Мониторинг поступающих сумм в банках из за рубежа

Мониторинг поступающих сумм в банках из за рубежа

В каких случаях у финмониторинга банка появляются вопросы к вашему расчётному счёту


6525 Содержание страницы Большинство операций с денежными средствами организации и предприниматели проводят через расчетный счет. Для сторонних лиц информация по ним является недоступной.

Банки обязаны соблюдать конфиденциальность. Но действия по счету все же просматриваются специально созданной службой, находящейся прямо в банке.

Называется она отделом финансового мониторинга.

Деятельность регулируется нормами ФЗ № 115 от 07.08.2001. На какие группы подразделяются ? Это подразделение, состоящее из штатных сотрудников банка, осуществляющее контроль за всеми операциями, которые происходят на счетах клиентов.

Работники отдела обязаны не разглашать полученные ими сведения в ходе работы. Перед принятием в штат ответственность закрепляется в соглашениях о конфиденциальности. Но они находятся в тесном взаимодействии с Центробанком и налоговой инспекцией.

На данные органы правило не распространяется.

Если от них поступает запрос, банк предоставит им информацию по счетам клиентов. Также при обнаружении сомнительных операций сотрудники могут прибегнуть к блокировке счета самостоятельно.

Вопрос: Как понимать понятия «отмывание денег» и «легализация доходов, полученных преступным путем»?

Для банка выгоден клиент, особенно занимающийся бизнесом и активно пользующийся системой безналичных платежей.

Закрытие счетов влечет для банка потерю части его прибыли. Но на другой чаше весов находится существование кредитной организации в целом. Поскольку коммерческие банки подконтрольны Центробанку, они вынуждены соблюдать его условия. Всегда дешевле потерять клиента, чем лишиться лицензии.
Поэтому осуществляется мониторинг и внимание обращают на такие моменты:

  • В назначении платежа отсутствует четкая формулировка, за что платеж, нет информации по НДС или она некорректна.
  • По адресу, который подавался в банк, фактически организация не находится.
  • Проблемы с правосудием у контрагента. Даже если ваша деятельность чиста, из-за темной репутации партнера, могут проверить, на что уходят деньги.
  • Проведен несвойственный деятельности фирмы платеж. Например, с фабрики чулочно-носочных изделий заплатили за корма для животных.
  • Уплачивается в бюджет слишком мало налоговых отчислений. Обязательно обратят внимание, если налоги составляют меньше 0,5% от оборота.
  • Появились подозрения, что руководитель фирмы фактически таковым не является.

Вопрос: Какова роль финансового мониторинга в национальной системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, незаконным финансовым операциям и финансированию терроризма?

Помимо сомнительных, есть факторы, на которые смотрят в плановом порядке, даже если организация или ИП находятся на хорошем счету.

К таким относятся:

  • Происхождение средств, полученных или перечисленных с расчетного счета в размере 600 тыс. руб. дробными суммами или единовременно.
  • Снятие крупной суммы в тот же день, когда она получена.
  • Поступления крупных денежных сумм на счета с дальнейшим намерением снять их наличными.
  • Циклический характер платежей. Большая активность чередуется с полным прекращением деятельности.
  • Резкое закрытие счета финансово благополучной организации, по которому активно и в большом объеме проводились платежи.
  • Периодически повторяются однотипные платежи за услуги, не относящиеся прямо к деятельности.
  • Регулярное перечисление денег со счета фирмы физическому лицу за услуги. При этом выплата не может быть заработной платой, человек не является работником фирмы.

Бывает, что под плановую проверку признак не подходит и явных нарушений нет.

Но финмониторинг почему-то проявляет бдительность. Учитываются даже поведенческие черты при проведении сделок. Обратить на себя внимание можно, если у банка сложится субъективное мнение о непрозрачности ваших намерений.

Например:

  • Отказ от более выгодных условий.
  • Просьбы к сотрудникам срочно провести операцию.
  • Регулярное поступление на расчетный счет сумм от физических лиц.
  • Отказ предоставлять информацию, которая не обязательна для подачи в банк, но исходя из текущих задач была запрошена.
  • Действия экономически не обоснованы, складывается ощущение бесцельности.
  • «Бессмысленные» переводы денег на свои же счета в других банках.
  • Частое снятие наличных денег.
  • Проведение платежей в сумме более 600 тыс. руб. разными платежками на одни и те же реквизиты в непродолжительный период.
  • Повышенный интерес клиента к неразглашению информации о платеже.

Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности.

Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений.

А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.

Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением. Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту.

Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры.

Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки.

В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива. В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет. Например, по решению суда не был уплачен штраф.

После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них. Чтобы не стать участником этой неприятной процедуры, следует анализировать каждое действие с точки зрения стороннего наблюдателя и по возможности делать каждую значительную операцию максимально прозрачной, с соблюдением правил.

  • Перед заключением контракта с новым партнером проверяйте его деловую репутацию.
  • По возможности меньше пользуйтесь наличными деньгами. Помочь в этом может использование корпоративной карты.
  • Всегда сохраняйте чеки, чтобы можно было подтвердить целевое использование средств, снятых наличными. Чернила имеют свойство бледнеть со временем, поэтому лучше прикалывать к авансовым отчетам оригиналы чеков вместе с копиями.
  • Максимально раскрывайте информацию по платежам свыше 600 тыс. руб., даже если банк не просит. Его отследят в обязательном порядке. Если сумма отправлена несколькими платежами, это ничего не меняет.
  • Своевременно вносите коды экономической деятельности в налоговый реестр, если фирма начинает заниматься чем-то новым.

Банковская система постоянно совершенствуется, вводятся новые алгоритмы выявления опасных субъектов.

Отделы финмониторинга являются одними из значимых инструментов в реализации этой задачи. Блокировка счета может стать значительной неприятностью для фирмы.

Поэтому при ведении бизнеса стоит учитывать эту сторону взаимоотношений с банком.

Финансовый мониторинг

» – это надзор над денежными операциями физических и юридических лиц, и выявление сомнительных операций.

осуществляется для выявления случаев отмывания и легализации средств, полученных незаконным путём или направленных на финансирование терроризма.Денежный оборот производится финансовыми учреждениями: банками, страховыми компаниями, пенсионными и другими фондами, биржами и т.д. Таким организациям проще контролировать операции с денежными средствами.

Поэтому именно финансовые учреждения становятся субъектами, осуществляющими финансовый мониторинг.СодержаниеПонятием «мониторинг» обозначается систематическое наблюдение за определённым процессом и выявление его соответствия установленному результату.

Если говорить кратко, «финансовый мониторинг» – это контроль над оборотом денежных средств в финансовой системе государства. В разных государствах этот процесс называется по-разному («финансовым контролем» или «финансовой разведкой»).

(ФМ) в РФ проводится согласно закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 года.

Существуют и другие законы, которые регулируют систему финмониторинга, например, создание и функционирование органов, осуществляющих эту деятельность. В соответствии с законом о финансовом мониторинге, в структуре Минфина РФ образован Комитет (КФМ) и Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ). Росфинмониторинг – действующий федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Президенту России.Существует два вида ФМ:ВидОписаниеОбязательныйОсуществляется Росфинмониторингом и заключается в сборе информации и контроле за денежными потоками в пределах государства и за рубежВнутреннийВходит в функции субъектов (финансовых компаний) при осуществлении клиентами денежных операций.

Задачей является выявление транзакций, соответствующих критериям обязательного мониторинга и отправка информации о них в уполномоченные органыВнутренний финансовый мониторинг осуществляется всеми сотрудниками финансовых учреждений (операционистами банков, кассирами, работниками страховых компаний, отделами и департаментами других организаций), которые обслуживают операции клиентов. Они проводят первичный мониторинг – идентификацию личности, совершающей денежную операцию и, в сомнительных случаях, проверку транзакции на соответствие условиям законодательства.Обычно первичный мониторинг составляет сбор необходимых персональных данных клиента и предварительную проверку их достоверности (правильность заполнения паспортных данных и соответствие информации о доходах с данными, указанными в справках). Подробнее денежные транзакции анализируются сотрудниками отделов (департаментов) ФМ банковских и других организаций, которым доступна информация о деталях операций и персональные данные контрагентов.Как работают отделы ФМ финансовых организаций:

  1. сотрудником отдела финансового мониторинга проверяется любая (если не производился первичный мониторинг) транзакция и решается, нужно ли проводить внутренний или обязательный ФМ. Каждой подобной денежной операции присваивается специальный код;
  2. чтобы качественно выполнять возложенные на них задачи и не допускать злоупотребления в деятельности внутри банка или другого учреждения, отделы ФМ подотчётны только органам управления этих организаций (совет директоров, правление банка, ТОП-менеджмент и т.д.). Полномочия сотрудников таких отделов позволяют контролировать работу главных должностных лиц компании;
  3. в установленный период времени информация о сомнительных операциях собирается в файлы отчётности и отправляется в электронном виде в уполномоченный государственный орган (Росфинмониторинг), ведущий обязательный мониторинг.

