Меры по улучшению работы службы занятости с работодателями

Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения в Челябинске


Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 19.11.2006 Размер файла 51,4 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Страница:

  1. 1

32 КУРСОВАЯ РАБОТА Мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения ( на примере г.

Челябинска) СОДЕРЖАНИЕ:

  1. 3. Анализ ситуации на рынке труда в г. Челябинске 18
  2. Приложение 1 32
  3. Список использованных источников 30
  4. 2. Механизм государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях 9
  5. Введение 3
  6. Заключение 28
  7. 1. Понятие рынка труда и рабочей силы 5
  8. 4. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости населения г. Челябинска 24

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на конец отчетного периода (тыс. человек) Темпы роста к предыдущему периоду текущего года (%) Темпы роста к соответ-ствующему периоду 2003 года (%) Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) А 1 2 3 4 1.01.04 1639 100,0 109,3 2,3 1.02.04 1640 100,1 105,8 2,3 1.03.04 1670 101,9 103,0 2,3 1.04.04 1662 99,5 102,1 2,3 1.05.04 1645 98,9 100,7 2,3 1.06.04 1593 96,8 100,6 2,2 1.07.04 1556 97,7 101,4 2,1 1.08.04 1572 101,0 102,6 2,2 1.09.04 1607 102,2 104,8 2,2 1.10.04 1632 101,5 108,4 2,3 1.11.04 1709 104,7 113,0 2,4 1.12.04 1841 107,7 117,5 2,6 31.12.04 1920 104,3 117,2 2,7 Профессия (должность) Количество, чел.

% Бухгалтер, гл. бухгалтер, бухгалтер-аудитор 1233 5,1 Уборщик производственных помещений 779 3,2 Подсобный рабочий 784 3,2 Продавец 728 3,0 Водитель транспортных средств 702 2,9 Сторож 666 2,7 Отчетный период текущего года, человек Соответствующий период предыдущего года, человек гр.1 к гр.2 А 1 2 3 НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА: 01 Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете 1863632 1744850 106,8 из них: 02 безработные 1638889 1499749 109,3 03 из них лица, которым назначено пособие по безработице 1304937 1293150 100,9 ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД: 04 Поставлено на учет — всего 6603560 6033909 109,4 05 из них не занятых трудовой деятельностью 4950974 4385084 112,9 06 Признано безработными 3255358 2752805 118,3 07 Назначено пособие по безработице 3274308 2727796 120,0 08 Снято с учета, всего 6324160 5915127 106,9 в том числе: 09 нашли работу (доходное занятие] 4154477 4026853 103,2 10 из них безработных Страница:

  1. 1
  1. Механизм и особенности функционирования рынка труда.

    Занятость как важнейшая экономическая характеристика. Анализ обследования населения по проблемам занятости.

    Механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы и решение проблем занятости.курсовая работа [361,3 K], добавлен 16.02.2012

  2. Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости.

    Особенность и динамика рынка труда и занятости населения.

    Необходимость государственного контроля и регулирования, нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.курсовая работа [46,6 K], добавлен 13.05.2009

  3. Понятие занятости в сфере труда. Правовой статус безработного. Гарантии государства в области занятости.

    Система регулирования занятости населения. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения.курсовая работа [39,3 K], добавлен 11.12.2006

  4. Характеристика рынка труда и рабочей силы. Типология и структура рынка труда.

    Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. Механизм саморегулирования и государственного регулирования рынка труда.курсовая работа [117,5 K], добавлен 07.12.2008

  5. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы службы занятости населения Московской области по обеспечению занятости молодежи. Пути повышения эффективности работы службы занятости со слабозащищенными слоями населения (на примере молодежи).дипломная работа [900,8 K], добавлен 21.06.2015
  6. Рынок труда, его характеристика и субъекты, особенности рынка труда и занятости в современной России.

    Государственная политика занятости населения, ее цели и задачи, регулирование рынка труда. Структура и основные направления развития системы занятости.курсовая работа [36,1 K], добавлен 03.04.2010

  7. Экономическая сущность национального рынка труда: понятие рынка труда, механизм его функционирования. Виды рынков труда и их сегментация.

    Анализ муниципального рынка труда и деятельности Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Белово».дипломная работа [283,1 K], добавлен 24.06.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем .

© 2000 — 2022, ООО «Олбест» Все права защищены

Реформа «служб занятости»: что изменится к 2024 году?

29 августа 2022Ставропольский край вошел в число 16 пилотных регионов, где с 2022 года в рамках реализации национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» начали «обкатывать» проект по реформированию служб занятости. Одна из главных задач: такие службы должны стать ближе к людям.

