Что лежит в основе естественной монополии

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»


ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ А.О. Рубан, студент С.А. Шевченко, канд. пед. наук, доцент Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград) DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10962 Аннотация.

В данной статье идет речь о естественных монополиях, а именно о выявлении их сущности и характерных признаков. Также для более подробного разбора были определены цели естественных монополий и их задачи. Данная тема весьма актуальна, так как естественные монополии имеют значительное влияние на экономическую систему и формируют качество жизни населения.

Понимание их сути позволит в будущем модернизировать систему их функционирования и увеличить эффективность работы. Ключевые слова: естественные монополии, экономический механизм, конкуренция, потребители, рынок.

Всем известно, что конкуренция является ядром, основой, базисом и фундаментом свободного рынка, без нее невозможно его эффективное функционирование, а государство прямым образом несет ответственность за ее функционирование, обеспечение и защиту. Однако, существуют такие отрасли рынка, которые обладают широчайшим масштабом и огромным значением для национальной экономики и жизни населения.

В таких отраслях начинают функционировать естественные монополии Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как естественные монополии играют первостепенную роль в обеспечении стабильного развития национальных экономических систем.

Их особое значение для экономической системы страны обуславливается тем, что возникают они в стратегически важных для государства, сферах экономической деятельности и функционируют в наиболее значимых для общества сферах, обеспечивая жизнедеятельность общества и его благосостояние. В нашей стране особенно прослеживается достаточно нестабильное социально-экономическое положение и для изменения ситуации крайне необходимо учитывать фактор естественных монополий [6].

Целью данной работы является выявление сущности понятия естественных монополий и их характерных признаков. Впервые понятие «Естественная монополия» использовалось в ситуации установления контроля за использованием природных или естественных ресурсов. В 1838 г. Данное явление исследовал А.О.

Курно — французский экономист, математик, философ. Он привел пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению.

Представление о естественных монополиях и их определение претерпевали существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. На протяжении длительного исторического времени развития экономической теории предпринимались попытки определить понятие естественных монополий и методы регулирования их деятельности.

Все это указывает на эволюцию указанного явления, которая также поспособствовала развитию взглядов на сущность и содержание национальной экономики в целом.

В настоящее время различные авторы также по-разному подходят к определению понятия «естественная монополия». Так, Р.Г. Буркеева говорит, что естественная монополия — это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической материальной базы [1]».

Иванькова Е.И. понимает под естественной монополией такую разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворить большой совокупный спрос (на общественные блага и услуги первой необходимости) в условиях минимальных затрат, а потому ее деятельность легализована государством. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Однако в нашей стране принято оперировать понятием, данным в федеральном законе «О естественных монополиях».

Звучит оно так:

«естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»

[1]. Далее следует детальнее проанализировать данное определение. Получается, что естественная монополия возникает при такой рыночной ситуации, когда из-за производственных аспектов, спрос на продукцию удовлетворяется наиболее эффективно и рационально в отсутствии конкуренции, при этом организация-монополист должна покрывать спрос в полной мере, а продукция, создаваемая субъектами естественной монополии, не имеет соответствующей альтернативы, следовательно — уникальна, в результате чего спрос на этом рынке менее зависим от ценовых трансформаций, чем спрос на других рынках и на другие виды товаров.

Естественные монополии, как правило, образуются в тех областях экономики, где постоянные издержки производства довольно велики, что сопровождается значимой экономией в размерах производства, а также технологической надежностью и доступностью услуг для потребителей. Распределение производства продукта среди двух и больших по числу компаний бессмысленно, так как приведет к тому, что масштабы изготовления любой из них станут малы, а следовательно эффективность снизится, и это приведет к росту издержек каждой организации.

Конкурентная борьба тут попросту невозможна, так как в естественных монополиях смогут функционировать только крупные компании с наличием серьезных, по объемам, ресурсов и возможностей, а также они имеют ряд преимуществ в части издержек над своими конкурентами, а небольшие компании в данных обстоятельствах, не смогут выдержать конкурентной борьбы и будут вытеснены с рынка. Крупные организации без особого труда могут увеличить количество своих потребителей в обслуживаемом регионе. Формирование же новой компании-конкурента, выполняющей подобные функции, в случае возникновения вспомогательного спроса будет стоить неоправданно дорого [3].

Поскольку компании-монополисты являются единственными представителями подобных услуг или благ, то они вправе самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию или услуги, то есть выступать в роли прайс-мейкера.