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

  • Регистрация транзакций.
  • Обеспечение финансовой безопасности организации.
  • Взаимодействие с ФСФМ России.
  • Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
  • Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.
  • Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
  • Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
  • Предотвращение потенциальных правонарушений.
  • Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
  • Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства.

Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

  • Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
  • Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
  • Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки.

При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний.

Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц.

Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента.

В соответствии с федеральным законом №115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

  1. денежные переводы от юридических лиц физическим лицам (кроме заработной платы и вознаграждений);
  2. множество вкладов, которые открываются на короткий срок (до одного месяца), а по истечении этого срока закрываются, причём денежные средства снимаются наличными;
  3. обмен банкнот с крупным номиналом на мелкие (и наоборот) до 600 тыс. руб.;
  4. клиент пренебрегает выгодными условиями. Например, размещает крупные суммы во вклады, не интересуясь процентными ставками и прочими условиями;
  5. поступление и снятие наличности в течение одного дня;
  6. регулярные однотипные операции по снятию крупных сумм денежных средств;
  7. покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные денежные средства;
  8. необоснованные переводы на счета других банков с плохими условиями (низкие депозитные ставки, высокая комиссия и т.д.).
  9. невозможно установить стороны сделки;
  10. покупка/продажа дорожных чеков, валюты, обмен испорченных денежных знаков на целые от суммы в 600 тыс. руб. (в эквиваленте);
  11. денежные операции не имеют экономического смысла. Например, выплата шестизначной заработной платы в компании с нулевой бухгалтерской отчётностью;
  12. получение денежных средств в валюте (из-за границы, с оффшоров и пр.);

Исходя из этого, существует множество оснований для того, чтобы денежная операция попала на контроль ФМ. Это связано с увеличением количества незаконных финансовых транзакций и отмывания денег, полученных преступным путём.

Производится совершенствование и ужесточение условий законодательства для минимизации возможных рисков для банковских организаций. Вызывать подозрения службы ФМ может и частое пополнение вклада (даже если сумма менее 600 тыс.

руб.).Попытки вывести денежную операцию из-под контроля финмониторинга, к примеру, разделить определённую сумму на несколько платежей, также привлечёт пристальное внимание специалистов.Контроль надзорными органами за денежными потоками является очень важной процедурой. Основной целью государственного финансового мониторинга и ФМ на предприятии является предотвращение:

  • Финансирования противоправной деятельности.
  • Легализации денег, которые получены незаконным путём.

Существуют три стадии отмывания денежных средств:СтадияОписаниеРазмещениеДенежные средства незаконного происхождения реализуются в менее подозрительные формыНаслаиваниеПреступные доходы отделяются от источника проведением денежных операций, для того, чтобы скрыть истинное происхождение денег и обеспечить анонимностьИнтеграцияЛегализованные деньги поступают в оборотПреступные доходы (прибыль от рэкета, от продажи оружия и наркотиков) разными способами помещаются на счета в финансовых учреждениях. В дальнейшем, снятые с таких счетов деньги становятся легальными.

Затем этими денежными средствами финансируется преступная деятельность и террористические организации.

как вид финансового контроля пресекает подобные схемы и незаконные денежные потоки. Так как в операциях задействованы и счета физических лиц, и корпоративные счета, ФМ осуществляет проверку всех счетов.Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ.
Так как в операциях задействованы и счета физических лиц, и корпоративные счета, ФМ осуществляет проверку всех счетов.Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ. На практике, тот факт, что операции подлежат финмониторингу, не значит, что последуют санкции для клиента.

Из всех проводимых каждый день операций под действие законодательства попадает значительная часть.Операции, требующие дополнительных проверок, составляют меньше 0,1%. Данные об остальных операциях пополнят базу данных ФСФМ.Даже блокировка счёта в большинстве случаев является временной мерой и устанавливается на время проведения проверки предоставленных документов. Других проблем, кроме задержек операций она не вызовет (если финансовая деятельность осуществляется в рамках законодательства).

Органами ФМ не предоставляются данные в налоговые органы, чего боятся многие банковские клиенты.