После апробации этого проекта на Ставрополье и в других пилотных регионах страны опыт распространят на остальные субъекты РФ. Сегодня президентом нашей страны ставится задача к 2024 году повысить до 90% удовлетворенность граждан работой служб занятости.

Задача сложная, ведь для того чтобы соответствовать ожиданиям населения, службам занятости необходимо измениться до неузнаваемости. Они должны стать современным кадровым центром, а их сотрудники – персональными консультантами для каждого, кто обращается в поисках работы.

Первыми в нашем регионе работу службы занятости реформируют города Ставрополь, Невинномысск и Минеральные Воды. Принятый в крае региональный проект

«Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда»

в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает реализацию двух мероприятий: переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; развитие инфраструктуры занятости в Ставропольском крае. Весь комплекс мероприятий рассчитан до конца 2024 года.

Финансирование проекта осуществляется из федерального и краевого бюджетов.

Общий объем средств, выделенных в текущем году, на мероприятия по поддержке занятости составляет 66,69 млн рублей, на развитие инфраструктуры занятости – 39,47 млн рублей.

– Наша задача – сделать так, чтобы центры занятости, с одной стороны, стали ближе к людям, чтобы обращающиеся к нам за помощью в поисках работы граждане видели в них прежде всего центры для собственного профессионального развития для построения карьеры, обеспечения надежной помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с потерей работы, переменой места жительства.

Нужно, чтобы на помощь центров занятости могли рассчитывать все обратившиеся туда в связи с профессиональными затруднениями, например из-за получения инвалидности, с выходом в декретный отпуск и просто выходом на рынок труда впервые после получения профессионального образования, – рассказывает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко. – С другой стороны – центры занятости должны превратиться в мощный экономический рычаг для модернизации экономики, повышения производительности труда, что достижимо только при выстраивании тесных, партнерских отношений с работодателями, оказании им помощи по целому комплексу вопросов обеспечения кадрами и развития кадрового потенциала. Нам необходимо построить такую инновационную систему оказания услуг, при которой результаты работы учреждений занятости будут не просто цифрами на бумаге, а конкретными достижениями по улучшению жизни людей, а также экономических показателей предприятий и организаций края.

Пока мы только в самом начале долгого и сложного пути реформирования. И сейчас нам нужно понять, как сделать, чтобы те инвестиции, которые потратит государство на модернизацию служб занятости, сделали наши центры привлекательными для опытных специалистов или выпускников, или пенсионеров, которые по той или иной причине хотят найти новую работу.
И сейчас нам нужно понять, как сделать, чтобы те инвестиции, которые потратит государство на модернизацию служб занятости, сделали наши центры привлекательными для опытных специалистов или выпускников, или пенсионеров, которые по той или иной причине хотят найти новую работу.

Основная цель реформирования, призванного повысить эффективность деятельности служб занятости, – изменение принципа оказания услуг.

В соответствии с новой моделью организации работы служба занятости будет взаимодействовать с гражданами и работодателями посредством представления персональных консультантов-ассистентов, которые проведут оценку сложившейся жизненной ситуации у каждого конкретного жителя края. А потом оценят бизнес-ситуации у работодателей.

И в конце концов разработают комплекс мероприятий, в том числе по подготовке (переподготовке) граждан, углубленному профилированию, адаптации на рынке труда, психологической и материальной поддержке с целью быстрого и эффективного решения возникших у работников и работодателей проблем.

Таким образом, учреждениям занятости предстоит перейти от механизма предоставления услуг к механизму решения проблем россиян и тех предприятий, которые готовы предоставить им работу.

Поскольку работодателям нужны специалисты с конкретными компетенциями и навыками, для организации работы по поддержке занятости планируется проводить профилирование соискателей по навыкам. Благодаря этому в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию об ищущем работу человеке, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами.

Благодаря этому в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию об ищущем работу человеке, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами. Индивидуальный подход к оказанию услуг позволит учитывать все жизненные обстоятельства человека, а также запустить специальные программы поддержки для уязвимых социальных групп, то есть для инвалидов, выпускников, пожилых людей.

Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и некоторые личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, в новых центрах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье, при необходимости помогут переселиться в другой регион, подобрать детский сад для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию. Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями.

Теперь служба сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров. В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах). Кроме того служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов, которые уже реализуются в нашем крае и предполагают открытие новых производств или расширение производства.

А кроме этого реформированные службы занятости призваны стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся работников. Предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не только при очном общении или по сети Интернет, но и по телефону, через мобильные приложения.

