Как сдается налог на имущество в 2021 году

Как сдается налог на имущество в 2021 году

Алексей Лащёнов рассказал об основных изменениях по налогу на имущество организаций с 2021 года


Дата публикации: 09.02.2021 09:30 Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный , налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов. Также в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст.

378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

  1. внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;
  2. корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется . Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2021 года и не могут . Также начиная с за налоговый период 2021 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.

Подробнее с изменениями по налогу на имущество организаций можно ознакомиться в статье начальника Управления налогообложения имущества ФНС России Алексея Лащёнова

«Региональные имущественные налоги: новеллы 2021 года»

», журнал «» № 2/2021. Поделиться:

Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

Налог на имущество обязателен для организаций на ОСНО, у которых есть на балансе , а также для «упрощенцев», имущество которых попадает в перечень и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Налоговый период имущественного налога — 1 год. Каждый квартал вносятся авансовые платежи по налогу. Отчетные периоды зависят от налоговой базы.

Для среднегодовой стоимости — это первый квартал, полгода и девять месяцев. Для кадастровой — первый, второй и третий квартал.

Разница в том, что в первом случае налог рассчитывается нарастающим итогом, а во втором — поквартально. В статье расскажем о расчете налога в 2021 году.

Согласно статье , размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%.

Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений. Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье .

Точные сроки уплаты в федеральном законодательстве отсутствуют.

Регионы решают сами, когда вам платить налог на имущество (). Если в региональном законе не предусмотрено иное, организация перечисляет авансовые платежи в течение налогового периода. Как правило, последний срок уплаты аванса по налогу — 30 число месяца, следующего после отчетного квартала.

Но уточните актуальный срок в своем регионе.

  1. Расчет за 6 месяцев — 30 июля 2021;
  2. Расчет за первый квартал — 30 апреля 2021;
  3. Расчет за 9 месяцев — 1 ноября 2021.

Четыре квартала года составляют налоговый период по налогу на имущество. Поэтому за 4 квартал нужно сдать декларацию в сроки, установленные законодательством субъекта, но не позднее 30 марта.

С 2021 года отменена обязанность по сдаче налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также появляется возможность сдать единую налоговую отчетность по налогу. Налогоплательщик, который состоит на учете в разных ИФНС по месту нахождения своих объектов недвижимости в одном субъекте РФ, сможет отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.

Налоговый орган субъекта нужно уведомить о своем решении до 1 марта. В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из :

  1. нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  2. недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  3. административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства
  5. различные торговые центры вместе с помещениями;

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе.

Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости.

По объектам, перечисленным в пп.

4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом.

Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости. Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» Система рассчитает налог, подготовит платежку

«Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно.

И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы.

Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем.

Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам».

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл. В 2021 году уточнили порядок расчета налога на имущество, когда меняется кадастровая стоимость недвижимости. По стандартным правилам изменение кадастровой стоимости не повлияет на расчет налога в текущем и прошлых периодах (п. 15 ст. НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают: 1.

15 ст. НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают: 1. Кадастровая стоимость изменилась задним числом, то есть до начала текущего или истекшего налогового периода. Даты начала применения измененной кадастровой стоимости в разных случаях перечислены в ст.

18 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Например, такое может быть, если индекс недвижимости снизился более чем на 30 %. 2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной.

Для расчета налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости. С 1 января 2021 года для организаций отменен налог на движимое имущество ().

Даже в том случае, если регион не подтвердил право на льготу. В 2021 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом.

Однако сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе как ОС, теперь нужно отражать в разделе 4 декларации по налогу на имущество. Это связано с тем, что в основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы включили проработку возврата обложения движимого имущества налогом. Власти обещают снизить ставки, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не выросла.

Кроме того, обложение движимого имущества поможет избежать многочисленных споров по категории объектов.

Легко платите налоги и сдавайте отчеты онлайн через Контур.Бухгалтерию Каждый квартал авансы по этому налогу должны уплатить все организации, у которых на балансе имеется подлежащее налогообложению недвижимое имущество. Если иное не предусмотрено региональным законодательством. Стоимость имущества в этом случае значения не имеет, важна налоговая база.

Авансы рассчитываются по среднегодовой стоимости или стоимости по кадастру.

Попробуем рассчитать аванс исходя из данных по среднегодовой стоимости.

Вычисляем среднюю стоимость имущества за год. Это будет авансовая налоговая база.

Стоимость средняя = (Сумма остаточных стоимостей на начала месяцев + Сумма конечных стоимостей имущества за эти месяцы и месяц после / (количество месяцев в отчетном периоде + 1). Остаточная стоимость считается с учетом амортизации. Пример 1. В ООО «Ромашка» на начало года было амортизируемого имущества на 100 000 рублей.

Ежемесячная амортизация — 5 000 рублей. Соответственно каждый месяц на эту сумму уменьшалась остаточная стоимость.

К июлю 2021 года она упала до 70 000 рублей. Налоговая база = (100 000 + 95 000 + 90 000 + 85 000 + 80 000 + 75 000 + 70 000) / 7 = 85 000 рублей. Аванс за 2 квартал = (Налоговая база × Налоговая ставка) / 4 = (85 000 × 2,2%) / 4 = 467,5 рубля.

Рассчитаем аванс по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года для компании с несколькими объектами налогообложения. В этом случае для расчета нужно указать налоговую базу исходя из средней суммы остаточной стоимости за год.

Пример 2. У ООО «Лютик» есть два объекта с остаточной стоимостью на начала года в 100 и 300 тысяч рублей. Амортизация этих объектов 5 000 и 10 000 в месяц соответственно. Налоговая база = ((100 000 + 300 000) + (95 000 + 290 000) + (90 000 + 280 000) + (85 000 + 270 000) + (80 000 + 260 000) + (75 000 + 250 000) + (70 000 + 240 000) + (65 000 + 250 000) + (60 000 + 240 000) + (55 000 + 230 000))/ 10 = 276 000 рублей Аванс за 3 квартал = (276 000 × 2,2%) / 4 = 1 518 рублей.

Рассчитываем аванс по налогу на имущество за 2 квартал 2021 года исходя из кадастровой стоимости. Формула для расчета простая: Аванс = Кадастровая стоимость × Ставка налога / 4.

Подсчет упрощается тем, что кадастровая стоимость описана в госкадастре по недвижимости. Узнать ее можно в специальном , введя кадастровый номер или адрес объекта. Пример 3. Кадастровая стоимость имущества ООО «Василек» равна 1 162 000 рублей.

Аванс за 3 квартал = (1 162 000 × 2,2%) / 4 = 6 391 рублей. Юридические лица рассчитывают налог на имущество самостоятельно.

Чтобы рассчитать налог на имущество за год, нужно уменьшить платеж на авансы, перечисленные в течение года. Налоговая база рассчитывается как сумма остаточной стоимости каждого объекта на первое число месяца и последний день расчетного периода (31 декабря). Пример 4. У ООО «Гладиолус» с начала года имеется амортизируемое имущество на 1 165 000 рублей.

Ежемесячная амортизация — 8 000 рублей. Следовательно, остаточная стоимость имущества ежемесячно уменьшается на 8 000 рублей. Остаточная стоимость:

  1. 1 мая — 1 133 000 рублей
  2. 1 января —1 165 000 рублей
  3. 1 июля — 1 117 000 рублей
  4. 31 декабря — 1 069 000 рублей
  5. 1 ноября — 1 085 000 рублей
  6. 1 апреля — 1 141 000 рублей
  7. 1 декабря — 1 077 000 рублей
  8. 1 августа — 1 109 000 рублей
  9. 1 июня — 1 125 000 рублей
  10. 1 марта — 1 149 000 рублей
  11. 1 февраля — 1 157 000 рублей
  12. 1 октября — 1 093 000 рублей
  13. 1 сентября — 1 101 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000) / 4 = 1 153 000 рублей Авансовый платеж = 1 153 000 × 2,2% / 4 = 6 341,5 рубля Авансовый платеж за 6 месяцев Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000 + 1 133 000 + 1 125 000 + 1 117 000) / 7 = 1 141 000 рублей Авансовый платеж = 1 141 000 × 2,2% / 4 = 6 275,5 рубля Авансовый платеж за 9 месяцев Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 +.

+ 1 093 000) / 10 = 1 129 000 рублей Авансовый платеж = 1 129 000 × 2,2% / 4 = 6 209,5 рубля Уплата налога за год Налоговая база = (1 165 000 +. + 1 069 000) / 13 = 1 117 000 рублей Платеж по налогу за год = 1 117 000 × 2,2% — (6 341,5 + 6 275,5+ 6 209,5) = 5 747,5 рубля Оплачивайте имущественный налог и отправляйте расчеты и декларацию через интернет в онлайн-сервисе .