Также, такие организации вправе полностью контролировать предложение выпускаемых ими благ или услуг и имеют возможность экономить за счет небольшого снижения качества производимой продукции и предоставляемых ими услуг, так как другого производителя аналогичной продукции просто не существует. На рынках естественных монополий, как и на всяких других рынках, имеется свой субъектный состав.

В него входят следующие участники: а) производители; б) потребители; в) федеральные органы государственной власти. Остановимся подробнее на каждом из участников. Первым звеном здесь являются непосредственно производители( субъекты).

Они представляют собой юридические лица, занятые реализацией и производством продукции(товаров или услуг) компании в условиях естественной монополии. Функционирование субъектов естественных монополий оказывает существенное влияние на конечные макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность любой страны: по сути естественная монополия выступает системообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее устойчивость, целостность и эффективность.
Функционирование субъектов естественных монополий оказывает существенное влияние на конечные макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность любой страны: по сути естественная монополия выступает системообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее устойчивость, целостность и эффективность. Далее идут потребители, которыми являются любые физические и юридические лица, в том числе ИП.

Они приобретают и пользуются продукцией, производимой субъектом естественной монополии.

Данное звено является важным, так как для компании-монополиста именно потребители формируют основной доход.

Последним звеном являются федеральные органы государственной власти, отвечающие за регулирование, контролирование, создание условий для эффективного функционирования естественных монополий. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . К сферам деятельности, которым свойственна естественная монополия, принято относить большую часть компаний, так называемого социального использования, предоставляющие коммунальные услуги, компании телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, транспортировки нефти, газа, передача тепловой энергии и т.д.

Из этого очевидно, что государство и общество в целом сильно зависимо от эффективного функционирования естественных монополий. Другими словами, естественная монополия — это экономический субъект, который производит, реализовывает уникальный товар со стратегической важностью для экономики государства в социально-значимой отрасли и способна удовлетворять спрос на него куда более эффективно и с меньшими издержками, нежели это делала бы группа компаний-конкурентов, из-за технологических особенностей производства, уникальности отрасли, более того, естественная монополия возникает тогда, когда одна компания в состоянии покрыть 100% спроса на товар/услугу, к тому же при более низких издержках, чем если бы это делали несколько компаний. Это говорит о том, что в естественных монополиях функционируют только крупные компании с наличием серьезных, по объемам, ресурсов и возможностей.

Также, к естественным монополиям, обычно, относят ситуации, когда компания управляет трудоемкими инфраструктурами, при том другие фирмы создать их не могут, так как не в состоянии или это, например, считается экономически неоправданным. Исходя из всего вышеперечисленного можно выделить основные характерные черты естественных монополий. К ним относится: 1. Компании, естественные монополисты, наиболее эффективно работают в условиях отсутствия конкуренции на рынке.

Это объясняется тем, что происходит экономия на масштабах производства, так как издержки очень высоки, а стоимость единицы товара/услуги такой компании является обратно пропорциональной числу ее потребителей. 2. Имеются высокие барьеры входа на рынок для других компаний. Причина этого кроется в том, что фиксированные издержки, которые связаны с деятельностью естественной монополии, в такой мере высоки, что деятельность конкурентов попросту не окупится.

3. Для естественной монополии характерна крайне низкая эластичность спроса. Продукция, реализуемая организацией-монополистом, уникальна и не имеет замены, при этом удовлетворяет важнейшие потребности населения в различных отраслях — это значит, что потребители будут пользоваться данной продукцией в любом случае. В связи с этим спрос потребителей на данный товар не изменяется в зависимости от колебаний цены.

4. Сетевой принцип. В этом случае центральная организация обладает широкими географическими и экономическими связями с региональными подразделениями. За счет этого организация-монополист осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования. 5. Организации-монополисты, в условиях естественной монополии, получают поддержку от государства, так как функционируют, как правило, в стратегически важных отраслях для экономики страны.

6. Хозяйствующие субъекты в своей отрасли рынка покрывают спрос на реализуемую продукцию полностью. 7. Хозяйствующие субъекты действуют только в рамках правового режима, направленного на регулирование и контроль их деятельности [5]. 8. В условиях естественной монополии, организация выступает в качестве прайс-мейкера, что дает ей право устанавливать цену по своему усмотрению, а также полностью контролировать предложение.

Естественные монополии обладают поистине громадным значением и влиянием на экономический механизм и, без преувеличения, являются его структурообразующим элементом. В силу своей важности естественные монополии обладают достаточно масштабными целями. К ним относят: — обеспечение стабильности, целостности и эффективности национальной экономики; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . — развитие национального производства; — эффективное использование и защита стратегически важных отраслей экономики государства.