То есть, практически все услуги при желании можно получить дистанционно, включая удаленную запись на прием в службу занятости и онлайн-заполнение на оказание услуг. Основными онлайн-ресурсами для поиска работы и подбора работников станут общероссийская база вакансий «Работа в России» и официальный интерактивный портал службы занятости населения края.

В идеале служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионе, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан. В настоящее время в вошедших в пилотный проект центрах занятости идет подготовка к работе в новых условиях. До конца сентября планируется завершить текущий ремонт зданий и помещений и оснащение рабочих мест сотрудников в соответствии с Едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и направленными в том числе на внедрение новых цифровых сервисов и программно-аппаратных комплексов.

9. Рекомендации по организации информационного сопровождения деятельности органов службы занятости населения

9 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯРекомендации по организации информационного сопровождения деятельности служб занятости населения включают в себя:1. Рекомендации по планированию информационного сопровождения деятельности служб занятости населения;2. Рекомендации к содержанию информационных посланий (ключевых сообщений);3.

Рекомендации к каналам коммуникации;4.

Рекомендации к организации информационной работы с пользователями услуг служб занятости населения, в том числе испытывающими трудности в поиске работы;5. Рекомендации к организации информационной работы с работодателями;6.

Рекомендации к организации информационной работы с партнерами;7.

Рекомендации к организации взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ);8. Рекомендации к организации информационной деятельности интернет-представительств служб занятости населения.9. Рекомендации к оценке эффективности информационного сопровождению деятельности служб занятости населения.Рекомендации к планированию информационного сопровождения деятельности служб занятости населения:- Службы занятости населения ежегодно разрабатывают и утверждают в срок до 15 января план информационного сопровождения деятельности службы занятости на ближайшие 12 месяцев.
Рекомендации к оценке эффективности информационного сопровождению деятельности служб занятости населения.Рекомендации к планированию информационного сопровождения деятельности служб занятости населения:- Службы занятости населения ежегодно разрабатывают и утверждают в срок до 15 января план информационного сопровождения деятельности службы занятости на ближайшие 12 месяцев.

План информационного сопровождения деятельности службы занятости включает:- приоритетные задачи службы занятости на текущий год, а также приоритетные группы населения для информирования о деятельности службы занятости в соответствии с поставленными задачами;- информацию о лице(-ах), ответственном(-ых) за информационную работу службы занятости;- перечень информационных мероприятий с указанием целевой аудитории, сроков исполнения либо периодичности, лицах, ответственных за реализацию указанных мероприятий;- информацию о форме промежуточной отчетности (по итогам шести и 12-ти месяцев) по реализации плана информационного сопровождения деятельности службы занятости населения.- В ежегодный план информационного сопровождения деятельности службы занятости включаются следующие типы мероприятий:- мероприятия по информационной работе с пользователями услуг службы занятости населения — гражданами, находящимися в поиске работы, в том числе испытывающими трудности в поиске работы;- мероприятия по информационной работе с пользователями услуг службы занятости населения — работодателями, находящимися в поиске кандидатов на имеющиеся вакансии;- мероприятия по информационной работе с партнерами (включая учебные центры, кадровые агентства, институты развития и иные учреждения и организации);- мероприятия по взаимодействию со средствами массовой информации (включая подготовку и распространение пресс-релизов, инициирование и размещение в СМИ публикаций о деятельности службы занятости населения), в том числе мероприятия для вовлечения журналистов в освещение работы служб занятости (конкурсы публикаций, пресс-конференции, круглые столы);- мероприятия по обеспечению информационной деятельности интернет-представительств службы занятости населения (актуализация информации в новостной ленте на официальном сайте службы занятости и в социальных сетях).Рекомендации к содержанию информационных посланий (ключевых сообщений):- Передаваемые ключевые сообщения должны информировать население, работодателей, партнеров и СМИ о возможностях и услугах, предоставляемых службами занятости населения.- Ключевые сообщения должны соответствовать целям, задачам, инструментам коммуникации и ключевым сообщениям, указанным в Коммуникационной стратегии информационного сопровождения деятельности служб занятости населения (см.

Приложение).Рекомендации к каналам коммуникации:- К основным каналам коммуникации относятся:- прямое (личное) взаимодействие служб занятости с населением;- информационно-презентационная продукция;- взаимодействие со СМИ;- интернет-представительства служб занятости населения.- К дополнительным каналам коммуникации относятся наружная реклама, размещение информации в местах приема граждан, реклама на транспорте и иных площадках, контактирующих с целевыми аудиториями службы занятости населения.Рекомендации к организации информационной работы с пользователями услуг службы занятости населения, в том числе испытывающими трудности в поиске работы:- Информационная работа должна быть ориентирована на потребности конкретных категорий пользователей услуг службы занятости населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, выпускников образовательных организаций, лиц предпенсионного возраста, одиноких родителей, многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, женщин, находящихся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком, мигрантов, бывших заключенных и других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.- Годовой план информационного сопровождения деятельности службы занятости предусматривает информационные мероприятия для каждой из указанных в пункте 5.1 целевых групп.- Информационная работа с пользователями услуг должна включать в себя следующие мероприятия:- первичное информирование и консультирование граждан до постановки их на учет в целях поиска подходящей работы;- групповые консультации для разъяснения основных положений законодательства о занятости населения, административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, информирования о перспективах развития отраслей экономики, прогнозируемой потребности в квалифицированных кадрах в различных отраслях экономики;- информирование об услугах службы занятости;- информирование о состоянии рынка труда;- информирование о существующих вакансиях, исходя из их специфики и потребностей конкретной целевой аудитории.Рекомендации к организации информационной работы служб занятости населения с работодателями:- Службы занятости населения ведут информационную работу по привлечению к сотрудничеству работодателей с целью расширения существующей базы вакансий.- Службы занятости населения закрепляют ответственных сотрудников для информационной работы с ключевыми работодателями в регионе.Рекомендации к организации информационной работы служб занятости населения с партнерами:- Службы занятости населения ведут информационную работу по привлечению к сотрудничеству учебных центров, кадровых агентств, институтов развития и других партнеров, способствующих трудоустройству граждан, находящихся в поиске работы.- Службы занятости населения занимаются реализацией совместных с партнерами, указанными в п. 7.1, мероприятий, направленных на расширение возможностей по трудоустройству граждан, находящихся в поиске работы.Рекомендации к организации взаимодействия служб занятости со средствами массовой информации:- Службы занятости населения осуществляют взаимодействие с основными типами СМИ, работающими в субъекте Российской Федерации:- телевидение;- радио;- печатные издания;- онлайн-СМИ.- Службы занятости населения составляют медиаплан, являющийся частью общей информационной работы.- Службы занятости населения ведут регулярный медиамониторинг для анализа эффективности взаимодействия со СМИ и коррекции (при необходимости) существующего медиаплана.Рекомендации к организации информационной деятельности интернет-представительств служб занятости населения:- Служба занятости населения субъекта Российской Федерации имеет свой официальный сайт, поддерживает его работу и актуальность размещаемой на нем информации.- Официальный сайт службы занятости соответствует следующим основным критериям:- наличие страницы с контактной информацией (адрес, график работы, номер телефона и факса (при наличии), номер горячей линии, электронная почта);- наличие страницы с описанием предоставляемых услуг;- наличие регулярно обновляемой новостной ленты с актуальной информацией о состоявшихся и предстоящих мероприятиях;- наличие формы обратной связи;- наличие версии для слабовидящих;- наличие версии сайта, оптимизированной под использование с мобильных устройств.- Службам занятости населения рекомендуется вести свои официальные страницы в социальной сети (социальных сетях), а также разместить ссылку на данные страницы на своих официальных сайтах.- Службы занятости населения размещают в своих интернет-представительствах (на официальных интернет-сайтах, на страницах в социальных сетях) адаптированные к использованию в электронном виде раздаточные информационные материалы о деятельности службы занятости населения.- Службы занятости населения размещают в своих интернет-представительствах (на официальных интернет-сайтах, на страницах в социальных сетях) ссылку на портал общероссийской базы вакансий «Работа (в) России».Эффективность информационного сопровождения деятельности служб занятости населения оценивается руководителем органа службы занятости населения не реже одного раза в шесть месяцев.- Основными критериями оценки эффективности информационного сопровождения деятельности служб занятости населения являются :——————————— Приведенные количественные показатели применяются к оценке информационного сопровождения службы занятости населения субъекта Российской Федерации и включают в себя активности, реализованные всеми центрами службы занятости населения, работающими на территории данного субъекта Российской Федерации.- показатель годового охвата населения публикациями СМИ — не менее 60% от населения субъекта Российской Федерации;- баланс между негативными, позитивными и нейтральными публикациями: объем негативных публикаций — не более 5% от общего количества публикаций СМИ за календарный год;- количество подготовленных и размещенных в СМИ и интернет-представительствах службы занятости пресс-релизов — не менее 20 в год;- количество проведенных партнерских мероприятий — не менее 70 в год (ярмарки вакансий, совещания, семинары, круглые столы, конкурсы, конференции, форумы и др);- вовлеченность подписчиков официальных страниц в социальных сетях (при наличии) — не менее 5% (отношение количества пользователей, поставивших публикации отметку «нравится», прокомментировавших публикацию и поделившихся публикацией на своей личной странице, к общему числу подписчиков).- Отчеты по итогам шести и 12-ти месяцев включают в себя информацию о достигнутых показателях по основным критериям оценки эффективности деятельности служб занятости населения за отчетный период.