Избавьтесь от рутины, оплачивайте налоги и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса.

Попробуйте 14 дней бесплатной работы!

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Эксперт по налогам юридической компании Taxology 29 Декабря 2021 О значимых для юрлиц налоговых поправках, а также о тенденции неправомерной переквалификации налоговыми органами движимого имущества в недвижимое и неудачных попытках налогоплательщиков оспорить ее, что ведет к существенному увеличению их налоговой нагрузки Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах.

В результате почти все организации уплачивают имущественные налоги: земельный, транспортный и налог на имущество. В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов. Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г.
Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г.

(Читайте также: и ). В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2021 г. № 63-ФЗ. Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г.

утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2021 г.

представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2021 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2021 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога.

В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). 2. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г.

№ 374-ФЗ.

  1. Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  2. В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  3. Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  4. Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства. 1. Федеральный закон от 15 апреля 2021 г.

№ 63-ФЗ.

  1. Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  2. Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2021 г.

№ 325-ФЗ. Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз.

2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). 3. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г. № 374-ФЗ. В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено.

№ 374-ФЗ. В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации. 1. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г.

№ 374-ФЗ.

  1. В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  2. Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
  3. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  4. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров. Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2021 г.

положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г.

на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст.

130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ,

«вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»

2.

Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой. Однако налоговые органы в спорах о движимом/недвижимом характере вещей стабильно не хотят руководствоваться принципами, установленными в ст.

130 ГК РФ. Они выявляют у спорных объектов (мостов, дорог, кустовых площадок, технологического оборудования, трубопроводов всех видов и т.д.) все новые и новые косвенные признаки, приближающие даже очевидно движимые вещи к объектам недвижимости. Налоговые органы приводят в составе доводов в поддержку недвижимого характера объекта аргументы, которые сами по себе никак это не подтверждают с точки зрения положений ГК РФ: указывают на опосредованную связь основных средств с землей через эстакады и постаменты, участие объектов в едином технологическом процессе, применение по отношению к ним неверного кода ОКОФ, капитальный характер сооружений, вхождение спорных объектов в состав других, более крупных, основных средств и проч.

В то же время массово отклоняются непротиворечивые доводы налогоплательщиков о движимом характере принадлежащих им объектов основных средств, позволяющие признать их движимым имуществом на основании ст.

130 ГК РФ. Это доводы об отсутствии регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРН, о наличии справок БТИ, подтверждающих движимый характер имущества, о сборно-разборной конструкции и незначительном размере объектов, возможности их демонтажа и перемещения, разборном характере креплений спорного имущества к другим объектам, на которых оно располагается, о принятии каждого спорного объекта к учету в качестве самостоятельного основного средства в соответствии с ПБУ 6/01.

Казалось, что с принятием Верховным Судом РФ Определения от 12 июля 2021 г.

по делу № А05-879/2018 (ЗАО «Лесозавод 25») напряжение вокруг переквалификации движимого имущества в недвижимое должно сойти на нет. Ведь Суд однозначно указал, что

«определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств»

, а «необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов».

То есть Суд дал понять, что: 1) закрепленные в ст.

130 ГК РФ признаки недвижимого имущества должны быть установлены в отношении каждого отдельного объекта основных средств, а не совокупности объектов; 2) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций должен являться самостоятельный объект основных средств, принятый к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством; 3) для квалификации имущества как движимого или недвижимого не имеет правового значения факт участия спорных объектов в едином технологическом процессе, осуществление которого без них было бы невозможно. К сожалению, подход ВС РФ не нашел должного отклика в судебной практике. Сначала в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2021 г.

по делу № А29-14394/2018 (АО «Воркутауголь») появилось неоднозначное понимание критерия «ущерба назначению вещи» с упором на причинение ущерба не спорной вещи, а технологическому процессу, в котором она участвует. Затем было вынесено Постановление АС Московского округа от 23 сентября 2021 г.

по делу № А40-317545/2018 (ПАО «МОЭСК»), в котором суд для обоснования недвижимого характера спорного имущества неоднократно использовал как не имеющее отношения к делу понятие единого недвижимого комплекса, так и неприменимый в деле Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 августа 2007 г.

№ 295

«О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса»

. В начале октября Арбитражный суд г.

Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 (ООО «Газпромнефть-Хантос») по вопросу переквалификации движимого имущества, кустов скважин, в недвижимое в целях применения льготы в порядке п.

25 ст. 381 НК РФ. Суд ошибочно приравнял объекты, квалифицированные по ОКОФ в качестве сооружений, к недвижимому имуществу без достаточных на то оснований. На это дело стоит обратить особое внимание, поскольку в нем суд предложил неоднозначную трактовку позиции ВС РФ по делу ЗАО «Лесозавод 25». В частности, по мнению суда, ВС РФ дал однозначные указания о том, что объекты, квалифицированные в качестве оборудования, по общему правилу, необходимо относить к движимому имуществу, а объекты, квалифицированные в качестве сооружений, – к недвижимому.

В результате, установив, что согласно ОС-1 налогоплательщик присвоил спорным объектам коды ОКОФ, относящиеся к разделу «Сооружения», суд в удовлетворении его требований отказал, считая при этом, что его позиция полностью согласуется с позицией Верховного Суда. Между строк читается явная судебная ошибка.

В указанном определении ВС РФ, вопреки мнению суда, подобная «презумпция» отсутствует. Судебный акт не содержит прямого указания на то, что объекты ОС, классифицированные в качестве сооружений по ОКОФ, безусловно являются объектами недвижимости. ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п.
ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.

Поэтому анализ спорного имущества при определении его движимого/недвижимого характера должен производиться не только через призму ОКОФ, но и с учетом норм гражданского законодательства, в том числе положений ст.

130 ГК РФ. По результатам проведения подобного анализа становится ясно, что наличие кода ОКОФ, отнесенного к разделу «Сооружения», не может служить безусловным основанием для квалификации спорных объектов в качестве недвижимого имущества, если отсутствуют доказательства наличия у них предусмотренных ст. 130 ГК РФ признаков: прочной связи с землей и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

На этом неудачные попытки налогоплательщиков оспорить неправомерную переквалификацию движимого имущества в недвижимое не закончились. 26 июля 2021 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (дело № А40-318087/2019).

Суд использовал «классические» доводы о капитальном характере трубопроводов, вхождении их в единый технологический процесс, уникальности трубопроводов как объекта строительства и невозможности их перемещения в пространстве со ссылкой на упомянутое определение ВС РФ. Кроме того, как и в деле ООО «Газпромнефть-Хантос», суд указал, что приведенные в этом определении выводы «подтверждают, что в целях налогообложения налогом на имущество организаций спорные объекты, являющиеся сооружениями, подлежат квалификации именно в качестве недвижимого имущества». Вереница подобных дел демонстрирует усилившиеся в последние месяцы негативные тенденции в вопросах налогообложения «движимой недвижимости».

Ее разбавляют лишь единичные успехи налогоплательщиков. Например, в деле № А05П-703/2019 (ООО «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”») Арбитражный суд Архангельской области признал движимым имуществом высоковольтные линии электропередачи, автомобильные дороги, площадки кустов, воздушные линии и трубопроводы.

Поэтому открытым остается вопрос о том, как проводить классификацию движимого и недвижимого имущества, какие критерии для этого избрать.

Законодатель, выводя движимое имущество из-под налогообложения, не установил в НК РФ такие критерии, а те, что указаны в ст.

130 ГК РФ, в судебной практике почти не работают. В судебных тяжбах позиции налоговых органов и налогоплательщиков чаще подкрепляются выводами строительной экспертизы, о неприменимости которых при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого ВС РФ в своем определении высказался однозначно: необходимость взимания налога не должна зависеть от оценочных суждений экспертов. Правоприменители оказались в интеллектуальном тупике.

Об этом свидетельствуют и необычные законодательные инициативы. Например, показателен , в котором предлагается признать движимым имуществом кабели связи вне зависимости от места их размещения и способа прокладки. Наблюдается очевидный парадокс: налогоплательщиков волнует судьба их движимого имущества, они ищут пути для верной и понятной квалификации принадлежащих им объектов основных средств, будь то в судебном порядке или через законодательные инициативы, в то время как законодатель, судя по объему текущих поправок в гл.

30 НК РФ, предпочитает оставаться в стороне от разрешения проблемы.

В таких обстоятельствах остается неясным, нужно ли сохранять в НК РФ спорную льготу в отношении движимого имущества или же лучше выбрать альтернативный вариант: «стабильность» в условиях «без льгот», но с умеренной ставкой налога. Компромисс может устроить как государство, так и налогоплательщиков, которые устали от неопределенности обложения налогом «движимой недвижимости».

Однако пока позитивные веяния в этой сфере разглядеть сложно.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера.

Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые. Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации.

Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется. 1 Письмо ФНС России от 31 октября 2021 г.

№ БС-4-21/[email protected]

«Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу»

. 2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25

«О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ»

.

Какие документы сотрудник при устройстве на работу обязан предоставить, а какие – нет?

И как работодателю и дистанционному работнику обмениваться документами? Если доходы малоимущей семьи, получавшей пособие на детей до 3 лет, остаются низкими, она вправе рассчитывать на выплаты до достижения ими 7 лет. С 2021 г. размер этих выплат может составлять 50%, 75% и 100% регионального прожиточного минимума.

Но при назначении пособия будут учитываться не только доходы семьи (а они обязательно должны быть), но и ее имущество Что важно учесть работодателям, принимающим на работу иностранных граждан, чтобы не пришлось платить штрафы в размере 800 тысяч рублей?

Новая форма декларации по налогу на имущество за 2021 год. Что учесть и как заполнить

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.

Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway

Выпуск № 31 14 сентября 2021 В 2021 году государство освободило пострадавшие субъекты МСП от уплаты налога на имущество за II квартал 2021 года и перенесло сроки уплаты авансов. У бухгалтеров сразу появились вопросы: как заполнять в декларации расчет авансовых платежей, какую категорию налогоплательщика указывать, какая из налоговых льгот подойдет.

Все эти вопросы закрывает новая форма декларации, которую нужно сдать по итогам 2021 года.

В 2021 году сдаём декларацию по налогу на имущество организаций за 2021 год на новом бланке. Форма по КНД 1152026 утверждена Приказом ФНС России в ред. Приказа ФНС от 09.12.2021 № Если организация освобождена от платежей по налогу на имущество за II квартал, но сдаёт декларацию в 2021 году при ликвидации или реорганизации, нужно применять старую форму (Приказ ФНС России ).

Мы рассказывали, . Срок сдачи декларации по налогу на имущество — не позднее 30 марта 2021 года. В общем случае сдаём годовую декларацию в инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. НК РФ). Узнать адрес и реквизиты налоговой можно на .

  1. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета, в свою межрегиональную (межрайонную) инспекцию, но с КПП и кодом налогового органа по месту нахождения имущества.
  2. Если у компании есть обособленное подразделение и на его балансе находится облагаемое налогом имущество, то декларация сдаётся в инспекцию, где зарегистрировано подразделение. В декларации указывается ОКТМО местности, где находится подразделение.
  3. Если недвижимость располагается не там, где находятся головной офис и подразделения с выделенными отдельными балансами, то по местонахождению такой недвижимости сдаются отдельные отчеты. В отчетах отражается ОКТМО по месту нахождения недвижимости.

По объектам недвижимости, которые расположены на территориях, подведомственным разным налоговым органам, можно сдавать единую декларацию.

Инспекцию выберите самостоятельно. Для этого нужно до 1 марта года, в котором будет сдана декларация, подать Уведомление по форме (Приказ ФНС РФ ). Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость.

Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  1. передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  2. внесена в совместную деятельность;
  3. получена вами как управляющей компанией ПИФ.
  4. недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  5. получена по концессионному соглашению;

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость. Объектом налогообложения не является любое движимое имущество, а также недвижимость вроде земли и водоёмов, перечисленная в п. 4 ст. НК РФ. Не облагаем налогом, но отражаем в декларации как льготное:

  1. имущество протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, управляющих компаний и участников проекта «Сколково», ИНТЦ, участников, резидентов или управляющих особых экономических зон;
  2. федеральные автодороги, вновь вводимая энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов
  3. имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, фармацевтических или общественных организаций инвалидов;

Полный список федеральных льгот — в ст.

НК РФ. Каждый регион может самостоятельно решать, какие льготы вводить на своей территории, кто и по какому имуществу сможет их применять (ст. НК РФ). Чтобы узнать, какие льготы действуют в вашем регионе, обратитесь в инспекцию или посмотрите на официальном .

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  1. Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.
  2. Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  3. Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  4. Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4. Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  • Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  • Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Для декларации по налогу на имущество за 2021 год утверждена новая форма (Приказ ФНС России ).

Этим же приказом ФНС обновила порядок заполнения и электронный формат декларации. Строка 005 «Признак налогоплательщика».

Нужно проставить код от 1 до 3:

  1. «1» — если организация платит авансовые платежи позже на основании постановления Правительства ;
  2. «3» — если организация платит авансы вовремя.
  3. «2» — если организация платит авансовые платежи позже на основании региональных законов;

Строка 007 «Признак СЗПК». Это строка только для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Поставьте один из кодов:

  1. «2», если объекты недвижимости не связаны с СЗПК.
  2. «1», если налог (авансовые платежи) рассчитан по объектам недвижимости, связанным с исполнением СЗПК;

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  1. 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  2. 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.
  3. 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  4. 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя.

Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2. С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе.

Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4

«Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств»

.

Его надо заполнить уже в декларации за 2021 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения.

Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки. Новые контрольные соотношения к декларации по налогу на имущество за 2021 год утверждены письмом ФНС России .

Основное внутридокументное соотношение осталось прежним.

Сумма налога, исчисленная к уплате по итогам налогового периода и отраженная в строке 021 раздела 1, должна быть равна сумме значений, указанных в строках 260 всех разделов 2 и в строках 130 всех разделов 3, имеющих соответствующие коды по ОКТМО и КБК и соответствующий признак по строке 002.

Его нарушение говорит о том, что сумма налога к уплате исчислена неправильно. Все изменения касаются новых кодов льгот и имущества. Вот все обновленные контрольные соотношения:

  • Быть равной нулю, если льгота (ст. 120) превысила сумму налога за период (ст. 100).
  • Если соотношение нарушено, то исчисленная сумма налога к уплате за налоговый период завышена или занижена.
  • Если в строке 230 раздела 2 указан один из новых кодов федеральных и региональных налоговых льгот, введенных в связи с коронавирусом, то сумма налоговой льготы в строке 240 не должна быть меньше или равна нулю. Нарушение этого соотношения говорит о завышении суммы налога.
  • Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ст. 130), должна соответствовать одному из следующих вариантов:
    • Быть равной разнице между суммой налога за налоговый период (ст. 100) и суммой налоговой льготы (ст. 120), если сумма налога больше льготы.
    • Быть равной нулю, если льгота (ст. 120) превысила сумму налога за период (ст. 100).
    • Если соотношение нарушено, то исчисленная сумма налога к уплате за налоговый период завышена или занижена.
  • Быть равной разнице между суммой налога за налоговый период (ст.

    100) и суммой налоговой льготы (ст.

    120), если сумма налога больше льготы.

  • Если в строке 001 раздела 2 указан один из следующих кодов имущества: 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 или 14, то есть два варианта: Сумма налога за налоговый период (ст.

    220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст.

    240) ≥ 0. В этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) должна быть равна разнице строк 220 и 240.

    Сумма налога за налоговый период (ст.

    220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст.

    240) < 0. в этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) равна нулю. нарушение этого соотношения говорит о завышении или занижении суммы налога к уплате.>

  • Если в строке 110 раздела 3 указан один из новых кодов коронавирусных льгот по налогу, то сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога к уплате (ст.

    120) не может быть равна нулю. Если соотношение нарушено, сумма налога к уплате оказалась завышена.

  • Код налоговой льготы, указанный в строке 110, должен совпадать с одним из следующих значений: «2012500», «2010501», «2010502», «2010503», «2010504», «2010505», «2010506», «2010507», «2010508».

    Если он отличается, то указан неправильно.

Подписаться × СЧ Султангерей Чапанов 2018 год вообще-то 0 Ответить И Ирина Если предоставляются декларации по месту нахождения имущества недвижимости с одним КПП в разные ФНС, а в головную налоговую декларация не предоставляется из-за отсутствия недвижимости, в какой декларации заполнять раздел 4 и как в 1С заполнить раздел 4? 1 Ответить Т Татьяна Подскажите пожалуйста, если в организации нет собственной недвижимости, но есть основное средство-транспорт . сдается ли при этом декларация по налогу на прибыль?

10 Ответить А Анна Татьяна, нет, нужно подавать только на недвижимое имущество 0 Ответить А Алекс , а как же 4 раздел?

0 Ответить Т Татьяна Подскажите пожалуйста формулу расчета среднегодовой стоимости основного средства, если оно принято к учету 30.04.

спасибо. 1 Ответить ИП Игорь Палагин Подскажите пожалуйста, во время проверки декларации по налогу на имущество вышло предупреждение:

«Для кодов ОКТМО ‘07701000000’ и КБК ‘18210602010021000110’ при заполнении Раздела 2 следует отразить сведения об объектах недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как среднегодовая стоимость в Разделе 2.1.»

. у нас в декларации отражена среднегодовая стоимость движимого имущества.