Из этого вытекают следующие задачи: — производство, реализация и обеспечение населения уникальными и сверхважными ресурсами; — стабилизация экономики во время спадов и кризисов, за счет неэластичного спроса; — перераспределение внутренних цен во всех отраслях и определение конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках; — обеспечение жизнедеятельность отдаленных регионов страны и сельских территорий, их включенность в единую экономическую систему. Таким образом, в работе было детально проанализировано понятие естественных монополий, а также выявлены их характерные признаки.

Мы узнали, что в условиях естественной монополии фирма-монополист начинает функционировать в стратегически важной для государства отрасли и реализует уникальный ресурс, сверхважный для населения, при этом стопроцентно покрывая спрос на него и делая это с меньшими издержками, нежели это происходило бы в условиях конкуренции.

Естественные монополии играют большую роль для экономического сектора, они поддерживают внутригосударственную экономику и являются своего рода двигателем для экономического благопо- лучия страны. Библиографический список 1. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы.
Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы.

— 2013. -№2 (48). — С. 96-101.

2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ. 3. Добрынина А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория. — 2015.

— 580 с. 4. Ефимова Е.Г. Экономика. — М.: МГИУ, 2005 — 368 с. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 5. Матвеева Н.О Правовое регулировании естественных монополий.

— М.: Общество и экономика, 2012. — 144 с. 6. Кравчук Д.И. Роль естественных монополий в экономике России / Д.И. Кравчук, В.И. Кравчук // Молодой ученый.

— 2015. — №2. — С. 270-272. NATURAL MONOPOLIES: THE ESSENCE OF THE CONCEPT AND CHARACTERISTIC FEATURES A.O Ruban, Student S.A Shevchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd) Abstract. In this article we are talking about natural monopolies, namely the identification of their essence and characteristic features. Also, for a more detailed analysis, the goals of natural monopolies and their tasks were defined.

This topic is very relevant, since natural monopolies have a significant impact on the economic system and shape the quality of life of the population. Understanding their essence will allow us to modernize the system of their functioning and increase their efficiency in the future. Keywords: natural monopolies, economic mechanism, competition, consumers, market.

Естественная монополия

Вид реферат Язык русский Дата добавления 28.06.2014 Размер файла 18,4 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Признаки естественной монополии: 1. Действие закона распространяется на строго определенные сферы хозяйствования (их 9). Эти сферы определяют границы правового режима регулирования деятельности федеральных естественных монополий.

2. Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции — поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства. 3. Товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами — поскольку данные товары удовлетворяют важнейшие потребности населения и являются незаменимыми.

3. Товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами — поскольку данные товары удовлетворяют важнейшие потребности населения и являются незаменимыми.

4. Спрос на данном товарном рынке является неэластичным. Он стабилен, и даже если цена повысится, спрос никуда не денется. Существуют два типа естественных монополий: а) природные монополии.

Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста). б) технико-экономические монополии.

Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи В России монополии появились в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и другие).

Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).

Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. Одним из монопольных объединений в России является ОАО «Газпром». Оно создано путем начального преобразования в феврале 1993 г.

Государственного газового концерна, а затем в 1999 г. РАО «Газпром». На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики.

«Газпрому» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами.

«Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству.

Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования. Стратегия развития «Газпрома» базируется на ряде программ, в частности, развития минерально-сырьевой базы до 2030 г., в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.
Стратегия развития «Газпрома» базируется на ряде программ, в частности, развития минерально-сырьевой базы до 2030 г., в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

Следующей известной естественной монополией называют ОАО «РЖД». На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция создается, как правило, несколькими предприятиями. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае.

При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пока пользуется компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

Еще одной естественной монополией является Единая энергетическая система России. ОАО «РАО ЕЭС России», образованное в ноябре 1992 г., когда были объединены мощности свыше 700 энергетических объектов (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) в целях надежного функционирования Единой энергетической системы.

Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%.

РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны.

Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Экономические, организационные и технические характеристики российских естественных монополий (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») находятся на уровне высоких мировых стандартов.

Цель реформирования каждой из естественных монополий — снижение затрат на базе инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли. Указанной цели подчинено современное регулирование естественных монополий. 1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов.

Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время в России. Мы не будем рассматривать практику регулирования цен, поскольку она в большой степени зависит от неэкономических факторов, а ее процедуры нелегко формализовать. 2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.

3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции в условиях естественной монополии.

Речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример — передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования.

Аналогичная практика в свое время имела место и в России.

Естественные монополии в России не однородны. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявить, альтернативные источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли.

Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется их особой ролью и высокой значимостью не только в экономике, но и в политической плоскости. Для эффективного регулирования и достижения ожидаемых благоприятных результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы.

Для эффективного регулирования и достижения ожидаемых благоприятных результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы.

Разработка стратегии эффективного реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем: 1) определение сферы естественной монополии в рассматриваемой отрасли, выделение естественно монопольного сектора многопродуктового отраслевого рынка; 2) определение для выделенного естественно монопольного сектора мер по регулированию, направленных на обеспечение его эффективной работы с позиции максимизации общественной полезности. Рассмотрим, как с позиций теории и современных подходов к её реализации целесообразно подходить к решению такой актуальной для России задачи, как построение стратегии реформирования, отыскание эффективных методов регулирования естественных монополий.

Соответствующие методологические положения сформулируем в виде ряда принципов 1) системность применяемого инструментария: · сочетание различных мер государственного регулирования; · исследование нормативных и поведенческих аспектов формирования стратегии; · использование моделей и методов современной теории естественной монополии. 2) поэтапное формирование стратегии: · целесообразно выделять два этапа; · идентификация отраслевой естественно-монопольной структуры (первый этап); · оптимизация экономического поведения (второй этап); · необходимо выполнение каждого этапа, причем в указанной последовательности; 3) учет многопродуктовости: · необходима сегментация рынков промежуточной и конечной продукции (услуг) естественной монополии; · моделирование отрасли как многопродуктовой для диверсификации мер регулирования по сегментам рынка; 4) оптимизация стратегии реформирования: · обеспечение деятельности естественных монополий с высокой эффективностью для всех участников; · выбор и осуществление эффективного государственного регулирования наиболее экономными средствами; · субоптимизация при решении всех задач формирования стратегии на каждом из указанных этапов; 5) создание совместимых с естественной монополией конкурентных сред: · анализ возможностей использования конкуренции в определенных сегментах многопродуктового рынка; · введение специальных типов конкурентных сред; · проведение необходимых институционных преобразований; · адаптация к условиям нестационарной экономики России. Ясно, что на все из предложенных мер могут быть реализованы в ближайшем будущем.

Вместе с тем движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, в которых без него не обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем /6, с.10/: · потребителям — в виде низких цен; · нерегулируемым предприятиям — в форме большей либерализации рынка; · регулируемым предприятиям — благодаря установлению стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты.

Основная проблема масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию.

Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, это, естественно, замечено, и в настоящее время существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль. Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий. Следовательно, можно ожидать стабилизацию в сфере естественных монополий, что благоприятствует потребителю.

естественный монополист прибыль продукция Размещено на Allbest.ru .

  1. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественной монополии. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России, разработка стратегии их реформирования. Анализ функционирования естественных монополий и их функций.курсовая работа [110,5 K], добавлен 14.12.2013
  2. Анализ и последствия деятельности естественных монополий, их государственное регулирование. Виды монополистических организаций: чистая и абсолютная, естественная и искусственная. Уровень цен и тарифов на продукцию (услуги) монополий в Республике Беларусь.курсовая работа [657,1 K], добавлен 27.04.2014
  3. Теоретические аспекты изучения антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ: понятие, сущность государственного регулирования, система органов управления. Нормативно-правовое регулирование и пути реформирования естественных монополий в РФ.курсовая работа [53,0 K], добавлен 30.11.2010
  4. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике. Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий, необходимость и задачи государственного регулирования цен в России.курсовая работа [42,9 K], добавлен 25.01.2013
  5. Сущность и основные признаки естественных монополий. Реформирование и государственное регулирование естественных монополий в России. Влияние Газпрома на развитие экономики России. Газпром как естественная монополия. Будущее естественных монополий.курсовая работа [48,6 K], добавлен 12.03.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем .

© 2000 — 2022, ООО «Олбест» Все права защищены

Естественная монополия: примеры

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии.

Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий.

В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства? Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка.

Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии.

Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль.

В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд. Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики.

В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов. Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий.

Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве?

Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий.

Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ. Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка.

Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль.

Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции.

Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем.

Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины.

Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще.

В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике.

К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ.

В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше. Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа.

Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее. Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям.

Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти.

Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа.

Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба. Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г.

может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий.

В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами. Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами.

Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик.

Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи.

Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа. Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью.

В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны.

Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство.

Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям. Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика.

Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка.

Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами. Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет.

Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий.

Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков. В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий.

Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части.

Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах. Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов.

Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией.

Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики.

Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают. Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства.

Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия.

Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями.

Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается.