Корректировка для рекреационных

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 ноября 2021 г. N 908 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»


В соответствии с Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 31, ст. 5028) и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.

6586; 2021, N 42, ст. 6635), приказываю: 1.

Утвердить Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности согласно к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Кобылкин Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2021 г.

Регистрационный N 61307 Утверждены Минприроды Россииот 09.11.2021 N 908 Правилаиспользования лесов для осуществления рекреационной деятельности I. Общие положения 1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее — Правила) разработаны в соответствии со Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.
Общие положения 1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее — Правила) разработаны в соответствии со Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 31, ст. 5028) (далее — Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности.

2. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду .

3. Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.

Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. В случае, если виды рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях в соответствии с Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, противоречат требованиям настоящих Правил, такие виды деятельности на землях лесного фонда не допускаются.

4. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты .

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в случае невозможности соблюдения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускается. 5. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Размещение таких некапитальных строений и сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками.

6. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. II. Права и обязанности лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности 7. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: а) использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги ; в) возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществлять их благоустройство .

Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций; г) возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности ; д) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. 8. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: а) составлять проект освоения лесов ; б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; д) подавать ежегодно лесную декларацию ; е) представлять отчет об использовании лесов ; ж) представлять отчет об охране лесов от пожаров ; з) представлять отчет о защите лесов ; и) представлять отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении ; к) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке ; л) соблюдать меры санитарной безопасности в лесах ; м) осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов ; н) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов ; о) после прекращения действия договора аренды лесного участка или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования; п) представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр ; р) выполнять иные обязанности, предусмотренные Российской Федерации.

—————————— 1 Лесного кодекса. 2 Лесного кодекса. 3 Лесного кодекса.

4 Лесного кодекса. 5 Лесного кодекса. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5135). 7 и Лесного кодекса.

8 Лесного кодекса. 9 Лесного кодекса. 10 Лесного кодекса. 11 Лесного кодекса. 12 Лесного кодекса. 13 Лесного кодекса.

14 Лесного кодекса. 15 Лесного кодекса.

16 Лесного кодекса. 17 Лесного кодекса.

18 Лесного кодекса. 19 Лесного кодекса.

Для рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное пользование, другим лицам — в аренду. На них должны сохраняться природные ландшафты, объекты животного и растительного мира.

В целях организации отдыха, туризма и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут в т.

ч. организовывать туристические станции, тропы и трассы, проводить пешеходные, велосипедные и конные прогулки. На участках, не занятых деревьями и кустарниками, допускается возведение некапитальных строений. При невозможности охраны редких растений, занесенных в Красную книгу, использование лесов для указанной деятельности не допускается.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2021 г.

Регистрационный N 61307 с 1 января 2021 г.

и действует до 1 января 2027 г.

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2021 г. N 0001202012080066

Земли рекреационного назначения: какие ЗУ относятся к этой категории, что можно строить, как получить в аренду участок лесного фонда на осуществление деятельности?

» Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения. Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  1. способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  2. повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.
  3. повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  4. развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт.

Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень. Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря.

дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Земельный кодекс РФ правильно отражает понятие «земли рекреационного назначения», поскольку рекреация — это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения; домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и др.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются. Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов.

Так, Лесной кодекс РФ разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ одним из видов лесопользования. Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 50 Водного кодекса РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда. К землям рекреационного назначения Земельный кодекс РФ относит также земли пригородных зеленых зон, что вполне оправданно.

В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает, как о том сказано в Градостроительном кодексе РФ, земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны.

Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Помимо сказанного, Градостроительный кодекс РФ предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.
Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно несвязанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий.

Земельный кодекс РФ к ним относит следующие земли (ст. 99):

  • объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия);
  • достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  • военных и гражданских захоронений.

Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим. Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению.

Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.

Поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации.

Они несут ответственность за их сохранность.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны.

В пределах охранных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ без соответствующего разрешения органов охраны памятников. Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.
Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 3К РФ). Согласно Закону РСФСР «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, памятниками природы или культуры.

Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст.

33). На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293) Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением.

Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования (ст.

16 Федерального закона

«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

). Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:

  1. мест массового отдыха граждан;
  2. физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  3. туризма;
  4. спортивной деятельности.

Относятся к особо охраняемым зонам.

Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке.

Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.

Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.

В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления.

Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.
К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке. Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Земли, предназначенные для рекреационного пользования, являются для собственников (независимо от того, государственная ли это организация или частная) крупным источником дохода. Для пользователей эти места также имеют большое значение, но не в финансовом плане.