В их функции не входит контроль за соблюдением участниками сделок норм налогового законодательства.Если денежная операция была заблокирована при ФМ, понадобится доказать её законность определёнными документами. Чтобы успешно пройти проверку, необходимо представить документы, которые подтверждают источники происхождения денег, используемых при транзакции:Физическим лицам• Справка о доходах; • Выписка по счету в другом банке; • Кредитный договор; • Документ, подтверждающий наследство, дарение и т.д.Юридическим лицам• Копия бухгалтерской отчётности; • Банковские выписки; • Заключение аудиторской службы.Кроме этого, понадобятся документы, удостоверяющие личность, и дополнительные документы (справки об обязательном социальном страховании или свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах). Предприятиям и организациям может понадобиться предъявить учредительные документы.Видео по теме:Согласно законодательству, субъектами первичного ФМ являются следующие учреждения и лица:

  1. филиал или представительство иностранного предприятия, предоставляющего финансовые услуги;
  2. нотариус, адвокат, аудитор, аудиторская фирма, ООО, предоставляющее услуги по бухучёту;
  3. оператор почтовой связи и другого учреждения, производящего переводы денежных средств;
  4. платёжная организация, член платёжной системы, эквайринговое и клиринговое учреждение;
  5. предприятие, проводящее лотереи, азартные игры (в том числе казино);
  6. посредник при сделках купли/продажи недвижимого имущества;
  7. профессиональный участник торгов на рынке ценных бумаг;
  8. предприятие, торгующее за наличные драгоценными камнями и металлами и изделиями из них;
  9. остальные юридические лица, которые не являются финансовыми организациями, но оказывают отдельные финансовые услуги.
  10. банк, кредитная организация, страховая и , ломбард, кредитный союз и прочие финансовые учреждения;
  11. товарная, фондовая и прочие биржи;

Когда компания является объектом первичного ФМ, она обязана:

  • После проведения операции (попытки проведения или отказа от проведения).
  • Производить идентификацию и верификацию, анализировать клиента и уточнять его данные в случае необходимости.
  • До начала операции;
  • Подавать на запросы Госфинмониторинга полные и достоверные данные, документацию и пр.
  • Обнаруживать операции, подлежащие ФМ на любом этапе:
    1. Встать на учёт в российском Госфинмониторинге.
    2. В процессе операции;
    3. Регистрировать денежные операции, подлежащие ФМ (не позднее 24 часов с момента обнаружения).
    4. Обеспечить управление рисками, и разработать критерии рисков.
    5. В момент возникновения подозрения;
    6. Информировать Госфинмониторинг об операциях, подлежащих ФМ, а также о подозрительной деятельности.

    Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

    Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, .

    У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов. Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    .

    Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы.

    Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия. Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

    Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

    1. создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
    2. сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
    3. обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
    4. сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
    5. уклонение от уплаты налогов;
    6. создание видимости законности получения доходов;

    Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

    В законе (ред. от 23.04.2018)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    не указан конкретный перечень предоставляемой информации. Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб.

    и более – обычно такая информация сообщается банками.

    Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

    Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб.

    либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п.

    1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

    Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях. Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т.

    д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними.

    Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности.

    Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д. К обязательным процедурам идентификации относятся:

    1. у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
    2. у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
    3. у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
    4. у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).
    5. у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;

    Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

    1. выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным );
    2. клиент не вызывает подозрений у работников банка;
    3. транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

    Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

    1. денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
    2. покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.

      То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

    3. покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;

    Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито».

    Но с 2017 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

    1. перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
    2. основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
    3. порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.
    4. основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
    5. порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

    Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

    1. изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
    2. анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
    3. включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
    4. устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

    А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

    Существует ряд указаний ЦБ РФ , , , в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:

    1. основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
    2. резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
    3. со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
    4. отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
    5. по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
    6. остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
    7. фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
    8. денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

    Также банк проверяет следующие признаки:

    1. деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
    2. отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
    3. поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
    4. деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
    5. с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
    6. денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

    К рискам будут относиться также операции:

    1. у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.
    2. снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
    3. регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
    4. снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс.

      руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;

    Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок.

    Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

    Международный еженедельник : Теги:

    1. , генеральный директор компании «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

    5850 9750 ₽ –40%

    1. © 2001 — 2021, Клерк.Ру.

    18+

    За чистую монету: как банки будут проверять происхождение денег клиентов

    Фото с сайта finclub.net С июня 2016 года банки будут запрашивать у клиентов документы, подтверждающие источник происхождения денег. При подозрениях в «отмывательстве» кредитные организации смогут отказать в обслуживании и даже заблокировать счет.

    Эксперты считают, что новшество скорее создаст помехи добропорядочным клиентам, и дают советы, как доказать банку законность своих доходов. Правом требовать отчет о законности получения денег банки наделили еще летом 2015 года с поправками в «антиотмывочный» закон № 115.

    Следом, в декабре, Центробанк издал положение № 499-П

    «Об идентификации кредитными организациями клиентов.»

    , конкретизирующее эти нормы.

    Они могут применяться к любой категории клиентов (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели), «Фонтанка.ru».

    Такая практика уже используется Сбербанком при снятии или переводе более 1,5 млн рублей. Регулятор пока не принуждает остальные банки к аналогичным действиям, однако вопрос может актуализироваться во второй половине текущего года.

    «Пока процедура амнистии капитала не завершена, вряд ли финансовый мониторинг, финансовая разведка либо Банк России будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств»

    , – ТАСС замглавы департамента финмониторинга и валютного контроля ЦБ Ильи Ясинского, выступавшего 25 марта на конференции «Банковская система России 2016».

    По его словам, Центробанк планирует активизировать эту работу уже с июня 2016 года – даты начатой президентом кампании по амнистии возвращенного в РФ капитала, выведенного ранее за пределы страны. Причем банки, желающие сохранить лицензии, должны руководствоваться новым алгоритмом работы.

    У 34 кредитных организаций из 93, лишившихся лицензии в 2015 году, право на работу было отозвано из-за ненадлежащего контроля за отмыванием доходов, статистику ЦБ портал Banki.ru. Отзыв лицензии – наиболее радикальный метод работы с провинившимися банками, среди щадящих мер – введение ограничений на проведение операций и лимитов по суммам для банка или же исключение из системы страхования вкладов.

    ЦБ информирует банки о клиентах, которые уличены в сомнительных операциях, отмечает Ясинский.

    И банки вправе уже даже при наличии подозрений «в отмывательстве» отказать клиентам в открытии счета, проведении операций, а также расторгнуть договор на обслуживание. Однако никакие конкретные критерии (например, сумма операции), которыми банкам следует руководствоваться при проверке источника клиентских денег, ни в законе, ни в положении ЦБ не прописаны. То есть они могут сами определять перечень случаев запроса отчетности.

    В статье 6 ФЗ-115, впрочем, указан список

    «операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю»

    . В их числе операции на сумму более 600 000 рублей, которые поделены на три группы. Это, в частности, операции с наличными – снятие-зачисление на счет юрлица, обмен валюты, покупка физлицом ценных бумаг, пополнение уставного капитала фирмы.

    Операции, одной из сторон которых выступает гражданин или житель стран, где не противодействуют легализации дохода (Иран и Корея), а также операции по открытию вкладов на третьих лиц, переводы за границу анонимному владельцу, операции с драгметаллами и недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей.

    Аналогичная неопределенность и по списку документов, которые станут достаточным основанием для подтверждения законности дохода, – их список банки также будут определять согласно правилам внутреннего «противолегализационного» контроля.

    В перечень таких бумаг, вероятно, попадут договоры купли-продажи квартиры, автомобиля, справки из ФНС, бухгалтерские документы с места работы.

    «Информационное письмо от ЦБ прояснило бы ситуацию, – отмечает юрист юридической компании «

    Хренов и партнеры» Александр Костин.

    – Однако его разработка осложняется тем, что методы отмывания денег постоянно совершенствуются, и установление закрытого перечня документов неизбежно приведет к тому, что в ряде случаев он не позволит пресечь операцию, направленную на легализацию средств».

    Очередные «ценные указания» Центробанка дали дополнительные полномочия банкам, которые уже начали (например «Ситибанк») их использовать так, как им заблагорассудится, подчеркивает директор по инвестициям компании AGT Invest Дмитрий Нужденов. «Считаю, что прокуратуре, антимонопольной службе, «Народному фронту» и прочим государственным и общественным организациям нужно срочно дать правовую оценку действиям ЦБ и отменить поступившие банкам указания, – убежден эксперт. – Для контроля доходов уже существует Налоговая инспекция с соответствующим набором полномочий.

    Я не думаю, что у нас в России террористов и «отмывающих деньги» такое количество, что необходимо трясти все население России». «Отчего подобные инициативы рождаются в недрах ЦБ?

    – рассуждает Нужденов. – Не потому ли, что чиновников Центробанка 35 200 человек – больше всех в мире?

    (В Китае, кстати, чуть больше 2000 человек). Может, им просто надо чем-то заниматься, чтобы оправдывать свое существование и зарплаты?». «Излишнее самоуправство» вряд ли случится, придерживается противоположной позиции юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков: разве что в банках с госучастием могут появиться строгие критерии.

    Но и эти банки являются в первую очередь коммерческими организациями, и главная их цель – получение доходов, а не контроль за происхождением денег у клиентов, подчеркивает эксперт. «Ссылка на внутренние правила конкретного банка позволяет разработать довольно широкий перечень приемлемых для подтверждения документов, которые позволят законопослушным гражданам быстро разрешить сложности при операциях, – убежден Ивченков.

    – Компаниям достаточно будет предъявить платежные поручения, приходные ордера на внесение вкладов учредителями. А вот физлица могут и не иметь никаких документов: нередко солидные суммы занимают или дарят безо всяких бумаг – при близких отношениях». Однако потерять клиента – непозволительная роскошь для банков, поэтому они, скорее всего, будут формально исполнять требования ЦБ и Финмониторинга – приложат справку о доходах или копию расписки в получении займа от другого физлица.

    По ст. 858 ГК РФ существует только два основания для блокирования банковского счета, добавляет Ивченков: наложение ареста (по судебному решению или по постановлению следователя либо судебного пристава) или приостановление операций, на что должны быть законные основания. В частности, подозрения, что операция связана с отмыванием средств, – тогда банк может приостановить операции не более чем на пять рабочих дней. Если же счет заблокирован по постановлению Росфинмониторинга, то срок блокировки может быть до 30 суток, но по его истечении средства должны быть выданы владельцу счета.

    Поэтому надо получить объяснения от банка и, возможно, представить какие-то документы по его запросу – и проблема будет решена.

    «Однако нужно учитывать, что положение о блокировании счета и/или приостановлении финоперации de facto включено в правила проведения операций по счетам большинства банков (апелляционное определение от 06.11.2015 по делу N 33-15903/2015), напоминает юрист «

    Хренов и партнеры» Александр Костин.

    Возникновения подобных ситуаций можно избежать, если заранее предупредить банк о готовящейся сделке или серии сделок.

    Новые методы скорее создадут помехи добропорядочным участникам оборота, нежели затруднят деятельность по отмыванию денег, убежден партнер коллегии адвокатов «Делькредере» Максим Степанчук.

    «Что будет, если клиент откажется предоставлять документы банку?

    В силу ст. 845 ГК РФ банк обязан выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче средств. В силу ст. 859 ГК РФ клиент может расторгнуть договор банковского счета в любое время, банк при этом должен выдать деньги клиенту в течение 7 дней», – поясняет адвокат.

    Таким образом, банк обязан выдать деньги и без предоставления клиентом каких-либо подтверждающих документов. Отказ может быть оспорен в суде с применением соответствующих финансовых санкций к банку, незаконно удерживающему средства.

    «Для всех клиентов банков это новшество, в первую очередь, качественно скажется на скорости и стоимости обслуживания, считает Татьяна Гурьева, старший консультант департамента международного налогового планирования юрфирмы «

    Клифф».

    – Нам уже известен случай, когда в начале этого года ЦБ потребовал раскрыть источник происхождения средств, внесенных учредителем российского банка в качестве докапитализации собственных средств кредитной организации». При этом подтверждение законности происхождения средств – уже давно обязательное условие открытия зарубежного счета в кредитных учреждениях США и большинства европейских стран.

    Россия является членом ФАТФ, и рано или поздно вопрос проверки источника дохода должен был быть вменен российским банкам, хотя на данный момент это, безусловно, может быть воспринято как революционное нововведение. «Источник дохода, вероятно, будет проверяться только при работе с крупными суммами, поступающими в банк наличными или из-за рубежа, – полагает Гурьева.

    – При поступлении запроса от банка мы настоятельно рекомендуем его не игнорировать и не пытаться голословно убедить его в том, что средства были накоплены в течение всей жизни бенефициара.

    В качестве обоснования происхождения средств банк может принять в том числе следующие документы: справка НДФЛ-2, налоговая декларация по форме НДФЛ-3, решение о выплате дивидендов, договор купли-продажи недвижимости, ценных бумаг. Также подтверждением законности денежных средств могут служить договор займа и договор дарения».