномерный, не сильный нажим на линии Большое количество штриховки в изображении гнезда, сильный или неравномерный нажим говорят о тревожности и неуверенности в себе. Линии в изображении гнезда повторяющиеся исключительно по форме круга, указывают на склонность к хроническим неврозам и навязчивым состояниям.

Гнездо расположено ровно и устойчиво, имеет надёжную опору, выглядит защищенным.

Гнездо, нуждающееся в дополнительном укреплении или защите, уже чем-нибудь защищено, к примеру находится под крышей, поднято повыше или рядом существо, охраняющее его от напастей, например орёл, который защищает птичек от врагов, — указывает на поиск поддержки со стороны малыша.

Гнездо расположено под наклоном, может находиться на дереве, но размещено на конце ветки или же на тонких веточках, балансирует и может упасть.

Отсутствие надёжной опоры, например дерева указывает на ощущение недостатка поддержки и стабильности, неуверенность в себе.

На рисунке изображены птицы-родители, если их нет, но в беседе ребёнок объяснит, что они улетели за кормом, то, можно сказать, что они есть. Птенец находится в центре гнезда.

Целая птичья семья, в том числе яйца. Пустое гнездо или гнездо без дна указывает на ощущение одиночества, нехватку тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Также гнездо может быть разрушено внешними угрозами.

Птицы-родители отсутствуют или находятся на расстоянии от гнезда и занимаются своими делами, при беседе ребёнок должен это объяснить. Гнездо покинуто. Птенец, находящийся на краю гнезда, указывает на тревогу и неуверенность ребёнка.

В семье, помимо ребёнка, есть и другие дети, но он не рисует дополнительных птенцов или яйца, что может указывать на отсутствие привязанности к братьям и сёстрам, и даже негативные чувства к ним, такие как ревность или зависть.

А. И. Баркан предлагает ряд опросников (шкал) для выявления особенностей жизни ребёнка в семье.

Одним из таких опросников является «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи», предназначенный для детей старшего дошкольного возраста. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую я хочу».

В каждом вопросе испытуемому ребёнку необходимо подчеркнуть только один ответ.

Варианты ответов заключены в скобки. Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи Данные ребёнка Ф.

И. О.___________________________________________________________ Возраст __________________________________________________________ С кем проживает ребёнок в одной квартире __________________ При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребёнка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.

Если бы я был(а) волшебником, то…

  • Я бы подарил(а) необычный подарок маме (папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
  • Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы испёк(екла) вкусный пирог для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  • Я бы взял(а) с собой на необитаемый сказочный остров маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
  • Я бы поделился(лась) своим волшебством с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
  • Я бы одел(а) в самый лучший наряд маму (папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
  • Я бы создал(а) сказочную машину для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  • Я бы никогда не расставался(лась) с мамой (папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы построил(а) самый красивый дворец для мамы (папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

После ответов ребёнка на все 10 пунктов подсчитывается общее количество выборок для каждого члена семьи. Для простоты подсчета одна выборка приравнивается к одному баллу. Эти выборки ранжируются. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребёнок.

Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта для ребёнка в семье. Например: из 10 возможных вариантов ответов ребёнок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза – папе и ни одного раза сестре. Вывод: этот ребёнок очень привязан к маме, гораздо меньше – к папе и явным источником его дискомфорта является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества.

Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Как неуверенность в себе влияет на жизнь Неуверенность в себе негативно сказывается на человеческой Когда мамы отошли от первого шока, начали выяснять, кто первый начал В 8 утра Для маленьких детей С помощью игры Не стоит кричать и угрожать ребенку, что вы Игры с ребенком в период адаптации Игра – основное средство расслабления для дошкольника.

Посредством

Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

Привязанность — чаще всего трактуется как эмоциональная привязанность, эмоциональная связь между людьми. Обычно подразумевается, что этот вид эмоциональной связи вызван зависимостью: люди ожидают друг от друга эмоционального удовлетворения. Иногда термин привязанность употребляется для обозначения умеренной формы любви.

Что касается детей, то существенной особенностью их привязанности к родителям, является такое поведение ребенка, когда он пытается поддерживать максимально тесный контакт с родителями. Назначение Методика предназначена для того, чтобы выявить, к кому из членов семьи больше всего привязан ребенок.

Прежде чем приступить к инструкции, необходимо указать следующие данные ребенка: Ф.

И. Возраст С кем проживает ребенок в одной квартире Инструкция При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки. Текст шкалы Если бы я был(а) волшебником, то.

  • Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  • Я бы взял(а) с собою на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
  • Я бы придумывал(ла) сны, где всегда была бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).
  • Я бы построил(а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  • Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
  • Я бы подарил(а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
  • Я бы поделился(лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  • Я бы одел (а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

Интерпретация результатов После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Для легкости подсчета приравняйте одну выборку к одному баллу.

Проран- жируйте эти выборки. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок.

Член семьи, на бравший наименьшее количество баллов или не набравши ни одного балла, чаще всего является источником диском форта ребенка в семье. И Например: Из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза — папе и ни одного раза — сестре. Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше — к папе и явным источником дискомфорта его является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества.