Изъятие из хозяйственного ведения имущества

Изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия


» Уголовное право Органами Росреестра в ряде случаев производится государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения при изъятии имущества по решению собственника или при отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения. Однако судебная практика считает, что изъятие имущества собственником или добровольный отказ предприятия от права хозяйственного ведения недопустимы.В свою очередь, одним из оснований прекращения права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и иными правовыми актами для прекращения права собственности.В соответствии с ч.2 ст.Что понимается под передачей имущества унитарному предприятию в ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

не сказано.Существует мнение, что по своей правовой природе передача является сделкой (договором), которая может быть признана недействительной Скловский К.И.Применение гражданского законодательства о собственности и владении.Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного объединения, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования.Объекты права хозяйственного ведения — сами предприятия, как имущественные комплексы; входящее в состав этих комплексов имущество, предназначенное для деятельности предприятий (здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, требования, долги, права на обозначение (индивидуализируют предприятие, его продукцию работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права))).и право оперативного управления не относятся к категории классических вещных прав.Существующие сегодня нормы обладают значительно суженным объемом в сравнении с их прототипами.

Таким образом, ограничивается возможность злоупотребления экономической свободой.принадлежит только унитарным и государственным предприятиям.Объектом их может являться не только недвижимость, но и любые иные вещи, которые необходимы для совершения деятельности субъектов. распространяется только на муниципальное либо государственное имущество. Закрепление состава имущества осуществляется в порядке, который устанавливается собственником.— государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.В соответствии с п.2 ст.216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п.2 ст.209 ГК).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие (субъекты). которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.1.Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.2.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.3.Источник: http://pravo-38.ru/prekraschenie-prava-hozjajstvennogo-vedenija-76633/Вместе с тем права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлены ст.

295 ГК РФ. Данная норма не содержит прав собственника на изъятие имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г.N 83-ФЗ Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
295 ГК РФ. Данная норма не содержит прав собственника на изъятие имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г.N 83-ФЗ Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления См.Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ 1.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.Федеральным законом от 8 мая 2010 г.Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях: — принимает решение о создании унитарного предприятия; — определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; — определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; — утверждает унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции; — принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия; — формирует уставный фонд муниципального предприятия; — назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; — согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора; — утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия; — дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; — осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; — утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; — дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; — дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; — дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок; — принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.Собственник имущества ГУПа вправе истребовать его имущество из чужого незаконного владения. Следует также иметь в виду что согласно собственник имущества ГУПа вправе предъявить к руководителю ГУПа иск о возмещении убытков, причиненных ГУПу.Наряду с изложенным следует отметить, что полномочия собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение ГУПу, также довольно ограничены.Как указано в со ссылкой на ,

«действующим законодательством не предусмотрена возможность изъятия собственником у предприятия закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества без ликвидации или реорганизации предприятия»

.

То, что это указание сделано до вступления в силу , сути дела не меняет, ибо этот не наделяет собственника правом изымать имущество, закрепленное за ГУПом на праве хозяйственного ведения (на условиях изъятие возможно, но только у казенного предприятия, т.е. у унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления)1136 юристов сейчас на сайте Муниципальное унитарное предприятие получило от муниципалитета капитальное здание и владеет им на праве хозяйственного ведения.Данное право зарегистрировано рег.

палатой. Собственником хдания является муниципалитет.На сегодня стоит вопрос : как передать здание обратно муниципалитету.30 Июня 2021, 13:42, вопрос №1683067 Нагаев Андрей, г. Снежинск Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь: Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линию для Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (1)

  1. Юрист, г. Санкт-ПетербургОбщаться в чате Согласно п. 3 ст. 299 ГК ФПраво хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим кодексом,прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Основания прекращения права собственности установлены статьей 235 ГК РФ, согласно которой одним из оснований для прекращения являетсяотказ собственника от права собственности. Таким образом, МУП может отказаться от права хозяйственного ведения, но при этом необходимо учитывать положения статьи 18 федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», согласно которой распорядиться имуществом, в том числе, прекратить право на имущество (отказаться от него), можно только при условии, что прекращение права не лишит предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия, и для осуществления которых имущество было передано МУП и закреплено за МУП на праве хоз.ведения. Обратитесь с соответствующим ходатайством к своему собственнику. Основания законные есть. 30 Июня 2021, 14:41 Ответ юриста был полезен? + 1 — 0

Похожие вопросы

  1. 05 Декабря 2012, 18:18, вопрос №29530
  2. 20 Марта 2015, 19:16, вопрос №770401
  3. 09 Июня 2015, 09:12, вопрос №865644
  4. 21 Сентября 2021, 11:42, вопрос №1383794
  5. 15 Марта 2021, 06:52, вопрос №1571728

Смотрите такжеС момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.Следовательно, в силу п.

Рекомендуем прочесть:  Мужчина ушел к другой надолго ли

4 ст. 35 Закона N 161-ФЗ, п. 4 ст. 216, ст.305 ГК РФ ликвидационная комиссия вправе обратиться в суд с целью защиты прав МУПа до введения процедуры банкротства (п.Полномочия собственника в отношении имущества, находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, установлены федеральным законодательством.Инфо Право изымать имущество из хозяйственного ведения у собственника отсутствует.Запрет на изъятие имущества подтверждается правовыми позициями высших судов.При этом суды указывают, что собственник, передавший во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться им независимо от того, было ли согласно предприятие на такое изъятие.В то же время есть примеры правовых актов, которые предусматривают возможность собственника изъять имущество из хозяйственного ведения.Источник: http://ros-trud.ru/izjatie-imuschestva-iz-hozjajstvennogo-vedenija-unitarnogo-predprijatija-67493/Пунктом 40 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года № 6/8

«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

установлено, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Абзацем 3 п.Изъять безнаказанно ГК РФ, в соответствии с которой вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Кодекса. Это по сути означает, что унитарные предприятия пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.Порядок изъятия имуществаиз хозяйственного ведения унитарных предприятийРешение вопроса о порядке изъятия имущества собственником из хозяйственного ведения унитарного предприятия тесно связано с определением порядка отказа соответствующим предприятием от права хозяйственного ведения на данное имущество.Исходя из смысла норм ст.
305 Кодекса. Это по сути означает, что унитарные предприятия пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.Порядок изъятия имуществаиз хозяйственного ведения унитарных предприятийРешение вопроса о порядке изъятия имущества собственником из хозяйственного ведения унитарного предприятия тесно связано с определением порядка отказа соответствующим предприятием от права хозяйственного ведения на данное имущество.Исходя из смысла норм ст.

236 и п.Так, например, в соответствии с пунктом 40 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ No 6/8

«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

, «при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными».Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. Юридические лица создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах.

Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с оперативным управлением), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  1. Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.
  2. Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  3. К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  1. Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  2. Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория.

Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст.

113,114,115, прежде всего это:

  • Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.
  • Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  • Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  • Сохраняется право учредителей имущество.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны.

В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки.

В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов.

Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  1. Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  2. Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  3. При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  1. В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  2. Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником.

Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  1. Направления использования получаемых прибылей.
  2. Структура его органов.
  3. Солидарные цели предметов деятельности.
  4. Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.
  5. Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий.

Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины.

Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры.

Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п.

7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности.
7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности.

Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями.

При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм. При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона. Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия.

Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления.

Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  • Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  • Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.
  • Затраты предприятия на проведение продажи.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.Источник: http://km-tt.ru/kommercheskoe-pravo-apelljacija-2019/yuridicheskie-litsa-vozrazhenie/vidy-subektov-reglament/unitarnoe-predpriyatie-na-prave-hozyajstvennogo-vedeniya-deklaracija/Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  1. Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.
  2. Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  3. К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.

Согласно ст.

114 ГК России разновидностей УП две.

  1. Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.
  2. Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  1. Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления.

    Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.

  2. Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  3. При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  1. Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.
  2. В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. 3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов. По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи.

В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст.

242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст.

240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника. Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы.

Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.

3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст.

242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст.

240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.
Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

4. Специальное основание прекращения права — правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п.

2 ст. 296 ГК). «…Судами было установлено, — говорится в одном из определений ВАС РФ, — что помещения площадью 386,2 кв.

метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению» .

——————————— Определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. N 9333/09. Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой.

Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г.

Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям:

«…муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества»

.

——————————— Определение ВАС РФ от 13 февраля 2008 г.

N 1399/08. Навигация по записям © 2021—2021 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

Арест имущества находящегося в хозяйственном ведении

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требований временного управляющего о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на индивидуально определенное имущество, изъятое из хозяйственного ведения должника (недвижимое имущество, автотранспорт и спецтехника, а также иное согласно перечню), а также о запрещении администрации муниципального образования и иным лицам совершать любые действия, направленные на изъятие имущества и имущественных прав, находящихся в хозяйственном ведении должника, без письменного согласия временного управляющего, отметил, что по смыслу пункта 2 статьи 64 во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 63 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ о банкротстве запрещено любым лицам совершать действия, направленные на изъятие имущества и имущественных прав, находящихся в хозяйственном ведении (собственности) должника, в связи с чем принятие данной обеспечительной меры необоснованно, так как указанные ограничения установлены Федеральным законом N 127-ФЗ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд указал, что обеспечительный арест может быть наложен на любое имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

При этом, по мнению суда, сославшегося на п. 2 ст. 129 ГК РФ, исключение составляют объекты, ограниченные в обороте, так как на такое имущество в силу закона не может быть обращено взыскание, а потому утрачивается весь смысл данного исполнительного действия.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В Казахстане в отличие от двух других государств прямо регламентирована обязанность лиц, в отношении имущества которых производится арест, представить документы, подтверждающие право собственности или хозяйственного ведения на объект ареста.

При этом в России аресту подлежит только имущество, принадлежащее на праве собственности, а в Белоруссии помимо имущества, находящегося в собственности, аресту может подлежать имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.