Механизмы оптимизации взаимодействия службы занятости населения и работодателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Е.В. КОРНИЕНКО Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог Е.О. СУЛОЕВА Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г.

Таганрог МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ Необходимость трудоустройства высвобождаемых работников, предотвращения безработицы, достижения эффективной занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы диктует необходимость совершенствования подходов к проблеме занятости с учетом специфики переходной экономики, национальных особенностей и менталитета населения.

Один из путей заключается в развитии взаимодействия государственных органов по вопросам занятости и работодателей. В статье делается акцент на том, что активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества органов службы занятости с работодателями. Предложены возможные пути оптимизации взаимодействия всех участников рынка труда на основе внедрения ПО «Электронный работодатель».

Рынок труда, служба занятости населения, работодатели, «электронный работодатель».

Тематический рубрикатор e-Library: 06.77.61 E. KORNIENKO, E. SULOEVA OPTIMIZATION MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN THE EMPLOYMENT SERVICE AND EMPLOYERS The need to employ redundant workers, prevent unemployment, achieve effective employment, improve the quality and competitiveness of the labour force dictate the need to improve approaches to the problem of employment, taking into account the specifics of the transition economy, national characteristics and mentality of the population. One of these ways is to develop cooperation between state bodies on employment and employers.

The article focuses on the fact that active employment policy is based on the principle of close cooperation of the employment service with employers. The possible ways to optimize the interaction of all participants of the labor market on the basis of the introduction of «electronic employer».

Labor market, employment service, employers, «electronic employer». Рынок труда по своей природе выступает в роли общественно-экономической формы движения рабочей силы и вносит большой вклад в экономическое развитие страны. Ведущей целью социально-экономической политики государства в сфере занятости населения считается предоставление рабочих мест, уменьшение процента безработицы, формирование полноценно развитого рынка труда, который поможет сбалансировать занятость населения.

Ведущей целью социально-экономической политики государства в сфере занятости населения считается предоставление рабочих мест, уменьшение процента безработицы, формирование полноценно развитого рынка труда, который поможет сбалансировать занятость населения. Достижение поставленной цели требует абсолютно от всех участников рынка труда партнерства в формировании условий, позволяющих любому вносить свой вклад в труд и пожинать его плоды (результаты). Экономические и политические перемены, которые происходят в нашей стране, определили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые увеличивают число экономически безынициативных жителей, численность занятых в неофициальном секторе экономики, уровень безработицы среди женщин и молодежи, масштабы мигрантов, в том числе прибывших в РФ незаконным методом.

В нынешней российской экономическо-социаль-ной науке сложилось относительно единое представление о рынке труда как о способе организации социально-экономических или, как считается, общественных отношений между его элементами (субъектами).

К примеру, А. Кашепов описывает рынок труда, как

«целостную систему общественных, социальных, нормативно-правовых отношений, а также общепризнанных мерок и институтов»

[1, с. 13]. А. Никифорова поддерживает точку зрения А. Ка-шепова и обозначает рынок труда, как

«совокупность общественных отношений, отображающих степень формирования и достижения баланса интересов среди участвующих субъектов на рынке труда: бизнесменов (предприниматели), трудящихся и государство»

[2, с.10].

Однако А. Буланов имеет свое видение на данное определение и характеризует его, как

«товарно-денежные отношения, объединенные со спросом на рабочую силу, с применением вознаграждения работника за отработанное рабочее время»

[3, с.9].

Встречаются и иные определения рынка труда, которые опираются на анализ его составных элементов. В частности, А. Котляр интерпретирует рынок труда как комплекс спроса и предложения рабочей силы, их взаимодействие, обеспечивающее распределение экономически функционального народонаселения по отраслям хозяйственной деятельности в раз- личных сферах жизнедеятельности, а также территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезе [4, с.33]. Можно сделать вывод, что пунктом и основой пересечения многообразных теорий необходимо признать наличие системы социально-экономических отношений между различными субъектами рынка труда как одного из его основополагающих факторов и условий.

Таким образом, на базе сравнения существующих в отечественной экономике позиций и суждений впору сформировать вытекающее определение рынка труда из совокупности изученных мнений: это конструкция социально-экономических отношений, которая формирует, распределяет и использует рабочую силу в условиях и обстоятельствах её товарности. Представленную выше формулировку можно применять к разнообразным рынкам труда абсолютно всех уровней (страны, отрасли, региона, организации), поскольку суть общественно-трудовых отношений обусловливается разновидностью экономической системы, в рамках которой действуют все административно-хозяйственные образования.

Главными участниками рынка труда являются работодатели и наемные работники. Под воздействием их взаимоотношений формируются структура, объем спроса и предложения. Только здесь товаром выступает рабочая сила, за которую работодатель готов заплатить определенную стоимость. Основные участники рынка труда взаимодействуют между собой, устанавливая равновесие спроса и цены на рабочую силу.

Основные участники рынка труда взаимодействуют между собой, устанавливая равновесие спроса и цены на рабочую силу. К ним относятся три основных субъекта: наемные работники, работодатели, государство, а также его соответствующие органы. Государственная служба занятости (далее — ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Исследование особенностей взаимодействия работодателей и Центра занятости населения г. Таганрога (далее — ЦЗН) выявило ряд проблем, одной из которых стала неудовлетворенность работодателей отбором направляемых кандидатов на вакантное место.

Для повышения эффективности работы в сложившейся ситуации Центру занятости населения необходимо работать не только с безработными, получившими этот статус, но и со всеми обратившимися.

Для активной работы (сотрудничества) работодателей и ЦЗН, а также улучшения подбора сотрудников рекомендуется внедрение проекта «Электронный работодатель», который повысит качество предоставления государственных услуг службы занятости работодателям.

Целью данного проекта будет максимальное упрощение получения информации для продуктивной работы и взаимодействия работадателей и ЦЗН. Основные задачи проекта: — определить списки работодателей, взаимодействующих с ЦЗН; — проанализировать проблемы взаимодействия работодателей и ЦЗН; — определить пути упрощения передачи данных и ознакомления с документацией; — привлечь спонсоров со стороны.

Данный проект будет направлен на работодателей и сотрудников ЦЗН по Ростоской области.

Схема взаимодействия основных субъектов электронного документооборота (работодателя, спецоператора связи и Центра занятости населения) при использовании ПО «Электронный работодатель» представлена на рис.

1. Работодатель Спецоператор связи ЦЗН 1 ПО для ввода и отправки данных \чПолучение\ отправка Хранение_ Служба поддержки ^ по спецоператора сеязн БОШЕ ® я т Е [5шее| [ш Н Ш ш1 ЗШБО Ш Ш 9 й ИЕВЭЙ ЁШ ;!п1а — Кто передал — Кому передал — Что передано ^ — Когда <> кой трал ирую щи и орган ег -ЙН 3 л ПО спецоператора ПО Службы ЦЗН п Л ПО спецоператора V Связи ПО Службы -ЙН Региональный сервер сзн Рис.

1. Схема взаимодействия основных участников электронного документооборота Срок внедрения программы будет занимать не менее года, поскольку этот проект требует определенных денежных и временных затрат.

Для подтверждения эффективности внедрения программы как пример необоходимо привести один из видов взаимодействия. Каждый месяц все организации обязаны подавать в службу занятости населения информацию в виде отчета о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также: 1) сообщать о применении процедур о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»); 2) не позднее чем за два месяца до начала проведения ликвидации организации, сокращения штата работников и возможного расторжения трудовых договоров, а в случае, если такое решение может привести к массовому увольнению, — не позднее чем за три месяца.

Тем самым массово внедрив АИС «Электронный работодатель» по Ростовской области среди ЦЗН и работодателей, всю отчетность и документы можно будет представлять в электронном виде через защищенные каналы связи в службы, отвечающие за занятость населения, а именно: — заявление-анкету на предоставление государственной услуги; — сведения о потребности в работниках; — сведения об отсутствии потребности в работниках; — сведения о планируемом привлечении иностранных работников; — уведомления о привлечении иностранных работников; — сведения о высвобождении работников; — сведения о составе и перспективной потребности кадров; — сведения о неполной занятости; — отчет по квотированию и т.д. Таким образом, электронный документооборот сможет повысить и упростить качество получения информации. К примеру, если установить платформу «Электронный работодатель» на персональном компьютере работодателя, он сможет импортировать сведения из НПК «Катарсис», а также в свободном доступе заполнять и редактировать сведения о вакансиях в Общероссийском банке вакансий на сайте http://www.trudvsem.ru/.

Данное новшество модернизирует работу ЦЗН, а также обеспечит государственную службу занятости населения полноценным инструментом электронного документооборота.

Первая версия «Электронный работодатель» разработана на базе НПК «Катарсис» в 2009 г.

В настоящее время запущена пилотная эксплуатация данной системы в Краснодарском крае, однако в Ростовской области она до сих пор не используется. Массовая компьютеризация способствует активному электронному взаимодействию между работодателями и службами занятости и в Ростовской области.

Это и будет одним из важных шагов на пути к совершенствованию жизнедеятельности граждан. При использовании системы «Электронный работодатель» Центр занятости населения имеет возможность направить в адрес организации следующую электронную документацию: — подтверждение приема документов; — ответ на обращение; — списки кандидатов на вакансию; — резюме граждан, отобранных в соответствии с требованиями работодателя; — оперативное информирование о результатах рассмотрения документов по привлечению и использованию иностранных работников; — информацию о состоянии рынка труда. Необходимо обозначить социальную эффективность через определение положительных сторон внедрения ПО «Электронный работодатель» (табл.

1). Таблица 1 Сильные стороны ПО «Электронный работодатель»_ Наименование Размещение информации устанавливается методами выбора значений из общероссийских и ведомственных классификаторов, применяемых в службе занятости населения: общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) Поля для ввода данных снабжены подсказками, помогая пользователю корректно заполнить формы При сохранении отчетов осуществляется ряд проверок на непротиворечивость введенной информации Помимо отчетов, предназначенных для службы занятости населения, в «Электронном работодателе» можно хранить сведения, входящие в состав формы П-4 (сведения о численности, движении работников, использовании рабочего времени), предназначенной для передачи в Госкомстат Все отчеты можно экспортировать и распечатать Нет необходимости личного присутствия работодателя или его представителя в центрах занятости населения Таблица 2 Проявление социальной эффективности после внедрения ПО «Электронный работодатель»_ До После Личное присутствие работодателя или его представителя в ЦЗН Нет необходимости посещения ЦЗН, уменьшается объем бумажных документов Заполнение бумажных анкет и бланков с большой вероятностью ошибок Экономия времени за счет однократного заполнения многих полей электронных документов и выбора значений из справочников Медленная обработка поданных сведений сотрудниками ЦЗН Сокращение ошибок в документах за счет автоматического контроля непротиворечивости данных Большие временные затраты на подачу сведений о привлечении иностранной рабочей силы Наличие документального подтверждения полноты и сроков подачи сведений Существенный временной разрыв между возникновением потребности в работниках и началом интенсивной работы службы занятости по ее удовлетворению Автоматическое изменение формата отчетности при изменении законодательной базы (форм отчетов) Соблюдение строжайшей конфиденциальности: передача сведений с использованием защищенных каналов связи Возможность распространения информации о вакансиях по всей России iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Таблица 3 Стоимость годового подключения программного продукта «Электронный работодатель» в 2018 г. Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо Специальный режим 1 300 рублей — отправка в ПФР, ФНС 1 300 рублей — отправка в ПФР, ФНС Классический 2 400 рублей — отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН 3 380 рублей — отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН Максимальный 11 340 рублей — отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН, ФСС 11 640 рублей — отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН, ФСС Таким образом, социальная эффективность будет проявляться в том, что личное присутствие будет не обязательно, что сэкономит время всех участников услуг, обеспечит правильность заполнения отчетов и выполнения в установленные законодательством РФ сроки, даст возможность распространять сведения о вакансиях по всей России.

Для жителей Ростовской области данный проект увеличит спектр поиска вакансий, сократит уровень безработицы, а главное — позволит вести электронную переписку между работодателем и соискателем, не выходя из дома. Основной задачей для внедрения проекта является информирование работодателей и граждан о создании «Электронного работодателя». Информирование необходимо провести несколькими способами для достижения эффективности поставленной цели (с учётом примерной стоимости данных мероприятий): 1.

Направление информационных писем работодателям, имеющим технические возможности для участия в проекте, а также гражданам, у которых имеется электронная почта, либо же информирование должно производиться на личном приеме.

Затраты — 0 рублей. 2. Проведение с работодателями обучающих семинаров и демонстраций возможностей работы ПО «Электронный работодатель». Затраты на формирование 50 штук буклетов (стоимость одного буклета — 20 рублей) — 1000 рублей. 3. Информирование на телевидении и радио.

Затраты на выпуск рекламы на месяц — 2000 рублей. 4. Печать в газетах и журналах.

