Что делать если груз поврежден транспортной компанией

Что делать если груз поврежден транспортной компанией

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?


Управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» 18 Января 2023 Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать.

Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании?

Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д. Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще?

Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах.

А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах.

Попробуем? У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество.

Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  1. доставить груз в целости и сохранности;
  2. доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  3. выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто.

В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз».

То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает?

Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо. Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  1. требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.
  2. требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат.

Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства.

И все они должны быть прописаны в договоре.

Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем. Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять.

Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому.

И наша задача – минимизировать свои потери. Правило № 1: озвучиваем стоимость груза. И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной.

Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью.

То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности. Правило № 2: уточняем детали. Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п. Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза.

Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные. Правило № 3: документы – наше всё. Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить.

Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой. Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д.

А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали. Вы следуете этим простым правилам?

Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза. Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт: «Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный» или: «Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е.

исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности.

Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность.

При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.). Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза. Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно.

Ан нет! Число споров со временем не уменьшается.

Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды? Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры». Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс.
Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс.

руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности. Как повели себя суды? Арбитражный суд г.

Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем.

Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил.

Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора ( ВС РФ от 15 декабря 2023 г. по делу № ). Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан).

Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем. Так было раньше. Надеемся, что больше не будет.

А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Если доходы малоимущей семьи, получавшей пособие на детей до 3 лет, остаются низкими, она вправе рассчитывать на выплаты до достижения ими 7 лет. С 2023 г. размер этих выплат может составлять 50%, 75% и 100% регионального прожиточного минимума.

Но при назначении пособия будут учитываться не только доходы семьи (а они обязательно должны быть), но и ее имущество Что важно учесть работодателям, принимающим на работу иностранных граждан, чтобы не пришлось платить штрафы в размере 800 тысяч рублей?

Причины, по которым может быть принято решение об отобрании детей у родителя, не зависят от него.

Ограничение родительских прав возможно из-за трудных жизненных обстоятельств или тяжелой хронической болезни, мешающей исполнять обязанности родителя

Транспортная компания повредила груз

Краткое содержание:

  1. . Могу я требовать возврат средств за доставку?

Советы юристов 1) .

Можно ли у них затребовать видеозапись процесса разгрузки оборудования?

1.1. Если в договоре есть такая обязанность с их стороны то можно. А если нет, то никак не затребуете. Надо иначе походить к вопросу, исходя из заключенного договора.

Груз застрахован был? ценность объявлена?

cкрыть2) . Написали претензию, но они ее не принимают т.к. отправлял груз супруг, а покупала груз супруга. 2.1. Что значит не принимают?

Отправьте почтой или курьером. 2.2. Здравствуйте. В данном случае не имеет значения, кто из Вас заказчик. Претензию направляйте почтой.

Далее — с иском в суд. Если товар приобретался физическим лицом, то и жалобу в Роспотребнадзор.

3) Транспортная компания энергия повредила груз, обнаружил повреждение только дома после распаковки, могу ли я предъявить претензию в транспортную компанию, если да то как.

3.1. Здравствуйте. Есть акт о повреждении?

4) при перевозке. Груз был полностью застрахован, повреждение обнаружила при получении, забирать груз не стала. Написала претензию, ответили, что я должна была его забрать, провести экспертизу.

Обязана ли я забирать груз? Как мне дальше действовать? 4.1. Ваш вопрос регулируется нормами ГК.

И особенно важный документ — Постановление Пленума ВС от 26.06.2018 № 26

«О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

. Если груз застрахован, вам надо действовать в соответствии с правилами страхования.

5) , половина из которого ремонту не подлежит, со слов производителя на основании фото!

Составлен акт, готовиться претензия.

Рекомендуем прочесть:  Торг 2 бланк игрушка

Нам груз надо забирать с ТК или забрать и провести экспертизу, если это потребуется?

5.1. Вам просто нужна экспертиза. Можно груз можно забрать и провести ее ели потребуется. 6) . Могу я требовать возврат средств за доставку?

6.1. Здравствуйте. На какую сумму ущерб? 6.2. Необходимо обратится с заявлением а потом уже иск подать, с ув.

7) . Составили на месте опись с претензией. Рассматривают претензию месяц. Выплатить сумму они согласны после рассмотрения. Но у меня вопрос мы потеряем время. Можем ли мы взыскать с них моральный ущерб? 7.1. Дарья, если вы физ. лицо, то можете рассчитывать на компенсацию морального вреда, но только если вы обратитесь в суд с иском о защите прав потребителей.
7.1. Дарья, если вы физ. лицо, то можете рассчитывать на компенсацию морального вреда, но только если вы обратитесь в суд с иском о защите прав потребителей. 7.2. Можете взыскать моральный вред.

Предъявите претензию, затем в суд с иском — ст.151 ГК РФ. 7.3. Согласно закона о защите прав потребителей претензия рассматривается 10 дней я как правило не жду сразу иск в суд сразу считаю ущерб проценты моральный судебные расходы и пени.

А претензия обязательна досудебное урегулирование убытков и за отказ от добровольного выполнения требований потребителя 50 5 штраф от суммы взысканной судов потребителю и 50 в бюджет города. Если необходима помощь в составление и ТД могу оказать помощь по тел. контактным указанным ниже. 7.4.

Необходимо обратится в суд с иском, с ув.

8) , посылка была не застрахована. Написали претензию, но посылку транспортная компания оставила в залог, законны ли их действия?

Возможно ли вернуть деньги за поврежденный груз? 8.1. Если не решиться миром, то придется обращаться в суд. 9) , согласно главы 40 или 41 ГК РФ она несет ответственность?

Спасибо. 9.1. Здравствуйте Валерий ГК РФ Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 1.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.10) , я произвёл только часть оплаты. Теперь транспортная компания требует оплатить остаток за оказанную некачественную услугу.

Я платить не хочу что делать? 10.1. Илья, да и не платите. Пусть обращаются в суд с соответствующим исковым заявлением. Если обратятся, то в свою очередь со встречным о законе о защите прав потребителей.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:Бесплатно с мобильных и городскихБесплатный многоканальный телефонЕсли Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможетЮристов онлайн Вопросов за суткиВопросов без ответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц.

сетях

© 2000-2023 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб.

р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение

Транспортная компания доставила груз с повреждениями: порядок действий


г. Москва Пн-Вс 9:00-23:00 Консультация юриста

Главная » Перевозка » Актуальность: 15.03.2021|груз поврежден, груз повреждён транспортной компанией, груз с повреждениями Практика показывает, что сегодня большинство грузов к их получателям доставляются именно автомобильным транспортом. Однако некоторые транспортные фирмы не всегда соблюдают все правила погрузки груза в машину, его надлежащей укладки или крепления.

Вследствие этого налицо факт того, что транспортная компания доставила груз с повреждениями. Когда данный неприятный факт обнаружен, то для того, чтобы получить денежное возмещение ущерба со стороны перевозчика, следует предпринять определенные шаги, находящиеся в правовой плоскости.

Им и посвящен наш новый материал, который можно взять на вооружение.

В этой статье:

  1. 1 Груз поврежден транспортной компанией, что делать
  2. 5 Действует ли исковая давность при перевозках
  3. 3 Каковы дальнейшие действия
  4. 2 Что необходимо сделать в первую очередь
  5. 4 Нюансы судебного разбирательства

Груз поврежден транспортной компанией, что делать Как только машина привезла получателю заказанный груз, в первую очередь стоит провести его первый визуальный осмотр на месте. О фактах повреждения могут говорить дефекты в упаковке, таре, другие внешние нарушения. Однако если упаковка целая, но имеются внутренние повреждения (например, когда перевозятся изделия из стекла или другой груз, который легко деформируется от удара), то нужно произвести выгрузку в отдельном месте и провести вскрытие тары или упаковки в присутствии водителя автомобиля.

Если в грузе будут обнаружены повреждения, то следует провести их первичную фиксацию. В дальнейшем она станет основой для составления соответствующего акта.

Также следует позаботиться о том, чтобы на место оперативно выехал эксперт (можно обратиться в торгово-промышленную палату вашего региона). Ведь в некоторых случаях именно он может определить действительный размер ущерба, к которому привело повреждение груза при транспортировке.

Далее следует переходить к составлению официальных документов касательно повреждения груза.

Их перечень определён как законодательством, так правилами по перевозке грузов отдельными видами транспорта.

Что необходимо сделать в первую очередь Итак, если ТК испортила груз при транспортировке, то в первую очередь законодательство требует оформление акта в подтверждение данного факта.

В любом случае он составляется в присутствии водителя, а также представителей грузополучателя.

Кроме того, к его оформлению могут быть привлечены и представители со стороны отправителя груза.

Следует помнить о том, что акт о повреждении груза перевозчиком составляется в ограниченные сроки. Правило требуют, чтобы он был оформлен или в момент получения груза или на следующий день. В акте должны присутствовать:

  • Дата и место его составления.
  • Суть выявленных повреждений и размер нанесенного этим ущерба.
  • Подписи всех присутствующих при оформлении акта.
  • Список лиц, участвующих в оформлении документа.

Данные о том, что акт о повреждениях был составлен, заносятся во все товаросопроводительные документы.

Законодательство предусмотрело и тот случай, когда представители транспортной организации наотрез откажутся подписывать акт. Тогда получатель груза имеет право составить данный акт в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом администрацию перевозчика.

Каковы дальнейшие действия Если груз поврежден, то следующим этапом урегулирования конфликта будет претензия транспортной компании о повреждении груза.

С ее предъявлением затягивать не стоит, так как в случае с предъявлением иска нужно принимать во внимание сокращенные сроки исковой давности, предусмотренные по отношению к транспортным спорам (но об этом позже).

Также стоит сделать акцент на том, что претензионный порядок урегулирования спора прямо предусмотрен действующим законодательством. Бланк претензии транспортной компании о повреждении груза можно скачать без труда на нашем сайте.

Здесь только нужно сделать упор на следующие моменты. В первую очередь нужно описать обстоятельства доставки (дату, место, номер машины). После этого стоит указать, в чём именно состоят выявленные повреждения в полученном грузе со ссылкой на ранее составленный акт.

Вслед за этим необходимо обосновать наличие нанесённого ущерба и его размер. Разумеется, к претензии (которая готовится в двух экземплярах) необходимо приложить копии всех документов, обосновывающих их суть. Рассматривать обращение к нему перевозчик вправе на протяжении месяца с его поступления.

Если же ответ будет отрицательным или транспортная компания согласится удовлетворить требования получателя груз только частично, то следующим шагом станет обращение в арбитражный суд.

Нюансы судебного разбирательства Экспедиция перевозки грузов характеризуются тем, что иск организации или индивидуального предпринимателя всегда рассматривает арбитраж по месту нахождения перевозчика (даже если к делу привлекается в качестве второго ответчика грузоотправитель). В случае если заказчик физическое лицо, исковое заявление подают в суд общей юрисдикции. Когда перевозчик доставил груз с повреждениями, в иске описываются их характер и доказательства причастности к этому перевозчика.

Если понадобится, то делается ссылка на заключение независимого эксперта относительно суммы ущерба и причин его возникновения.

Обязательно следует описать и вашу процедуру досудебного урегулирования спора. В частности, в иске нужно обозначить реквизиты претензии, дату её отправки, день получения ответа на неё с кратким описанием его содержания.

Исковые требования стоит перечислить по пунктам.

Ведь наряду с возмещением убытков, к перевозчику могут быть заявлены и иные требования. Все они впоследствии будут отражены списком в исполнительном листе. Размер госпошлины к перевозчику рассчитывается исходя из суммы причинённого ущерба.

Поэтому этот момент также нельзя сбрасывать со счетов.

Порядок рассмотрения дела установлен АПК и ГПК РФ.

Действует ли исковая давность при перевозках Можно предположить, что даже многие граждане, которые не имеют отношения юриспруденции, имеют представление о том, что по большинству споров срок исковой давности составляет 3 года. Однако есть исключения, в число которых входит и повреждение груза перевозчиком.

Для того чтобы обратиться с иском в арбитражный суд предусмотрен годичный срок с даты обнаружения испорченного груза. При таких обстоятельствах, рекомендуем «держать руку на пульсе» и не откладывать в долгий ящик подачу искового заявления о взыскании ущерба при перевозке. Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yur-usl.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями! 15.03.2023 Олег Владимирович Росляков Об автореОлег Владимирович РосляковЮрист, опыт работы более 22 лет. Автор статей на сайте yur-usl.ru. Сфера интересов: корпоративное, семейное, земельное и наследственное право.

Последние сообщения

  1. Представительство в арбитражном суде
  2. Возможно ли вернуть долг без расписки, договора и свидетелей в суде: алгоритм действий + исковое заявление о взыскании долга без расписки и договора займа
  3. Судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги: понятие, особенности, подача заявления

Популярные сообщения

  1. Как взыскать долг по расписке с физического лица через суд, если должник скрывается и не возвращает деньги
  2. Ответственность директора и учредителей по долгам ООО с 28 июня 2017 года

13 Сообщений.

Вопросы и ответы юриста на тему: Поиск. Новое на сайте

  1. Заявление о возбуждении исполнительного производства – типовые бланки и образцы от физических и юридических лиц, частые вопросы и ответы
  2. Представительство в арбитражном суде
  3. Если пристав исполнитель арестовал зарплатную карту – куда обращаться, краткая инструкция + заявление о снятии ареста с зарплатной карты
  4. Судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги: понятие, особенности, подача заявления
  5. Возможно ли вернуть долг без расписки, договора и свидетелей в суде: алгоритм действий + исковое заявление о взыскании долга без расписки и договора займа

—>Горячая линия 8 (499) 350-84-16 Москва 8 (812) 309-76-23 СПБ © 2011—2023 Yur-usl.ru.

Информационно-правой сайт Копирование материалов сайта без активной ссылки запрещено.

Задать вопрос эксперту Спасибо!

В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Adblockdetector

Что делать, если груз в процессе перевозки был поврежден, и какие гарантии есть у заказчика?

6 апреля 2023Индустрия грузоперевозок достаточно сложна, поэтому риск повреждения или потери груза существует всегда. В индустрии товаров и услуг гарантия от производителя или поставщика является подтверждением надежности и качества. По гарантии некачественный товар возвращается или обменивается, некачественная услуга подразумевает исправление ошибок монтажников… Транспортные услуги не исключение, однако проблемы реализации гарантии стоят особенно остро.На этапе транспортировки речь идет о сохранности товарно-материальных ценностей, и ответственность лежит на транспортной компании.

Таким образом, любая поломка с точки зрения производителя или продавца в процессе транспортировки случается по вине покупателя. А с точки зрения покупателя, ответственность за поврежденный груз должен нести перевозчик, что совершенно верно с точки зрения закона.Однако гарантии по умолчанию на транспортные услуги не предусматривается. Исключение составляет тот случай, когда груз был отправлен на собственном транспорте компании-производителя или поставщика.

В этом случае восстановить поврежденное имущество проще с физической точки зрения.Любой груз следует до получателя с сопроводительной документацией, и сведения о его состоянии указаны в накладной. Также важными документами являются договор поставки и договор с транспортной компанией. В этих документах желательно заранее предусмотреть вероятность повреждения или утери груза.Так как с точки зрения закона не урегулирована, стоит воспользоваться услугами страховой компании.

Даже если транспортная компания демонстрирует высокий уровень надежности, от неожиданностей в пути не застрахован никто.Чем больше документов с зафиксированными условиями доставки у вас на руках, тем больше шансов возместить утраченное хотя бы частично за счет транспортной компании.Надо понимать, что даже если груз был поврежден в пути, не всегда вина лежит на транспортной компании. Ненадлежащая упаковка, неправильно совершенная погрузка, изначально непригодное состояние ТМЦ – причин, по которым груз прибыл к вам поврежденным, может быть много.

Поэтому большинство транспортных компаний готово взять на себя ответственность, если услуга была оказана в формате «под ключ».В этом случае инвентаризацией, проверкой состояния, упаковкой груза, а также погрузо-разгрузочными работами занимается транспортная компания. Это отражается на общей стоимости услуг, но действительно дает заказчику гарантию на сохранность груза.Дело не в том, что транспортная компания таким образом получает больше прибыли. Услуга под ключ позволяет проконтролировать все этапы транспортировки специалистам и обеспечить ТМЦ действительно безопасные условия перевозки.

В этом случае при повреждении груза не приходится долго выяснять, кто виноват, поскольку все этапы перевозки прозрачны и наглядно видны.Таким образом, заказывая услуги грузоперевозок под ключ, вы обезопасите и себя, и транспортную компанию от ненужных расходов.

