Что такое деятельность уполномоченного по правам ребенка

Чем занимаются уполномоченные по правам ребенка


» Деятельность уполномоченного по правам ребенка направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетнего. Существует как региональный омбудсмен, так и федеральный. Чтобы иметь возможность занять такую должность, необходимо удовлетворять установленным требованиям. Правозащитник активно взаимодействует с организациями, которые защищают права и интересы несовершеннолетних.

Это позволило сделать вывод о том, что далеко не все государственные структуры выполняют свои прямые обязанности должным образом. Далеко не все проблемы, касающиеся несовершеннолетних, оказываются решенными.

Зачастую это связано с тем, что жалоба от ребенка попадает на рассмотрение самому виновнику.

Подобные действия особенно актуальны для школ, так как образовательные учреждения дорожат своей репутацией.

Уполномоченный по правам ребенка обязан выполнять следующие задачи:

  • Выполнять анализ имеющейся практики. При этом уполномоченное лицо может привлекать к делу других специалистов.
  • Защищать детей от жестокого обращения.
  • Контролировать соблюдение норм законодательства, затрагивающего интересы детей. При этом правовой акт может быть отечественным или международным.
  • Контролировать деятельность местных органов, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних. Уполномоченный по детским правам может давать сотрудникам таких учреждений какие-либо рекомендации.
  • Направлять запросы в различные инстанции.
  • Обеспечивать взаимодействие различных организаций, которые занимаются решением вопросов, касающихся несовершеннолетних.
  • Оглашать детям и родителям их права и обязанности.
  • Оказывать содействие в восстановлении ущемленных детских интересов.
  • Помогать гражданам, чьи дети попали в сложную ситуацию.
  • Заниматься досудебной проверкой документации.
  • Извещать соответствующие органы о выявленных нарушениях.

Омбудсмены обязаны рассматривать поступающие к ним на рассмотрение жалобы. Они могут подаваться самими детьми или же уполномоченными представителями. Граждане могут обращаться к правозащитникам за консультацией.

Уполномоченное лицо поможет собрать необходимый пакет документов.

Жалобу на имя правозащитника может подать даже лицо, не имеющее гражданства РФ. Различные социальные и исполнительные органы обязаны защищать права и интересы несовершеннолетних. Эта обязанность ложится и на плечи родителей ребенка. Уполномоченный по правам ребенка также защищает права и интересы детей.
Уполномоченный по правам ребенка также защищает права и интересы детей.

Такая должность есть как на региональном уровне, так и на федеральном. В последнем случае назначить ответственное лицо вправе лишь президент.

Что касается регионального уровня, то уполномоченного по правам ребенка выбирают местные власти. Омбудсмен, который был назначен президентом РФ, не может быть арестован или обыскан до того момента, пока его не отстранят от занимаемой должности.

Детским омбудсменом может стать гражданин, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • Наличие высшего юридического образования. Также гражданин должен знать все международные нормы.
  • Беспартийность. Гражданин должен представлять исключительно интересы несовершеннолетних, а не каких-либо других лиц.
  • Минимальный возраст — 30 лет.
  • Стаж работы педагогом — более пяти лет.
  • Наличие гражданства РФ.
  • Гражданин не нарушал законодательство. Если имеется хоть один проступок, то заявителю откажут в должности.
  • Гражданин не занимает никакую должность.

Если не соблюдается хоть одно из вышеуказанных правил, то заявителю будет отказано в предоставлении должности. Омбудсмена можно уволить, если он:

  • Сам отказался от занимаемой им должности.
  • Умер или был признан судом пропавшим без вести.
  • Совершил преступление.
  • Не выполняет свои обязанности не в полной мере.
  • Больше не является гражданином РФ.
  • Стал недееспособным. Сюда относятся и случаи, когда лицо не может выполнять свои обязательства на протяжении четырех и более месяцев.

Любой проступок омбудсмена приведет к потере должности.

Это связано с тем, что уполномоченный по правам ребенка должен иметь безупречную репутацию.

Региональные омбудсмены появились лишь в 1998 году. В 2011 году их наделили парламентскими полномочиями.

Региональные омбудсмены обязуются выполнять следующие задачи:

  • Защищать права и интересы лиц, не достигших возраста 18 лет.
  • Обращаться в судебные органы для производственных процессов в отношении виновного лица.
  • Привлекать другие компетентные органы для помощи в защите прав и интересов несовершеннолетних.
  • Разрабатывать правовые положения регионального уровня, которые позволяли бы несовершеннолетним сохранить их права.
  • Осуществлять анализ деятельности.