Затраты на выпуск рекламы на месяц — 1000 рублей. 5. Размещение информации на интернет-ресурсах (сайт Администрации города Таганрога, сайты новостей г. Таганрога, сайт ЦЗН). Затраты — 0 рублей.

6. Размещение на информационных носителях в здании Центра занятости населения (видеопрезентация, информационные стенды и т.д.).

Затраты на покупку стенда — 4000 рублей. Итого на информатизацию необходимо затратить 8 000 рублей. Следующей статьей затрат является непосредственно подключение ПО «Электронный работодатель» (табл.

3). Отметим, что целесообразней выбрать для такого учреждения, как ЦЗН, максимальный тариф, поскольку ЦЗН взаимодействует с организациями Ростовской области и за её пределами. Таким образом, всего на внедрение ПО «Электронный работодатель» необходимы затраты в размере 19 640 рублей.

Оценив все возможные затраты, можно сделать вывод о том, что бюджет ЦЗН позволит осуществить проект, поскольку часть затрат по внедрению покроется из областного бюджета.

Вышеуказанные мероприятия приведут к увеличению числа работодателей, сотрудничающих с Центром занятости населения г. Таганрога, и соискателей, как следствие, увеличится количество закрываемых вакансий. Произойдут изменения на рынке труда: повысится его регулируемость, работники и работодатели будут сотрудничать в поле деятельности ЦЗН, что, в свою очередь, позволит своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и снижать уровень его напряженности.

Таким образом, автоматизация и оптимизация процесса взаимодействия повысит профессионализм работников ЦЗН и эффективность его работы, сэкономит время работодателя, соискателя и сотрудника СЗН, а также повысит качество предоставляемых услуг. Исследование выполнено при финансовой поддержке ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» в рамках научно-исследовательского проекта №18-01 «Повышение эффективности и результативности государственного и муниципального управления».

Руководитель проекта: канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры управления Е.В.

Корниенко. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Кашепов А. Экономика и занятость/ А.

Кашепов. — М., 1999. 2. Никифорова А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.

Никифорова. — М., 1991. 3. Рынок труда и доходы населения: учебное пособие / под ред.

Н. Волгина. — М., 1999. 4. Котляр А. О понятии рынка труда/ А. Котляр // Вопросы экономики.

— 1998. — № 1. © Елена Викторовна Корниенко, 2018 © Екатерина Олеговна Сулоева, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2018

С работой помогут

Сейчас в России реализуется нацпроект по повышению производительности труда и поддержке занятости. Согласно ему власти должны стимулировать внедрение передовых управленческих, организационных и технологических решений на предприятиях, сократить нормативно-правовые и административные ограничения, внедрить цифровые решения в сферах госуправления и оказания госуслуг.При этом службы занятости населения не изменились с момента перехода из федерального подчинения к региональному. Они выступают формальными посредниками между людьми, оставшимися без работы, и работодателями.

А это уже не соответствует современному этапу развития страны и поставленным задачам, говорится в пояснительной записке к документу.

И опрос получателей их услуг, проведенный в апреле, показал, что только половина физических и юридических лиц удовлетворена их работой.Модернизация уже началась в пилотных регионах. Для этого на федеральном уровне были разработаны единые требования к организации деятельности центров занятости страны и методическое сопровождение их внедрения.Как пояснили «РГ» в Роструде, работа служб занятости будет перестроена по принципу бережливого производства — минимум бюрократической работы, максимум времени — помощь соискателям и работодателям.

Работа будет переориентирована с процесса оказания отдельных услуг на решение комплекса проблем в соответствии с жизненной ситуацией.Служба занятости должна превратиться в основной источник информации о ситуации на рынке труда, распределении трудовых ресурсов в регионах.

Она должна научиться прогнозировать и анализировать, какие профессии и компетенции будут наиболее востребованы в ближайшее время, чтобы переобучать людей, исходя из реальных запросов рынка труда.В этом году «пилоты» начались в 16 регионах, там создано 20 «пробных» центров занятости. В 2022 году предполагается участие уже 41 региона.

В 2022 году — 61 субъекта, в 2022 году — 73.Развитие службы занятости потребует аудита выявленных проблем, внедрения практик бережливого производства (оценки трудоемкости рабочих процессов и временных затрат, зонирования помещений и маршрутов передвижения клиентских потоков), а также проведения социологических опросов для оценки удовлетворенности соискателей и работодателей качеством оказываемых услуг. Для этого нужен «проектный офис» развития службы занятости, уточняется в пояснительной записке к документу.