Транспортная компания испортила/потеряла груз: что делать

Ситуации, когда транспортная компания теряет или портит груз, к сожалению, нередки. Причин тому много: халатность персонала, неотлаженные процедуры хранения, транспортировки и передачи грузов, а также независящие от компании-перевозчика обстоятельства (стихийные бедствия, аварии и т.п.).

Какой бы ни была причина, итог один — груз получателю доходит в ненадлежащем виде или не доходит вовсе. Что делать в этих случаях, какие действия предпринимать и какие могут быть варианты развития событий, разберем ниже.

Один из самых главных документов — Гражданский кодекс РФ.

В частности, порядок взаимодействия с перевозчиком по поводу утери и порчи перевозимого груза описан в статьях 796 и 797.

Перевозки груза на автотранспорте регламентирует

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

, утвержденный федеральным законом РФ № 259-ФЗ в 2007 году (далее — УАТ РФ), В случае с международными перевозками действует «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (она же КДПГ). Помимо указанных документов, ответственность участников сделок помогут определить заключенные договора на оказание услуг между компанией-перевозчиком и грузоотправителем. Споры, связанные с взаимодействием юридических лиц, в том числе и касательно порчи, утраты грузов во время перевозок и ответственного хранения, решают арбитражные суды.

Для того, чтобы не переписывать полностью или не цитировать тексты действующих документов и законов, обозначим основные аспекты, позволяющие истцу претендовать на возмещение (компенсацию) стоимости утерянных или испорченных грузов транспортной компанией.

  • Подача исков ограничена жесткими сроками — один год с момента обнаружения факта недовоза или порчи (точный момент отсчета регламентируют соответствующие кодексы и уставы, в зависимости от типа транспорта и условий перевозки).
  • Необходимость доказывать невиновность лежит на компании-перевозчике. Это значит, что для суда при обращении истца (компании-страхователя груза, отправителя или получателя) перевозчик остается главным ответчиком, только если не докажет обратного.
  • Снять обязательства по уплате штрафов, возмещений и т.п. суд может только после доказательства компанией-перевозчиком факта, подтверждающего, что ситуация возникла по неустранимым и непреодолимым причинам, независящим от ответчика. К таким фактам могут относиться всевозможные форс-мажоры: наводнения, землетрясения, другие стихийные бедствия, аварии по вине третьих лиц и др.
  • Для того, чтобы суд признал факт передачи груза под ответственность перевозчика, у обвинителя в обязательном порядке должен иметься документ, подтверждающий переуступку товарно-материальных ценностей. Иными словами, без подписи о том, что перевозчик принял груз под свою ответственность, дело может развалиться как безосновательное.

Если говорить о размерах компенсаций, то документами установлены следующие положения:

  1. если испорчена часть груза, то перевозчик компенсирует разницу, равную размеру ущерба, то есть сумму уценки товара в результате его порчи.

    Если же товар нельзя восстановить (полученные дефекты неустранимы), то оплачивается полная стоимость испорченного груза (не всей партии, а только того товара, который восстановить нельзя);

  2. помимо возмещений по порче или утере груза, перевозчик обязан вернуть стоимость за свои услуги, если они были обозначены отдельной суммой (не входит в стоимость груза).
  3. в случае утраты компенсируется полная стоимость груза (тех позиций, что были утеряны);
  4. если у груза была объявлена фиксированная стоимость, то компенсации производится согласно последней;

Часто происходит так, что согласно договору поставки между перевозчиком и грузополучателем (отправителем) прописывается обязательное условие осмотра и проверки товара при его сдаче, а также при его получении.

Однако, для ускорения процедур приемки грузополучатели не убеждаются в качестве перевезенного груза и подписывают акт передачи. Такое случается сплошь и рядом. А зря. Таким образом, получатель берет на себя всю ответственность, даже если позже выяснится, что груз в процессе транспортировки был поврежден, частично утерян и т.п.

Доказать свою правоту скорее всего не получится.

Как же действовать в ситуациях приемки и отправки, чтобы максимально обезопасить себя от неоправданных рисков?

  • Спор по сложившейся ситуации по недостаче, порче, опоздании в сроках поставки решается в первую очередь в досудебном порядке между участниками процесса. Для этого грузополучатель (отправитель) составляет письменное требование в сторону компании-перевозчика (это претензия к транспортной компании), в котором обозначает понесенный ущерб и другие обоснованные требования, подлежащие устранению ответственной стороной. Сроки и порядок подачи претензий описываются в соответствующих уставах и кодексах.
  • Ввиду того, что возможная компенсация за испорченный или недовезенный товар будет исчисляться в первую очередь из его обозначенной заранее стоимости, для минимизации издержек и необходимости доказывания действительной цены груза необходимо точно и явно указывать его стоимость.
  • Иск подается в арбитражный суд только в том случае, если перевозчик в полном или частичном объеме отказывается от компенсации в пользу пострадавшей стороны.
  • Для того, чтобы ваша сделка с компанией-перевозчиком была официальной, нужно в обязательном порядке заключать договор на оказание услуг со всеми необходимыми разделами и четко, недвусмысленно прописанными процедурами передачи/приемки грузов.
  • Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется соответствующий акт, с которым ознакомляется представитель транспортной компании (ответственное лицо). Именно этот документ будет служить основой для последующих действий по получению компенсаций. Для оценки ущерба лучше всего пригласить независимое лицо, например, эксперта из торговой палаты вашего города. К слову, представитель перевозчика может отказаться от подписания акта, тогда документ составляется в одностороннем порядке. В самих сопроводительных документах подпись о приемке ставится только с указанием того, что была обнаружена недостача/повреждение груза, которые детально описаны в акте (никаких стандартных реквизитов для этого не предусмотрено, это может быть короткая запись от руки, например, «Был составлен акт о повреждениях/недостаче №__», если такого поля не предусмотрено в сопроводительных документах).
  • Груз (товар) должен быть документально передан под ответственность перевозчику (должен существовать подписанный обеими сторонами акт, накладная).
  • Если груз особо важен и ценен — застрахуйте его перед отправкой.
  • При приеме товар в обязательном порядке осматривается грузополучателем. Акт или накладная о получении товара/груза подписывается только в том случае, если груз не пострадал, пришел без недостачи, в том виде, в котором он был сдан на транспортировку.

Написание претензии перевозчику — обязательный этап.

Если вы сразу обратитесь в суд, то можете получить отказ в делопроизводстве. Четко установленного формата претензии нет, она составляется в свободной форме со всеми необходимыми реквизитами, как для любого делового документа. Стоит отметить, что если стоимость перевозимого груза не была четко указана в договоре, то расчет суммы компенсации при утере или порче будет производиться на основе аналогичных товаров по месту получения.

Последнее необходимо доказать документально. Если же груз при приеме не досматривался (то есть нет возможности доказать, что перевозился конкретный предмет, стоимость которого можно определить), то транспортная компания с большой степенью вероятности выплатит компенсацию из расчета веса (размер компенсации за килограмм может определяться в договоре). Даже если вы застраховали груз, в случае его утраты можно остаться без компенсации ввиду стечения следующих обстоятельств:

  • случай утери, порчи не будет определен в договоре страхования;
  • повреждение груза или его пропажа вызваны независящими от перевозчика причинами.

В этих случаях суд может занять сторону ответчиков.

Для подачи правильного судебного иска лучше всего ознакомиться с судебной практикой по ситуациям, схожей с вашей.

Тогда вероятность успешного исхода дела будет значительно выше.Смотрите комментарий эксперта — юриста в области транспортного права:

  1. .
  2. ,

Автор материала Олег Легин Эксперт по малому и среднему бизнесу. За плечами: крупный ритейл, складская логистика, маркетинг.

Повреждение, порча, бой груза — что делать перевозчику?

При порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика.

Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза.

Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 52 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 21.12.2023 № 2200), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

Рекомендуемые к ознакомлению статьи, касающиеся повреждения грузов: Утрата или повреждение груза при целой пломбе Порча груза при несоблюдении температурного режима В любом случае, при обнаружении боя или порчи груза получатель обязан составить соответствующий акт (часть “в”, пункт 81 Правил перевозки грузов).

Требования к содержанию акта устанавливаются пунктом 84 Правил перевозки грузов.

Акт о порче или бое груза должен содержать: а) дату и место составления акта;б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;г) описание и фактический размер испорченного или разбитого груза;д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);е) подписи лиц, участвующих в составлении акта.