Можно сделать вывод, что обязанности регионального омбудсмена практически ничем не отличаются от федеральных уполномоченных.

Региональные омбудсмены не оказывают сильное влияние на органы федерального значения. За помощью к уполномоченному по правам ребенка могут обратиться следующие лица:

  • Работники образовательных учреждений.
  • Родитель или законный представитель несовершеннолетнего, считающий, что права его отпрыска были нарушены.
  • Несовершеннолетний, чьи права были ущемлены.

Вся информация, которая предоставляется заявителем омбудсмену, должна быть конфиденциальной.

Граждане обращаются к омбудсменам в следующих случаях:

  • Неправомерные действия со стороны лиц и органов регионального и федерального значения.
  • Необходимо оспорить судебное постановление.
  • Необходимо оспорить судебное постановление после подачи апелляции.

Подать составленную жалобу можно либо лично либо через интернет. В последнем случае необходимо зайти на сайт Уполномоченного, который осуществляет свою деятельность в вашей области.

К заявлению должны быть приложены электронные копии документов. Если возникла необходимость написать заявление на имя уполномоченного по детским правам, то рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Составитель излагает свои требования.
  • В основной части заявления должно быть указано, какие права ребенка были нарушены, а также кто и когда это сделал. Если составитель предпринимал попытки защитить свои интересы, то нужно прописать это в тексте.
  • Посередине строки пишется слово «Жалоба» без точки в конце.
  • В самом начале жалобы необходимо указать лицо, к которому обращается заявитель, а также собственные данные.
  • Допускается написать жалобу от руки или распечатать ее.
  • В конце заявления составитель должен проставить дату и подпись.
  • Жалоба пишется в официальном стиле. Не нужно поддаваться эмоциям и употреблять в тексте матерные слова.
  • Если была допущена опечатка, то не нужно зачеркивать ее. В таком случае потребуется написать обращение заново.
  • Заявление имеет 3 основные части: вступительная, основная, заключительная.
  • Нужно стараться писать кратко и по делу.

Если у составителя есть на руках документация, подтверждающая факт нарушения прав несовершеннолетнего, то необходимо приложить ее к заявлению.

Если подачей заявления занимается третье лицо, то необходимо наличие доверенности, заверенной нотариально. Очень часто граждане допускают в заявлении ошибки, которые приводят к отказу в рассмотрении обращения.

Вот некоторые из них:

  • Адрес указан с сокращениями. Этого делать нельзя, так как в заявлении нужно полностью прописывать все слова (не «кв.», а «квартира»).
  • В жалобе содержатся угрозы.
  • В жалобе нет сведений о заявителе. Это значит, что обращение анонимное. Такое заявление примут только в том случае, если в нем содержится информация о будущем преступлении. Тогда рассмотрением жалобы будут заниматься другие органы.
  • Почерк заявителя невозможно разобрать. Необходимо писать четко и разборчиво.
  • Заявитель указал неверные контактные данные.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка регулируется законодательством.

Если омбудсмен допустит хотя бы одно нарушение, то его снимут с должности.

При составлении жалобы на имя уполномоченного лица, необходимо придерживаться установленных правил. Не очень 0 Пойдет 0 Полезно 1

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г.

N 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 годаОдобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 годаСтатья 1. Общие положенияНастоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.Статья 2.

Деятельность Уполномоченного1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.2. Уполномоченный содействует:1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.3.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного.

Прекращение полномочий Уполномоченного1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.Статья 4.

Требования к Уполномоченному1.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.2.
Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.2.

Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.4.

Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.Статья 5. Основные задачи УполномоченногоОсновными задачами Уполномоченного являются:1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.Статья 6.

Полномочия Уполномоченного1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.4.

Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.Статья 7.

Рассмотрение Уполномоченным обращений1.

Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье — заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

, настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.4.

О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного1.

Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.2.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.2.

Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.Статья 10.

Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы1.

Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.Статья 11.
Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.Статья 11.

Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.2.

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Статья 12.

Ответственность за вмешательство в деятельность УполномоченногоВмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.Статья 13.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.2.

Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.3.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.5.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.6.

Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.7.

Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации1.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.4.

Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.Статья 15.

Вступление в силу настоящего Федерального законаНастоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.Президент Российской Федерации В.

Путин

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

В современном мире достаточно часто дети становятся жертвами социальных явлений, несправедливости, неразумного поведения взрослых, насилия и жестокости.

Таким проблемам уделяется особое внимание не только в России, но и во всем мире.

В международной практике сформирован независимый дополнительный механизм, с помощью которого обеспечивается приоритетная и целенаправленная защита всех детей в целом и каждого несовершеннолетнего в отдельности. В РФ проблемы детства имеют приоритетное значение в государственной политике. После ратификации международной Конвенции, страна приняла на себя ряд обязательств.

Они касаются обеспечения достойных условий для жизни и развития детей.

Формирование специализированной системы защиты интересов несовершеннолетних, включая дальнейшее совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, сотрудников ОДН, омбудсмена и прочих институтов стало одной из ключевых задач в программе демографической политики государства. Концепция проработана на период до 2025 года.Учреждение должности «детского омбудсмена» произошло в 2009 году по Указу Президента.

На нее был назначен осуществляется в соответствии с ФЗ, международными документами. обладает рядом возможностей, реализуя которые, он исполняет свои обязанности. Освобождение от должности, равно как и назначение на нее, осуществляется президентом.Уполномоченный вправе:

  • Привлекать в предусмотренном порядке для проведения научно-аналитических и экспертных работ, связанных с защитой института детства, научные и прочие организации, специалистов и ученых, в том числе на договорных условиях.
  • Направлять запросы и получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию, материалы и документы от государственных органов высшего, регионального и местного уровней, должностных лиц и учреждений, беспрепятственно посещать указанные структуры власти.
  • Направлять в органы власти всех уровней в случае выявления действий/бездействий, принятия ими решений, нарушающих интересы несовершеннолетних свое заключение с рекомендациями по возможным и необходимым мерам для исправления ситуации.
  • Самостоятельно либо совместно с компетентными службами и сотрудниками осуществлять проверку работы исполнительных институтов РФ и ее субъектов, получать необходимые разъяснения от них.

Указанные возможности, по сути, взяты из закона, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека.

Однако детский омбудсмен не наделен таким широким кругом возможностей. В частности, он не может знакомиться с судебными материалами, приговорами, решениями, определениями, в том числе по отказам в возбуждении судопроизводства. Однако в содержался немаловажный пункт.

Региональным властям предписывалось определить порядок, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте.Детский омбудсмен информирует общественность и госорганы о своей работе. В своих отчетах и заключениях он разъясняет положение дел в рамках соблюдения интересов несовершеннолетних в стране.
В своих отчетах и заключениях он разъясняет положение дел в рамках соблюдения интересов несовершеннолетних в стране.

осуществляется в тесном взаимодействии с госвластью на высшем уровне и на местах, СМИ и омбудсменами и специальными комиссиями в регионах. Подготовка докладов о проделанной работе, специальных отчетов и обнародование их перед общественностью позволяет должностному лицу изложить собственную позицию, выразить свое мнение о сложившейся ситуации в сфере защиты интересов детей и в целом по всей стране, и отдельно в конкретных жизненных сферах. Деятельность уполномоченного по правам ребенка выступает в качестве мощного инструмента, воздействующего на мнение общества.Основная деятельность уполномоченного по правам ребенка связана с рассмотрением жалоб, поступающих от граждан по вопросам работы государственных, местных структур, госслужащих и иных должностных лиц.

Омбудсмен оказывает юридическую консультативную помощь лицам, которые хотят воспользоваться конституционной возможностью обратиться в международные институты (в Гаагский суд, Комитет ООН и прочие). Должностное лицо рассматривает жалобы не только от граждан страны, но и от иностранных лиц, а также не имеющих гражданства.

Несовершеннолетний, чьи интересы были нарушены, может обратиться к Уполномоченному региона или должностному лицу федерального уровня.

Если он направил жалобу сначала омбудсмену субъекта, это не является основанием для отказа в рассмотрении заявления по подобной проблеме на высшем уровне.

В компетенцию Уполномоченного входит принятие жалоб от лиц, пребывающих в учреждениях принудительного содержания (колониях и пр.). В свою очередь, администрация таких заведений обязана направлять омбудсмену обращения от таких граждан.

При этом законодательство устанавливает четкий срок для этого. Жалоба должна быть передана в течение суток после поступления руководству учреждения.

Администрация не вправе вскрывать данные письма или подвергать их просмотру иными способами.Омбудсмен может по своему усмотрению принять соответствующий акт о начале производства по обращению или отказе в нем.

Законодательство наделяет должностное лицо следующими возможностями:

  • В ряде случаев Уполномоченный вправе самостоятельно перенаправить заявление в соответствующий орган для разрешения проблемы.
  • Принять обращение к рассмотрению в случае, если заявитель ранее обжаловал работу госорганов, местных структур, служащих в административном либо судебном порядке, однако принятым решением остался недоволен. Разбирательство по обращению уполномоченный вправе начать, если оно поступило не позже года с момента нарушения интересов или с даты, когда заявителю стало известно об этом.
  • Должностное лицо может не принимать жалобу, разъяснив автору, куда ему необходимо написать в первую очередь.
  • Омбудсмен может отказать в принятии обращения к рассмотрению.

О своем решении уполномоченный обязан сообщить автору в десятидневный срок. При принятии жалобы омбудсмен уведомляет об этом соответствующий государственный или местный институт власти, должностное лицо, чья работа обжалуется. Деятельность уполномоченного по правам ребенка включает в себя контроль работы любых госорганов, структур в системе территориальной власти, учреждений, предприятий вне зависимости от их формы собственности и правового статуса, общественные объединения, воинские части.

Никто не может препятствовать исполнению омбудсменом своих обязанностей. Проверке подвергаются и должностные лица. В частности, омбудсмен может контролировать деятельность участковых уполномоченных полиции, специалистов ОДН.

Проверочные мероприятия он может осуществлять как самостоятельно, так и вместе со специализированными компетентными структурами, госслужащими иными должностными лицами.

При необходимости омбудсмен поручает выполнение экспертиз.

На основании результатов исследований он подготавливает заключения по вопросам, которые поставлены в жалобе. При этом следует отметить, что омбудсмен не выступает как уполномоченный федеральный орган аудиторской деятельности. Он осуществляет проверку работы учреждений и предприятий, непосредственно затрагивающих интересы несовершеннолетних.Для создания эффективной модели института с 1998 года Минтруд, совместно с некоторыми субъектами, начал реализовывать пилотный проект, предполагавший введение должности Уполномоченного на местах.

Программа внедрялась при поддержке ЮНИСЕФ.

На начальной стадии было учреждено пять постов.

К 1 февраля 2003 года в 12 регионах работали детские омбудсмены. В частности, осуществлялась деятельность Уполномоченного по правам ребенка в:

  • Северной Осетии-Алании.
  • Красноярском и Краснодарском краях.
  • Новгородской, Смоленской, Ивановской, Калужской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской областях.
  • Москве.
  • Санкт-Петербурге.
  • Чеченской республике.

На третьем этапе были введены должности на муниципальном уровне.

В частности, омбудсмены начали работать в Арзамасском р-не Нижегородской обл., в г.

Волжском Волгоградской обл., в г. Екатеринбурге. В пяти регионах должность была введена соответствующим законом субъекта. Так, была учреждена деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области, Самарской обл., Краснодарском кр.

и пр. Из 15-ти омбудсменов трое ведут работу на общественных началах. Порядок учреждения должностей, а также региональных омбудсменов различен. В большинстве случаев они относятся к системе исполнительной власти. Назначение должностных лиц осуществляется по распоряжению глав администраций субъектов.
Назначение должностных лиц осуществляется по распоряжению глав администраций субъектов. В тех регионах, где соответствующее решение принято в течение последних двух лет, утверждение поста проводится представительным органом либо с его согласия.

В этом случае омбудсмены наделяются парламентским статусом. Благодаря этому они получают большую независимость от исполнительных структур, что, в свою очередь, повышает результативность их работы. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, Санкт-Петербурге, Самарской обл.

и ряде других регионов осуществляется в системе специально созданного аппарата.В течение последних 5 лет должности омбудсменов были учреждены практически во всех регионах страны. Так, в 2011 году началась деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области. Соответствующий пост был учрежден указом губернатора региона.

В нормативном акте определена сфера компетенции омбудсмена, его обязанности и задачи. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области предполагает беспрепятственное посещение региональных структур, возможность запрашивать и получать необходимые материалы, документы и сведения от соответствующих органов власти, а также прочие возможности, предусмотренные указами президента и губернатора. Должностное лицо также отчитывается по проделанной работе, выступает с докладами, направляет свои рекомендательные заключения в региональные структуры власти и госслужащим.

С 2014 года осуществляется деятельность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирске.

Этот пост учрежден в соответствии с Законом № 410-оз. Нормативный акт определяет порядок работы омбудсмена, его задачи, обязанности. К основным функциям должностного лица следует отнести:

  1. Содействие развитию законодательной базы в сфере охраны интересов несовершеннолетних.
  2. Содействие восстановлению ущемленных интересов несовершеннолетних на территории региона.
  3. Обеспечение защиты свобод и прав детей в области.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирске предполагает также участие в работе по правовому просвещению, межрегиональном сотрудничестве.

В течение первых нескольких лет работы омбудсменов стало ясно, что достаточно остро стоит проблема не только ненадлежащего исполнения компетентными госструктурами и учреждениями своих обязанностей, но и нарушения ими охраняемых законом интересов несовершеннолетних. К сожалению, организация деятельности участковых уполномоченных полиции не охватывает всего спектра вопросов, касающихся института детства. Сотрудники правоохранительных структур исполняют широкий круг обязанностей.

Однако их работа затрагивает в малой степени.

Основной их задачей выступает обеспечение правопорядка.

Организация деятельности участкового уполномоченного предполагает взаимодействие с различными структурами, в том числе, специализирующимися непосредственно на работе с несовершеннолетними (ОДН).

Однако, как показала практика, этого крайне недостаточно. В этой связи утверждение на территории каждого субъекта должности уполномоченного по правам детей выступает как целесообразный шаг на пути к формированию качественно новой системы юридической защиты.

В своей работе омбудсмен дополняет существующие в регионе формы и методы обеспечения сохранности интересов несовершеннолетних.В функции уполномоченных по правам детей в регионах входит:

  • Анализ положения дел в сфере охраны прав ребенка.
  • Обеспечение законных интересов и гарантий, свобод несовершеннолетних, дополнение и развитие действующих средств и форм защиты во взаимодействии с государственными и территориальными структурами соответствующей компетенции.
  • Всемерное содействие в восстановлении ущемленных интересов несовершеннолетних.

Кроме указанных выше юридических возможностей, омбудсмен может:

  1. Обращаться в суд, компетентные структуры с просьбой возбудить дисциплинарное/административное производство в отношении лиц, виновных в нарушении интересов несовершеннолетних.
  2. Подготавливать предложения о внесении дополнений, изменений в действующие нормативные акты, регулирующие вопросы, касающиеся сферы защиты прав ребенка.

Опыт работы аппарата уполномоченного по правам несовершеннолетних показывает, что эта структура стала важнейшим звеном в системе обеспечения интересов ребенка. Этот институт занимает в настоящее время особую позицию. Он не заменяет действующие учреждения, такие как, например, органы попечительства и опеки, ОДН, подразделения социальной защиты и прочие.

Вместе с этим институт реализует свои обязанности в тесном контакте с указанными структурами.

В отличие от работающих сегодня организаций, в чью компетенцию входит обеспечение охраны интересов несовершеннолетних, аппарат уполномоченного:

  • Осуществляет независимый контроль со стороны общества за работой региональных и государственных властных структур, специализированных детских учреждений.
  • Защищает несовершеннолетних, чьи права были нарушены.
  • Содействует восстановлению ущемленных интересов несовершеннолетних.

В деятельность уполномоченного входит узкий круг вопросов. Он касается непосредственно обеспечения защиты интересов несовершеннолетних. Прокуратура, в свою очередь, наделена полномочиями, охватывающими различные направления жизни общества и государства.

В частности, она осуществляет надзор за исполнением требований закона, координирует работу правоохранительных структур и так далее. Как показывает практика, несовершеннолетний не может рассчитывать на восстановление своих интересов при обращении в прокуратуру. При этом уполномоченный является наиболее доступным институтом для ребенка в случае нарушения его прав.

Должностное лицо в силу своей компетенции и обязанностей может глубже и эффективнее заняться возникшей проблемой, своевременно выявить факты ущемления законных интересов несовершеннолетнего, оперативно отреагировать и оказать квалифицированную помощь.Эти органы также занимаются обеспечением защиты детей.

Однако их работа преимущественно направлена на решение вопросов, касающихся несовершеннолетних, оставшихся сиротами, находящихся в специализированных учреждениях, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Деятельность уполномоченного включает в себя защиту прав ребенка в рамках взаимоотношений со всеми общественными институтами.Комиссии по делам несовершеннолетних специализируются на профилактике беспризорности и безнадзорности, а также прочими, связанными с ней вопросами. В сущности, КДН занимается «проблемными» несовершеннолетними.

В состав комиссий входят представители исполнительных структур.

Уполномоченный занимается более широким спектром проблем.

Он работает на постоянной основе и лично разбирается в ситуациях.Уполномоченный в субъекте имеет полное представление о положении дел в пределах конкретной территории. Он лично принимает участие в разрешении той или иной ситуации по месту проживания несовершеннолетнего. Назначаемое либо избираемое лицо на такую должность имеет общественный авторитет.

Сама процедура передачи полномочий предполагает, что человек обладает, кроме необходимых профессиональных качеств, соответствующими личными особенностями.

Это особенно ярко проявляется в случаях, когда уполномоченные назначаются по решению законодательного органа или с его согласия.

17 января, 2016 Статья закончилась.