В любом случае в интересах как одних, так и других сделать рекреационную территорию качественной и безопасной. Для этого в российском законодательстве существуют две статьи:

  • Ст. 98 ЗК РФ (с прилагающимися к ней комментариями) – регламентирует состав и использование земель. А именно:
  1. собственники рекреационных земель могут передавать возможность использовать их другим лицам на основе права ограниченного пользования чужими землями — сервитута.
  2. в такой вид собственности входят физкультурно-оздоровительные комплексы, пансионаты, санатории, парки, лагеря для детей и прочие аналогичные объекты;
  • Ст.

    8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование рекреационных участков не по предусмотренному законом назначению.

    Наказание за такое правонарушение – штраф в размере от одного до пяти процентов кадастровой стоимости участка. Но при условии, если размер штрафных процентов превышает десять тысяч рублей.

    Кроме того, за отсутствие должного ухода за землями и содержания построек в пригодном для пользования виде также предусматривается денежное взыскание в размере от двадцати до четырёхсот тысяч рублей, в зависимости от того, кто совершил правонарушение: физическое или юридическое лицо.

Важно знать! Участки, предназначение которых заключается в рекреационном использования и переданные другому лицу по праву сервитута, по закону не могут быть изъяты у первоначального владельца. Норма регулируется третьим пунктом 98 статьи Зем.Кодекса.

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению.

Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований.

На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли.

Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы. Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин «сервитут«. Он означает ограниченное право использования.

  1. Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  2. Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам.

Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои). Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:

  • особо ценные, уникальные массивы.
  • историко-культурного назначения;
  • природоохранного назначения;

Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.

Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту. Участки могут располагаться:

  1. вблизи озёр и иных водоёмов, на побережье моря;
  2. в горной местности;
  3. в лесной зоне.

Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям.

Земли должны быть пригодны для нижеследующего:

  • туристских парков;
  • туристических и спортивных баз;
  • лыжных и гоночных трасс;
  • обустройства стационарных и палаточных лагерей;
  • домов рыболова (охотника);
  • детских лагерей отдыха и т.п.
  • строительства санаториев и пансионатов;
  • кемпингов;
  • учебно-туристических троп;
  • детских туристических лагерей;
  • спортивных лагерей;
  • объектов физической культуры, спорта;

Зоны должны выделяться в отдалении от земель промышленности и специального назначения.

Ещё одна особенная категория – это земли историко-культурного назначения и природоохранного рекреационного. Они, как и рекреационные, относятся к особо охраняемым территориям. В эту категорию включены:

  1. различные достопримечательности, чьё значение подтверждено (самый дорогой ночной клуб города к достопримечательностям в этом плане не относится);
  2. всевозможные исторические постройки, в том числе найденные посредством археологических изысканий;
  3. поселения, где в первозданном виде сохранились различные ремёсла, производство, промыслы (национальное рукоделие и прочее);
  4. захоронения (военные и гражданские).

У таких земель невозможно изменить их целевое назначение.

Соответственно, запрещается и нецелевое использование. На таких землях устанавливаются особые охранные режимы.

Любое строительство и прочее хозяйствование поблизости от зон с объектами историко-культурного назначения должны сопровождаться комплексом согласованных охранных мероприятий. Ещё одна особенность: такие земли не изымаются у собственников, если только не имеет место какой-либо исключительный случай. Согласно п. 1 ст. 7 (далее — ЗК РФ), все земли Российской Федерации делятся в соответствии с их целевым назначением на семь категорий.

Это позволяет определить правовые режимы территорий и установить рамки разрешенного использования, в пределах которых должен эксплуатироваться участок.

Например, запрещено строить жилые дома на территориях сельскохозяйственного назначения. Итак, принято выделять земли:

  • Лесного фонда.
  • Специального назначения: промышленные участки, территории для движения транспорта, для обеспечения космической деятельности и иные.
  • Особо охраняемых территорий и объектов.
  • Водного фонда.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Населенных пунктов.
  • Запаса.

Земли рекреационного назначения относятся к категории земель населенных пунктов. Одновременно градостроительный регламент в границах населенных участков предусматривает наличие жилых, общественно-деловых, инженерных и транспортных, а также иных зон.

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса.

Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон.

Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств. По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет.

За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Рекреационные территории естественного происхождения – озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны – это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища.

Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом.

Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе. Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха.

Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи – основа безопасного отдыха на воде. Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции.

Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  1. Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  2. Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.
  3. Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон. Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха.

Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно.

Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников.

А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты. Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк.

Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем.

Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку.

А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема – единственный способ спасти его от уничтожения.

В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе – задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.