Кроме того, в соответствии с пунктом 85 ППГАТ, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя, а в транспортной накладной (или в заказ-наряде, если заключался договор фрахтования), путевом листе и сопроводительной ведомости должны быть сделаны отметки о составлении акта.

Повреждение груза в результате ДТП.

В случае, если бой (повреждение) груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, ответственность за несохранность перевозимого груза несёт перевозчик, даже если вина водителя транспортного средства — участника ДТП — отсутствовала.

Это утверждение часто становится предметом дискуссий перевозчиков. Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Суды исходят из того, что вина перевозчика за повреждение, бой и недостачу груза презюмируется (является заранее установленной) и что бремя доказывания отсутствия вины в порче груза целиком и полностью ложится на перевозчика.

При этом ДТП, внезапные возгорания автомобиля в ходе перевозки и прочее не являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности.

Подробнее об этом можно прочитать в Определении Верховного суда РФ от 2 апреля 2015 г. по делу № А40-80408/2013 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20 марта 2012 года. Договорная ответственность перевозчика.

Многие перевозчики не уделяют должного внимания условиям подписываемых договоров. К примеру, во многих договорах устанавливается обязанность перевозчика контролировать качество упаковки и состояние принимаемого к перевозке груза, его размещение и крепление в кузове транспортного средства на предмет соблюдения требований безопасности перевозимого груза. Хотелось бы отметить, что в большинстве случаев суды принимают сторону грузовладельца или диспетчера, если в договоре имеются подобные пункты, несмотря на то, что положения пунктов 50, 52 Постановления Правительства от 21.12.2023 года № 2200 являются по сути императивными.

Судьи в этом случае опираются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и её пределах», в частности, на выводы, сделанные в пункте 4: «Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная.

В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ».

Из этого можно сделать важный вывод: перевозчику следует внимательно читать предлагаемый ему договор, а в идеале — работать на условиях своего договора, составленного таким образом, чтобы его положения были паритетными для обеих сторон. Право грузовладельца передать перевозчику поврежденный груз. В случае возмещения перевозчиком стоимости поврежденного или испорченного груза возникает вопрос: должны ли ему передать этот груз, за который он заплатил?

Логика перевозчика в этом случае такова — я заплатил за эту вещь, следовательно, могу забрать ее себе. Однако, такие размышления неверны в своей основе. Возместить стоимость поврежденного груза перевозчик обязан, так как возмещение ущерба есть мера гражданско-правовой ответственности.

Обязанность перевозчика возместить причиненный ущерб установлена законодательством (ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ); при этом никаких прав на поврежденный груз он не получает.

Одновременно с этом законодательство РФ не предусматривает обязанность грузополучателя передать перевозчику поврежденный груз, стоимость которого он возместил.

Переход вещи (вещей) во владение другого лица допускается в результате исполнения сделки — купли-продажи, поставки, дарения и т. п., поэтому о том, что перевозчику будет передан поврежденный или испорченный груз, можно договориться и закрепить достигнутую договоренность в письменном виде. Договориться можно в любой момент — как до перевозки (самый логичный вариант — урегулировать этот вопрос в договоре перевозки), так и после выявления факта повреждения груза.

Что делать если произошло повреждение груза при перевозке? При обнаружении порчи или боя груза при перевозке лучше всего будет посоветоваться с юристом. Крайне важно, чтобы размер ответственности перевозчика за порчу груза был установлен правильно, ведь не секрет, что часто грузовладельцы пытаются “повесить” на перевозчика не только фактически причинённые убытки, вызванные повреждением груза при перевозке, но и необоснованно, искусственно завысить размер этих убытков.

К примеру, при повреждении упаковки перевозчику предъявляют к возмещению стоимость груза, находящегося в этой упаковке, что, конечно же, не правильно. Не стоит откладывать консультацию до того момента, когда в ваш адрес будет направлена претензия или судебный иск по поводу возмещения ущерба за повреждение или порчу груза. Чем раньше Вы обратитесь за консультацией, тем меньше шансов, что вы понесёте лишние затраты.

Оптимальное время для обращения за консультацией — сразу после обнаружения порчи, боя или повреждения груза, до составления акта. Если дело дойдёт до суда, то вы можете смело обращаться за защитой своих прав.